Добровольная сертификация уменьшит налог

Добровольная сертификация уменьшит налог

13.03.2006

При выборе исполнителя заказчик, как правило, предпочитает того, кто следит за качеством своих работ. Поэтому большинство фирм стремится подтвердить свое преимущество сертификатом качества. Но полученное таким образом лидерство на рынке неизменно оборачивается налоговыми хлопотами для бухгалтера.

Наличие у фирмы сертификата соответствия системы менеджмента качества давно стало неотъемлемым условием участия в тендерах. Это и понятно. Организаторы торгов хотят видеть в партнерах компанию, которая строго следит за тем, чтобы ее работы отвечали требованиям международных стандартов.

Как известно, спрос порождает предложение. И вот на российском рынке появился ряд предприятий, помогающих в постановке систем управления качеством и получении соответствующего международного сертификата. Услуги их недешевы и достигают десятков тысяч долларов США. Желание организаций принять такие затраты в налоговом учете весьма разумно. Но скорее всего свое право на это им придется отстаивать.

Затраты на будущее

На основании пункта 65 Положения по ведению бухучета и отчетности (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), затраты, произведенные фирмой в текущем периоде, но относящиеся к следующим периодам, отражаются как расходы будущих периодов. Для них специально предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Затраты на сертификацию учитываются именно на счете 97 и подлежат списанию в течение периода, к которому относятся. Порядок списания компания может установить самостоятельно. Например, равномерно, пропорционально объему продукции или в другом порядке. Главное – способ списания закрепить в учетной политике. В основном фирмы предпочитают метод равномерного списания. Как правило, срок действия сертификата составляет три года (36 месяцев). В течение всего этого срока затраты на его получение подлежат списанию на расходы текущего периода равными частями.

Неочевидные расходы

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы компании на сертификацию продукции и услуг.

Вместе с тем сотрудниками Минфина было высказано мнение, что система менеджмента качества не является продукцией или услугой организации. Следовательно, расходы на ее сертификацию не учитываются при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-03-01-04/1/11).

Однако, на наш взгляд, данная точка зрения не является бесспорной. Дело в том, что полученный сертификат подтверждает не просто соответствие системы менеджмента качества международным стандартам, а распространяет область действия сертификации именно на услуги предприятия. Например, сертификат выдается на руководство, организацию и реализацию программ по строительству зданий и сооружений, осуществление функций заказчика и генерального подрядчика.

Кроме того, правомерность учета затрат на добровольную сертификацию системы менеджмента качества в составе прочих расходов не раз подтверждалась в официальных разъяснениях. Например в письме УМНС по г. Москве от 13 сентября 2002 г. № 26-12/ 43409. Налоговые специалисты указали, что фирма вправе производить списание затрат на проведение работ по сертификации равными долями исходя из срока действия сертификата при условии осуществления выпуска сертифицированной продукции.

В письме УМНС по г. Москве от 18 ноября 2002 г. № 26-12/55776 налоговики сделали акцент на следующем. Расходы фирмы должны быть обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ). К тому же сертификация должна быть проведена с учетом всех требований, установленных Законом от 10 июня 1993 г. № 5151-1. Таким образом, при соблюдении всех условий суммы, потраченные на добровольную сертификацию системы качества, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Значит, такие суммы будут уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль организации.

Следующая проблема состоит в том, что сертификаты соответствия систем качества, как правило, выдаются иностранными органами по сертификации. Это логично, учитывая, что подтверждается соответствие международному стандарту (ISO 9000 «Системы менеджмента качества»). Этот вопрос налоговые работники затронули в письме УМНС по г. Москве от 23 января 2004 г. № 26-12/2507.

Чиновники указали, что расходы на сертификацию продукции и услуг включаются в состав расходов для целей налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат. Для этого они должны быть произведены в порядке, установленном Законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В статье 30 данного закона говорится: «Полученные за пределами Российской Федерации документы о подтверждении соответствия... могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Вывод специалистов ФНС закономерен. Расходы на получение «иностранного» сертификата о внедрении и применении системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом могут равномерно включаться в состав затрат в течение всего срока действия документа. Однако есть одно условие: у Российской Федерации с этим государством должен быть заключен международный договор о сотрудничестве в области сертификации. В частности, такие соглашения подписаны с Грузией, Эстонией и т. д.

Правомерность списания рассматриваемых расходов в налоговом учете в течение срока действия сертификата подтверждается и сложившейся арбитражной практикой (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2005 г. по делу № А05-4150/03-224/13).

Если при проверке контролеры все же попытаются исключить из налоговых расходов указанные затраты, то штраф не последует в любом случае. Поскольку выполнение фирмой письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах финансового либо налогового ведомства является обстоятельством, исключающим вину. В данном случае налогоплательщик не подлежит ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Фирмы-«упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» начиная с 1 января 2006 г. могут также учесть затраты на сертификацию. Такое дополнение в статью 346.16 Налогового кодекса внес закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ.

Вычет «на потом»

Приобретение сертификата позволит компании раcсчитывать на получение крупных заказов, возможно даже с привлечением зарубежных инвестиций. Понятно, что это в разы может увеличить объемы реализации. Поэтому правомерность налогового вычета по НДС сомнений не вызывает. Вопрос лишь в том, когда предъявить входной налог к зачету: сразу при получении сертификата или пропорционально списанию его стоимости на расходы в налоговом учете?

Чиновники придерживаются второго варианта. Например, московские налоговики свою позицию сформулировали в письме УМНС по г. Москве от 10 августа 2004 г. № 24-11/52247. Они рассмотрели вопрос о применении налоговых вычетов по НДС относительно затрат на сертификацию. Итак, чиновники считают, что если затраты на сертификат фирма относит на расходы при расчете налога на прибыль равными долями в течение срока действия сертификата, то сумма НДС подлежит зачету в доле, пропорциональной сумме «сертификационных» затрат, списанных на расходы в текущем отчетном периоде.

С. Андрианова, налоговый консультант

Личный автомобиль в служебных целях

Фирма взяла на работу сотрудника со своим автотранспортом. За использование личного автомобиля организация может платить ему компенсацию, заключить договор аренды транспортного средства или безвозмездного пользования. Какой из этих вариантов наиболее выгоден? Давайте разберемся.

Часто наличие личного автотранспорта является одним из условий приема на работу. Автомобиль или мотоцикл сотрудник будет использовать в служебных целях. В этом случае работник имеет право на денежную компенсацию (ст. 188 ТК РФ). Организация вправе сама установить ее размер, затем согласовать с работником и зафиксировать в трудовом договоре.

Оформляем компенсацию

Сумма компенсации будет зависеть от марки транспортного средства и от того, насколько интенсивно оно используется. В состав выплаты могут включаться расходы на бензин, текущий ремонт и т. п. Или эти затраты берет на себя сам работодатель.

В нашем случае компенсация за использование личного автотранспорта выплачивается тем работникам, чья деятельность связана со служебными поездками. Список таких сотрудников определяет руководитель. Разъездной характер работы этих людей должен быть зафиксирован в их должностной инструкции.

Чтобы получать выплату, сотрудник фирмы должен принести в бухгалтерию нотариально заверенную копию техпаспорта. Если работник ездит по доверенности, то еще и копию этого документа. Затем руководитель организации издает приказ о назначении компенсации. В нем указывается ее размер и кому она назначена. Компенсация начисляется ежемесячно в твердой сумме независимо от количества календарных дней в месяце. Для ее выплаты кроме приказа руководителя необходима разъездная ведомость или иной аналогичный документ.

Считаем налоги

Как мы уже говорили, размер возмещения определяется в трудовом договоре. Однако при исчислении налога на прибыль к расходам может быть отнесена сумма, не превышающая норм, указанных в постановлении Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 (подп. 11 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270 НК РФ). При этом в них уже заложен износ, расходы на ГСМ, техническое обслуживание и ремонт. Поэтому перечисленные затраты на автомобиль дополнительно не могут учитываться в составе расходов (письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-01-02/140).

Сумма компенсации не облагается ЕСН и взносами в ПФР (подп. 2 п. 1 ст. 238 либо п. 3 ст. 236 НК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). А вот с НДФЛ ситуация спорная.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ, НДФЛ не облагаются любые компенсационные выплаты (в пределах норм), установленные законодательством РФ и связанные с исполнением трудовых обязанностей. В связи с тем, что право устанавливать размер компенсации прописано в Трудовом кодексе, вся выплачиваемая сумма не должна облагаться этим налогом.

Однако налоговая служба на этот счет придерживается иного мнения (письмо МНС России от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419@). Как разъяснили инспекторы, стороны трудового договора не могут устанавливать нормы, а вправе лишь определять размер компенсации. Поэтому нужно применять норму, установленную Постановлением № 92, в пределах которой компенсация не будет облагаться НДФЛ.

Понятно, что этой суммы недостаточно для покрытия всех расходов. Поэтому разницу между договорной ценой за пользование автомобилем и нормой компенсации можно восполнить либо сверхнормативной компенсацией, либо материальной помощью.

Возможны варианты

Есть два вида договоров аренды транспортных средств: с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и без экипажа (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды автомобиля с экипажем хозяин предоставляет его фирме за плату во временное пользование с оказанием услуг по его управлению и технической эксплуатации. То есть по данному договору в любом случае ремонтировать автомобиль обязан его владелец.

Как известно, выплаты в рамках договоров аренды не являются объектом обложения ЕСН, а вот с доходов по управлению и ремонту ЕСН исчисляется. В связи с этим сумму вознаграждения по указанному договору необходимо разделить. При формировании налоговой базы по прибыли сумма арендной платы учитывается в составе расходов (письмо Минфина России от 10 февраля 2004 г. № 04-04-06/21). Расходы на бензин также несет арендатор согласно ст. 636 ГК РФ, но это в случае если иное не установлено договором. При исчислении НДФЛ работник вправе воспользоваться профессиональным налоговым вычетом (п. 2 ст. 221 НК РФ).

По договору аренды без экипажа владелец предоставляет автомобиль фирме за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации. За пользование автомобилем фирма платит ему арендную плату.

Затраты организации, произведенные по такому договору аренды, в том числе затраты на приобретение топлива исходя из фактического пробега автомобиля, а также затраты на приобретение запасных частей и ремонт могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/463). ЕСН арендная плата не облагается, а НДФЛ удерживается арендатором со всей суммы.

По договору безвозмездного пользования владелец автомобиля обязуется передать его в безвозмездное временное пользование организации, а последняя обязуется вернуть его в том же состоянии, в каком получила, с учетом износа (ст. 689 ГК РФ).

Ремонт автомобиля, полученного в безвозмездное пользование, является прямой обязанностью организации (ст. 695 ГК РФ). Поэтому затраты на него учитываются в расходах при условии, что они не возмещаются ссудодателем. Расходы на бензин также учитываются в полном объеме согласно путевым листам (подробно об этом мы писали в ПБ № 7, 2005, стр. 54). До недавнего времени вопрос относительно возникновения у организаций дохода в виде экономической выгоды считался спорным, но чаще всего решался в пользу плательщиков. Однако 22 декабря 2005 г. Президиумом ВАС РФ было издано информационное письмо № 98, содержащее рекомендации по решению спорных вопросов, касающихся налога на прибыль. В пункте 2 письма указано, что в случаях безвозмездного пользования имуществом, у организации возникает доход согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса в виде экономической выгоды (ст. 40, 41 НК РФ).

Что выгоднее

Для ответа на вопрос рассчитаем расходы фирмы по всем предложенным вариантам и сравним их.

Пример

Руководитель фирмы и автовладелец договорились о вознаграждении за пользование автомобилем в размере 5000 руб. в месяц. Допустим, ремонтирует автомобиль фирма, переведенная на ЕНВД, поэтому ее услуги НДС не облагаются. Предположительно расходы на бензин по данному автомобилю в месяц составят 10 000 руб.

1. Компенсация за использование личного транспорта.

Учитывая, что компенсация по норме составляет всего 1500 руб. (или 1200 руб.), расходы сотрудника на ремонт автомобиля и бензин можно возместить выплатой материальной помощи или компенсацией сверх норм в сумме 13 500 руб. (15 000 – 1500). В обоих случаях эти расходы не уменьшают облагаемую налогом прибыль.

Расходы фирмы составят 14 640 руб. (5000 руб. + 10 000 руб. – 1500 руб. x 24%).

2. Договоры аренды с экипажем.

В этом случае расходы распределим следующим образом. 10 000 руб. – ГСМ, 3000 руб. – аренда, 2000 руб. – услуга по управлению.

Расходы фирмы по этому договору составят 11 400 руб. (3000 + 2000 + 10 000 – 3600), где:

3000 руб. – арендная плата;

2000 руб. – услуги по управлению;

10 000 руб. – расходы на бензин;

3600 руб. – экономия по налогу на прибыль (15 000 руб. x 24%).

Услуги по управлению подпадают под ЕСН и взносы в ПФР. Ремонт автомобиля должен производиться за счет автовладельца. Если ремонт автомобиля оплатит организация, эти затраты уменьшат налоговую базу по прибыли и с них также нужно будет уплатить ЕСН и взносы в ПФР.

3. Договоры аренды без экипажа.

Расходы фирмы по этому договору составят 11 400 руб. (5000 + 10 000 – 3600), где:

5000 руб. – арендная плата;

10 000 руб. – расходы на бензин;

3600 руб. – экономия по налогу на прибыль (15 000 руб. x 24%).

Если организация будет за свой счет ремонтировать автомобиль, стоимость ремонта также уменьшит налоговую базу по прибыли.

4. Договор ссуды.

Поскольку ссуда является безвозмездным пользованием, материальная помощь автовладельцу (5000 руб.) не уменьшит облагаемую налогом прибыль фирмы. Поэтому экономить на налоге на прибыль остается только с суммы расходов на бензин (10 000 руб.).

Расходы фирмы составят 12 600 руб. (10 000 руб. + 5000 – 10 000 руб. x 24%).

Если организация будет за свой счет ремонтировать автомобиль, стоимость ремонта также будет уменьшать налоговую базу по прибыли.

Таким образом, наиболее выгодны как для фирм, так и для владельцев автомобилей договоры аренды и ссуды. Наименее рациональный вариант – выплата хозяину автомобиля компенсации.

Для «упрощенцев»

Налогоплательщики, использующие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут уменьшить налоговую базу единого налога на суммы компенсаций за использование в служебных целях личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Так же, как и по налогу на прибыль, эти расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Как и при обычной системе налогообложения, инспекторы настаивают на том, что при исчислении с компенсаций НДФЛ и взносов по обязательному пенсионному страхованию должны учитываться нормы, установленные Постановлением № 92. В связи с этим у «упрощенцев» возникает такая же проблема с исчислением с сумм компенсаций НДФЛ и взносов в ПФР, как у обычных плательщиков с НДФЛ, рассмотренная нами выше. Следует иметь в виду, что на «упрощенцев» с 2006 года уже однозначно не распространяется норма п. 3 ст. 236 НК РФ, позволяющая не исчислять ЕСН с выплат, не относимых к расходам по налогу на прибыль.

При аренде автомобиля расходы учитываются в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Иных отличий по аренде, а также по безвозмездному использованию транспортного средства от порядка, рассмотренного выше, нет.

Д. Аборин, ведущий эксперт-консультант

компании Правовест

внимание

Компенсация не начисляется за те дни, когда работник болел, находился в отпуске или командировке (если в командировку он не поехал на своем автомобиле).

внимание

Владельцам грузовиков следует обратить внимание на тот факт, что подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусматривает уменьшение прибыли организации на суммы компенсации по использованию легковых автомобилей работников. И нормы Постановления № 92 также определены только для них. Ситуация, при которой работник использует личный грузовой автомобиль, законодательством не урегулирована. Получается, что такую компенсацию можно включить в расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в размерах, установленных соглашением сторон.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное