Логика из первых уст

Логика из первых уст

13.03.2006

Изменения, которые вступили в силу с начала года, постепенно входят в бухгалтерскую жизнь. Конечно, возникает много вопросов по применению тех или иных новшеств. На некоторые из них мы получили ответы на недавно состоявшемся семинаре, организованном ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Первой выступила Ирина Муравьева, начальник отдела методологии НДС ФНС России. Лектор дала бухгалтерам ряд ценных рекомендаций в связи с новыми требованиями к расчету этого налога.

Работаем по предоплате

В новой редакции статьи 167 Налогового кодекса, которая вступила в силу с 1 января 2006 года (Закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ), дата поступления оплаты определяет момент возникновения базы по НДС, если отгрузка товара произойдет позднее. Поэтому документальное оформление предоплаты требует от бухгалтера особого внимания.

Полученную предоплату необходимо провести в книге продаж дважды. Первый раз по счету-фактуре в одном экземпляре (только для себя). Второй раз эта сумма попадет туда в составе счета-фактуры на отгрузку товара. А третий раз необходимо отразить первоначальный счет-фактуру по авансу в книге покупок. Тогда будет основание для вычета по НДС и заполнения строки 250 декларации по этому налогу.

Ошибки начинающих

Как указала Ирина Муравьева, оплату товара можно провести в разных формах. Для целей начисления НДС Налоговый кодекс негласно устанавливает их равенство. Но, по мнению лектора, не все налогоплательщики успели разобраться, как быть с предоплатой, которая поступила путем передачи имущества или ценных бумаг. Поскольку ситуация не получила ясного толкования в законодательстве, у тех, кто не включил «имущественный» аванс в декларацию по НДС, будет возможность представить уточненную декларацию. Это можно сделать после опубликования официальных разъяснений на эту тему.

По входному НДС, в случае когда покупатель обязуется рассчитаться за товар своим имуществом, принцип «отгрузки» не действует (п. 2 ст. 172 НК РФ). На вычет можно претендовать только после перехода права собственности на это имущество к поставщику. А с 2007 года норма будет еще более жесткой. Налоговая инспекция примет к зачету НДС только при перечислении его в денежной форме поставщику, независимо от способа расчетов, избранного сторонами договора.

По словам г-жи Муравьевой, много вопросов вызывает новая «рекламная» льгота (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Речь идет о передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 рублей.

Так как наработанной практики по этой норме не существует, лектор посоветовала направлять запросы в региональные представительства Государственного антимонопольного комитета. На основании ответов чиновников будет ясно, что считать рекламой, а что не считать.

Как быть с суммовыми разницами?

Лектор затронула и другую наболевшую проблему – инвентаризацию дебиторской задолженности по контрактам, заключенным не в рублях. Требование отразить результаты инвентаризации «дебиторки» по балансовой стоимости задело за живое тех, кто в прошлые годы применял кассовый метод. Г-жа Муравьева отметила, что нелишним будет сделать сноски и указать в них реальные суммы в валюте договора. Информация в сносках пригодится бухгалтерам для выяснения спорных моментов. По словам лектора, есть надежда, что в недалеком будущем Минфин прокомментирует этот вопрос. А пока: «Все, что не взяли по НДС, то мое» – с этого начал свое выступление начальник управления налогообложения прибыли ФНС России Олег Хороший.

Не будьте фантазерами

Участник подготовки проекта изменений приоткрыл «дверь на кухню» налоготворчества. Некоторые поправки к главе 25 Налогового кодекса подсказаны сюжетами из практики многих бухгалтеров. Например, дополнение об иных документах, косвенно подтверждающих произведенные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Г-н Хороший рассказал историю, которая стала поводом для внесения очередных изменений в Налоговый кодекс.

Работник, вернувшийся из командировки, потерял билет на самолет. Возник вопрос: можно ли принять в качестве оправдательного документа дубликат, выданный авиакомпанией? При этом прочие документы у фирмы были: приказ о командировке, платежка за проживание в гостинице, отчет сотрудника о выполнении служебного задания. То есть все обстоятельства подтверждали факт хозяйственной операции. Но на основании старой редакции кодекса стоимость потерянного билета не могла быть включена в сумму расходов.

Теперь Налоговый кодекс допускает в качестве документального подтверждения расходов подобные документы. Как заметил Олег Хороший, это изменение разбудило фантазию налогоплательщиков и начался «парад идей». Однако позиция ФНС остается прежней: каждую конкретную ситуацию налоговики будут рассматривать по существу. Так что не стоит увлекаться свободой творчества в надежде безнаказанно списать необоснованные расходы. Тем более что инспекторы могут воспользоваться другой нормой. Согласно новой редакции статьи 248 Налогового кодекса основанием для начисления дохода станут теперь не только первичные бухгалтерские документы или документы налогового учета. Для этого можно использовать и заявления граждан, и акты налоговых проверок.

Считаем «лишний» налог

Неприятной новостью стало другое дополнение к главе 25 Налогового кодекса. С 2006 года оформление материалов после демонтажа или излишков, выявленных в ходе инвентаризации, вынудит бухгалтера заниматься «налоговой акробатикой». В момент принятия их на учет надо исчислить налог на прибыль (п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ). А при использовании этих материалов в производстве товарной продукции можно списать в расходы только сумму налога (п. 2 ст. 254 НК РФ), а не полную их стоимость. Если же фирма решит продать излишки, то придется еще раз начислить налог на прибыль. Правда, только на стоимость по балансу за вычетом первоначальной суммы налога.

Законодатели полагают, что раз у организации не было расходов на приобретение материалов, значит, и нет оснований уменьшить налогооблагаемый доход. Такой подход чиновники ФНС распространяют на все виды безвозмездно полученного имущества.

Теперь найдется деревцу не краешек земли

Из хороших новостей выделяется интересное предложение по обновлению состава материальных расходов. С 2006 года к ним добавлены затраты на содержание и эксплуатацию имущества природоохранного назначения (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Часть расходов предприятия на создание объектов внешнего благоустройства, которые не подлежат амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ), можно отнести на уменьшение налогооблагаемой базы с формулировкой «расходы на формирование санитарно-защитной зоны».

Конечно, необходимо подготовить и согласовать проект благоустройства в соответствии с требованиями САНПИН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 (постановление Главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 г. № 38). Они устанавливают соответствие между санитарным классом предприятия, шириной санитарно-защитной зоны и ее «наполнением».

Например, санитарно-защитная зона для предприятий V санитарного класса должна быть максимально озеленена – не менее 60 процентов площади. То есть магазин с торговой площадью более 1000 кв. м вправе списать по статье «материальные расходы» затраты на озеленение примыкающей территории шириной 50 метров.

О. Овчинникова, эксперт ПБ

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное