Без аптечки в бухгалтерии не выжить

Без аптечки в бухгалтерии не выжить

27.02.2006

Мало кто задумывается, насколько важна в бухгалтерии аптечка. На самом деле она не просто нужна, но и по распоряжению правительства требуется. Еще в царской России был негласный порядок: если стало худо, нечего каждый раз вы-зывать врача, лучше научиться помогать себе самостоятельно.

Офисный Айболит

Предупреждаем сразу: с переломом или сильным пищевым отравлением собственными силами справиться не удастся. В таких случаях необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» или обратиться в травмпункт. Но есть масса недугов, предотвратить которые можно самостоятельно. Например, головная боль или ссадина на руке от степлера. Поговорим о том, как самим оперативно залечить раны.

Главное в бухгалтерии — коллективная аптечка первой помощи (распоряжение правительства Москвы от 29 декабря 2000 г. № 1292-РП). Да-да, это не прихоть сотрудников, как думают многие, а требование властей. Мало того, состояние аптечки (на предмет просроченных лекарств или полного комплекта медикаментов) может всегда проверить контролер из Государственной инспекции труда.

Все, что должно в ней быть, указано в приложениях 1 и 2 к распоряжению столичного правительства № 1292-РП. Однако в этом документе состав аптечки рассчитан только на 100 сотрудников. А что остается тем, у кого на фирме 10 или 15 человек? Не волнуйтесь раньше времени, фармацевты уже давно все сделали за вас. Они формируют аптечки с расчетом всех требований — чтобы и закон не нарушить, и места лишнего не занимать.

Многие считают, что достаточно иметь в офисе стандартную автомобильную аптечку, а часто используемые лекарства уже можно докупить. Это заблуждение. Несмотря на то что автоаптечка по составу почти идентична офисной, проверяющий из ГИТ может придраться к ее содержимому. Например, в автомобильной аптечке должен быть аспирин, а на предприятии — нет. Зато в машине не нужен раствор сульфацил-натрия — глазные капли, которые на предприятии должны быть аж в трех экземплярах. Чтобы не путать аптечки и точно знать, чем укомплектовать директорский автомобиль, смотрите приказ Минздравмедпрома от 20 августа 1996 г. № 325.

В недрах бухгалтерии

Аптечка должна соответствовать и нормативным требованиям законодательства, и личным потребностям сотрудников. Бухгалтер торговой фирмы Алена Кириллова рассказала нам о богатствах своей коробочки с лекарствами:

— У нас огромный список препаратов. Не знаю, насколько он совпадает с нормативными требованиями, судите сами. Куча таблеток от живота и зубной боли. Кроме того, шипучий аспирин и суспензии против простуды, йод, левомицетин, нашатырный спирт. Ну и, естественно, вата, пластырь, бинт, марганцовка, нитроглицерин, настойка валерианы и перекись водорода. Деньги на лекарства начальник дает с охотой — мы же один коллектив. Расходы списываем на затраты на охрану труда.

Алене повезло, не все начальники с удовольствием выделяют средства на пополнение аптечки. Как рассказали сами бухгалтеры во время опроса (см. диаграмму), чаще всего обновлять набор приходится на собственные средства. Все-таки зубы, голова или поясница периодически побаливают у каждого, а выпросить у руководства отгул удается не всегда.

Если начальник все-таки бережет работников и денег не жалеет, заведите аптечку «два в одном». Один комплект лекарств согласно законодательству и еще один аптечный набор — на все случаи жизни. Можно хранить их и в одной коробке. Для контролеров главное — наличие обязательных лекарств. Сама упаковка не так важна, никто не мешает вам вообще повесить на стену шкафчик, обозначив его красным крестом.

В любой городской аптеке всегда есть в продаже набор «продуктивная работа». В этой аптечке нет ничего для того, чтобы спасти человеку жизнь в критической ситуации, однако есть все, что необходимо в офисе. Например, спрей для носа, глазные капли, антидепрессанты, болеутоляющие таблетки и средства против похмелья. Содержимое аптечки можно выбрать прямо у фармацевта. Полный набор обойдется в 2500 рублей. Необходимый минимум вы всегда найдете в «аптечке универсальной». Она рассчитана на штат от 10 до 20 человек и стоит не более 200 рублей. Кстати, можно разместить в каждом кабинете фирмы по аптечке, а не одну на весь офис. Хотя по закону достаточно и одной, главное, чтобы в ней все было.

Пресс-секретарь сети аптек «Доктор Столетов» Ольга Николаева советует бухгалтерам в придачу к «обязаловке» завести в аптечке еще кое-что:

— В офисную аптечку хорошо было бы включить медицинские препараты для лечения различных расстройств желудочно-кишечного тракта, а также антигистаминные (противоаллергические). Кроме того, в бухгалтерии никогда не помешают более современные сердечно-сосудистые и обезболивающие лекарства, нежели указанные в правительственном списке.

Куда ставить будем?

Выбор «жилья» для аптечки тоже не так прост, как кажется на первый взгляд. Хра-нить лекарства необходимо в сухом, темном и прохладном месте. Медикаменты должны быть разложены так, чтобы нужное лекарство можно было сразу найти. Аптечки продаются трех типов:

  • в картонном футляре (31 x 23 x 9 см);
  • в футляре «Евро» из кожзамениля (35 x 24 x 8 см);
  • в шкафчике (20 x 20 x 30 см).

В интернете можно найти аптечки, сделанные по типу сейфов. Единственное их отличие от мини-шкафа — красный крест, нарисованный на дверце. Заполняя аптечку, никогда не покупайте лекарства, вызывающие у вас подозрение. Приобретайте медикаменты только в аптеках или аптечных киосках. Учтите, что в солидной аптеке практически невозможно встретить подделку в отличие от киосков, расположенных в подземных переходах или около станций метрополитена. При покупке обя- зательно проверяйте срок хранения и годности препаратов.

Ольга Николаева рассказала нам, что спрос на офисные аптечки стабилен в течение года, но объем продаж распределяется в зависимости от сезона. В период отпусков особой популярностью пользуются «аптечка путешественника» и «аптечка дачника». Еще бы, ведь именно весной и летом руководство устраивает корпоративные пикники.

Кстати, в бухгалтерии желательно иметь перечень медикаментов и перевязочных средств с указанием, в каких ситуациях и по сколько надо применять каждый препарат. Можно свести эти данные в таблицу. Тогда при несчастном случае вы будете знать, какое из лекарств взять и в какой дозе.

Кроме аптечки на предприятии должна быть инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. В ней также есть указания, как и когда использовать различные медицинские препараты, средства и приспособления. Согласно правилам безопасности, инструкция необходима в любой фирме. Она представляет собой небольшую брошюру, а купить инструкцию можно в каждом магазине. Их несколько разновидностей, а стоимость колеблется от 50 до 260 рублей.

кстати

Стоимость аптечек колеблется от 140 до 180 рублей (на 10—15 человек). Есть и дорогие представители. Комплект бинтов и таблеток в металлическом шкафу обойдется бухгалтерии в 1800—1950 рублей. Если работа фирмы сопряжена с определенными опасностями (автозаправка или стройка), то не помешает и сумка санинструктора — 700—750 рублей. В ней йода и перевязочных материалов хватит на 25—30 человек.

В приложении 1 к распоряжению городского правительства от 29 декабря 2000 г. № 1292-РП указан обязательный перечень медикаментов, входящих в аптечку первой помощи на предприятиях и в организациях (из расчета на 100 человек).

Во-первых, обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые лекарства:

  • три упаковки таблеток анальгина № 10 по 0,5;
  • три портативных гипотермических (охлаждающих) пакета-контейнера «Альфа»;
  • три тюбика-капельницы раствора сульфацил-натрия.

Во-вторых, самая большая группа лекарств — средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран:

  • 30 дезинфицирующих салфеток для гигиенической обработки рук;
  • спрей «Пантенол» или «Олазоль» для обработки ран и ожогов;
  • упаковка нестерильной ваты (100 г);
  • 6 марлевых стерильных бинтов (7 x 14 см);
  • 4 марлевых стерильных бинта (5 x 10 см);
  • 3 трубчатых бинта № 6;
  • 20 марлевых салфеток;
  • 8 хирургических нестерильных перчаток;
  • 4 лейкопластыря в рулоне;
  • 15 кровоостанавливающих салфеток «Колетекс–Гемм» с фурагином (6 x 10 см);
  • 25 антимикробных салфеток «Колетекс» (пластырь 6 на 10 см);
  • атравматические салфетки «Колетекс» с прополисом и фурагином (6 x 10 см);
  • 3 пузырька 5-процентного спиртового раствора йода по 10 мл;
  • 3 пузырька 3-процентной перекиси водорода по 40 мл.

В-третьих, средства при болях в сердце:

  • 2 упаковки нитроглицерина (таблетки № 40 или капсулы № 20);
  • 3 упаковки таблеток валидола № 10.

Кроме всего перечисленного в аптечке должно быть устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-устройство-рот», тупоконечные ножницы, кровоостанавливающий жгут, медицинский термометр и стаканчик для приема лекарств. А также 3 флакона 10-процентного раствора аммиака по 10 мл, 3 пузырька корвалола по 40 мл и 3 упаковки активированного угля (таблетки № 10).

Легко ли ваш директор расстается с деньгами на пополнение офисной аптечки?

  • Да, у нас в аптечке есть все: от зеленки до презервативов — 33%
  • Нет, он у нас жуткий жмот, в аптечке все уже плесенью поросло — 34%
  • Обновляем аптечку только перед визитом инспектора труда — 27%
  • А что, на предприятии должна быть аптечка? — 6%

Елена Березина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA