Неправильные данные – дело поправимое

Неправильные данные – дело поправимое

16.02.2006

Как работает система пенсионного страхования, знает не каждый бухгалтер. Поэтому зачастую сложно определить, куда обратиться и как решить возникающие при начислении пенсии проблемы. Пенсионный фонд ответил на вопросы читателей «Расчета», связанные с ошибками в данных индивидуального лицевого счета работника.

Напомним, что понятие «индивидуальный лицевой счет» появилось с введением персонифицированного учета застрахованных в Пенсионном фонде лиц (тех, кто платит или за кого платят страховые взносы). Основные задачи учета – сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе; начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах по конкретному работнику. Вся эта информация содержится в индивидуальном лицевом счете. Эти же данные используются при расчете и корректировке размера трудовой пенсии. И основная проблема, с которой можно столкнуться, – несовпадение данных, имеющихся у застрахованного лица, с информацией, которая содержится в его индивидуальном лицевом счете.

Кто поможет

В такую ситуацию попал заместитель главного бухгалтера компании «Профит» из Тольятти Валерий Усачев. В его компании несколько сотрудников предпенсионного возраста. Одна из работниц обратилась к нему за советом. Она, чтобы оформить себе пенсию, заказала в отделении Пенсионного фонда выписку из индивидуального лицевого счета. А когда получила ее, обнаружила, что сумма, указанная в выписке как сумма поступивших страховых взносов, меньше, чем она себе представляла. Поскольку сотрудница последние годы перед пенсией получала достаточно приличные деньги, отчисления в любом случае должны были быть больше. В результате самостоятельно проведенного разбирательства выяснилось, что компания «Профит» не ошибалась при расчете взносов. Скорее всего недочеты были допущены на прошлом месте работы сотрудницы. «Конечно, оформление пенсии – дело самого работника, но хотелось бы помочь советом, подсказать, какие у нее есть права и куда ей обратиться», – так обосновал свое обращение к нам заместитель главного бухгалтера.

Разобраться в ситуации, описанной Валерием, нам помог ответ Управления организации персонифицированного учета Пенсионного фонда.

Основными документами, которые нужно изучить работнику и работодателю, как указано в ответе управления, это: Закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», Закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и инструкция «О порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах» (утв. постановлением Правительства от 15 марта 1997 г. № 318).

Итак, если вы обнаружили, что в лицевом счете неверные, по вашему мнению, данные, вы имеете полное право обратиться в свое территориальное отделение Пенсионного фонда. В отдел (группу) персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами. С собой нужно принести паспорт, страховое свидетельство и выписку из своего лицевого счета. Выписку о своих данных любой работник может получить бесплатно по заявлению (ст. 16 Закона № 27-ФЗ). Также о том, какие именно данные содержатся в индивидуальном счете, можно узнать из сведений, переданных работодателем своим сотрудникам согласно пункту 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, или по данным извещения о состоянии лицевого счета, которое направляется Пенсионным фондом ежегодно каждому застрахованному (ст. 16 Закона № 27-ФЗ). Другими словами, обратиться с заявлением о том, что вы не согласны с данными своего индивидуального лицевого счета, и просить их исправить можно и задолго до того, как соберетесь оформлять пенсию.

Все эти документы являются основанием для того, чтобы территориальный орган Пенсионного фонда проанализировал совместно с работником все данные. И, самое главное, организовал проверку страхователей (тех компаний, которые должны были рассчитывать и уплачивать взносы). В этом случае проверяют и документы учета кадров, и, конечно же, данные бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов. Территориальный фонд может в этом случае запрашивать дополнительные сведения и документы, касающиеся трудовой деятельности работника, обратившегося с заявлением в фонд (п. 35 инструкции). Причем если страхователь находится в другом регионе, Пенсионный фонд направляет в территориальное отделение этого региона запрос о необходимости проверить компанию-страхователя.

Результат проверки

Представители Пенсионного фонда специально оговорили – проверка компании, которая, возможно, предоставила неверные сведения о доходе, начисленных и уплаченных взносах, никак не зависит от того, работает ли тот, кто обратился в фонд, в этой компании на момент обращения или нет. Проверять будут всех бывших работодателей. И если в ходе проверки выяснится, что компания действительно предоставила неверные или неполные сведения о работнике, ее могут оштрафовать. На 10 процентов от суммы платежей за тех лиц, на которых предоставили недостоверные сведения (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Кроме этого территориальное отделение фонда при расхождениях между сведениями, представленными компанией, и результатами проверки направляет фирме-страхователю специальное уведомление. По нему компания должна будет в течение двух недель со дня получения устранить все расхождения и представить уточненные данные для корректировки сведений в индивидуальном лицевом счете работника.

В любом случае, если выяснится, что данные лицевого счета неверны, у территориального фонда есть право принять решение об их корректировке и уточнении самостоятельно. То есть без ответа от компании-страхователя (п. 36 инструкции, ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

При ликвидации компании-работодателя к тому моменту, когда у бывшего работника возникнут вопросы по данным счета, возможны два варианта. Если документы организации в установленном порядке сданы в архив, то Пенсионный фонд проверит эти документы и может скорректировать данные лицевого счета в таком же порядке, как и при «работающей» компании. А вот если фирма умудрилась ликвидироваться и не оставить ни одного документа, а в фонде есть только те сведения, которые указаны в выписке из счета, скорее всего именно они останутся в счете. Поскольку не будет никаких документов, подтверждающих, что работник не ошибается в оценке недостоверности этих сведений.

О результатах любой из вышеописанных проверок территориальное отделение фонда должно сообщить работнику, подавшему заявление об исправлении сведений в лицевом счете. Так же как и о решении исправить, дополнить (скорректировать) сведения в счете.

Считаем стаж

Чтобы фонд исправил в лицевом счете недостоверные данные о стаже, работнику также нужно подать заявление о корректировке сведений, приложить выписку из индивидуального счета и трудовую книжку. Она будет документом, который подтвердит стаж по периодам работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе персонифицированного учета (п. 6, 34 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа, утв. постановлением Правительства от 24 июля 2002 г. № 555).

Действия фонда по проверке правильности сведений будут аналогичны тем, о которых мы сказали выше – проверка компаний-страхователей (или запросы в территориальные отделения других регионов о необходимости проверки) и в случае необходимости – корректировка сведений. Это делает или компания-страхователь по уведомлению фонда, или сам фонд.

Причем в вопросе корректировки сведений о стаже Пенсионный фонд не так категоричен, как при корректировке сведений о доходах и суммах взносов. Так, если компания ликвидирована или реорганизована, а у работника есть документы, подтверждающие стаж (трудовая книжка), то фонд также может принять эти сведения во внимание и скорректировать данные счета. Независимо от того, есть ли документы в архиве.Юлия УШАКОВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное