Изменения в главе 25: авторитетное мнение

Изменения в главе 25: авторитетное мнение

10.02.2006

О том, как изменится налог на прибыль с 2006 года, стало известно довольно давно. Однако основная масса вопросов у бухгалтеров появилась именно сейчас, когда они на практике столкнулись с новыми правилами расчета «прибыльного» налога. Где же найти ответы?

Свобода выбора

Возможность самостоятельно определять в своей учетной политике перечень прямых расходов фирмы получили задним числом – с 1 января 2005 года. Однако большинство бухгалтеров не стали спешить пересматривать систему учета в прошедшем году и утвердили свой «личный» список прямых расходов лишь с 2006 года. В связи с этим у многих возник вопрос по поводу толкования новой редакции статьи 318 Налогового кодекса. Там сказано: «К прямым расходам могут быть отнесены, в частности...» и далее перечислены материальные затраты, расходы на оплату труда и суммы начисленной амортизации. Некоторые специалисты посчитали, что такая формулировка означает следующее: фирма по своему желанию может выбрать из списка прямых расходов даже один вид затрат, а остальные считать косвенными.

Присутствовавшие на семинаре слушатели попросили лектора прояснить этот вопрос. Г-жа Буланцева сообщила, что в финансовом ведомстве с подобной трактовкой не согласны и считают, что эту фразу следует понимать так: «К прямым расходам, в частности, относятся...». То есть обозначенные выше расходы в любом случае относятся к прямым и, следовательно, из них формируется сумма незавершенного производства.

Однако надо отметить, что в письме Минфина России от 17 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/377 изложена противоположная позиция. Там сказано, что перечень прямых расходов, установленный пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса, является приблизительным. И поэтому организация вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого кодексом.

А вот для фирм, оказывающих услуги, поправки принесли определенность. Теперь такие компании могут относить на уменьшение доходов всю сумму прямых расходов отчетного (налогового) периода, не распределяя их на остатки незавершенного производства (НЗП).

Выяснилось, что бухгалтеров волнует еще один вопрос. В соответствии со статьей 319 Налогового кодекса организация самостоятельно вводит порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию. Этот метод фирма устанавливает в учетной политике для целей налогообложения и должна применять в течение не менее двух налоговых периодов. Означает ли это, что фирмы, которые в 2005 году применяли «старый» порядок, установленный прежней редакцией кодекса, должны придерживаться его и в 2006-м, второй год подряд. Как отметила лектор, если компания не изменила порядок такого расчета с 2005 года, она имеет право сделать это с 2006 года, несмотря на оговорку о двух налоговых периодах.

Не забудьте о своей премии

Одной из главных новинок 2006 года стала так называемая амортизационная премия. Теперь фирма имеет право сразу списывать на расходы не более 10 процентов от первоначальной стоимости приобретенных основных средств или расходов на их достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение или частичную ликвидацию (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). На эту тему лектор дала сразу несколько комментариев.

Во-первых, г-жа Буланцева отметила, что термин «реконструкция» не вошел в обозначенный перечень не случайно. По задумке авторов поправок, амортизационная премия должна дать большую возможность предприятиям накапливать средства для замены устаревшего оборудования. В то время как понятие «реконструкция» относится, в основном, к зданиям.

Но очень вероятно, что между налоговыми инспекциями и фирмами по этому вопросу возникнет немало дебатов. Ведь в пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса термин «реконструкция» применяется по отношению к основным средствам вообще. Поэтому вопрос остается спорным. Минфин пока не выпустил официальных разъяснений по данной проблеме, и осторожным бухгалтерам, не желающим рисковать амортизационной (да и обычной) премией, остается просто избегать слова «реконструкция» в договорах.

Во-вторых, лектор уточнила следующее. В первый месяц, следующий за месяцем ввода в эксплуатацию, начисляются две суммы налоговой амортизации – «премия» и «обычная». При этом сумма текущей амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости за минусом премии, учтенной в расходах (письмо Минфина России от 11 октября 2005 г. № 03-03-04/2/76).

В-третьих, фирмам стоит помнить, что амортизационная премия – это право, а не обязанность. Кроме того, в Налоговом кодексе сказано, что она может составлять не более 10 процентов. Это означает, что в налоговой учетной политике компания вправе прописать единовременное включение в расходы и меньшей доли стоимости основных средств. Этот норматив может быть установлен в зависимости от вида (группы) основного средства.

В заключение г-же Буланцевой задали вопрос, касающийся «пограничного» случая. В декабре 2005 года фирма ввела в эксплуатацию модернизированное или приобретенное основное средство. А в январе 2006 года необходимо было начислить первую сумму амортизации. Слушателей интересовало следующее: можно ли в данной ситуации воспользоваться амортизационной премией, введенной лишь с текущего года? Валентина Александровна ответила на этот вопрос утвердительно. По ее мнению, к таким объектам может быть применен уже новый порядок расчета амортизации.

Улучшаем чужое

В настоящее время очень распространен случай, когда арендатор помещения осуществляет капвложения в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, но арендодатель такие затраты не компенсирует. Это может быть перепланировка помещений, установка системы кондиционирования и т. п. В наступившем году у фирм впервые появилась возможность через амортизацию учесть такие расходы при расчете налога на прибыль. Согласно новой редакции пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса, капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. При этом суммы амортизации рассчитываются с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

В этой связи лектор обратила внимание бухгалтеров на следующее. Если срок договора аренды истек и стороны его пролонгируют, то амортизацию по неотделимым улучшениям при выполнении прочих условий можно продолжать начислять и списывать на затраты. Если же заключен новый договор на тот же объект (пусть с тем же арендатором и на тех же условиях), то амортизацию по неотделимым улучшениям, появившимся в период действия первого договора, учитывать в расходах уже нельзя. Таким образом, фирмы, которые заключают договор аренды на 11 месяцев, чтобы избежать его государственной регистрации, и затем перезаключают его еще несколько раз, будут вынуждены пересмотреть свою политику. Ведь со вступлением в силу нового договора аренды они потеряют право на компенсацию расходов через амортизацию.

На эту тему одна из участниц семинара задала конкретный вопрос: какие нормы амортизации следует применять по перегородкам, установленным в арендованном помещении? Г-жа Буланцева рассудила так. С одной стороны, в этом случае однозначно не может быть применен срок полезного использования здания, который составляет очень значительный период. С другой стороны, не сможет помочь и завод-изготовитель. Следовательно, срок амортизации организации следует определить самостоятельно, приведя экономическое обоснование расчета.

Ответственный филиал

В наступившем году филиалы организации, находящиеся в одном субъекте РФ, могут перечислять региональную часть налога на прибыль через одно из подразделений (п. 2 ст. 288 НК РФ). Однако чтобы получить такое право, фирме необходимо было направить в инспекцию уведомление. Причем сделать это необходимо было до начала налогового периода, то есть до 1 января 2006 года. Те, кто не успели, смогут воспользоваться новым порядком только с 2007 года.

Кстати, вопрос о том, можно ли подавать декларации только через «ответственный» филиал, в Налоговом кодексе не раскрыт. Но лектор отметила, что в письме ФНС России от 31 октября 2005 г. № ММ-6-02/916@ сказано о том, что в те инспекции, через которые платежи проходить больше не будут, декларации сдавать не нужно.

С 1 января 2005 года для определения доли прибыли, приходящейся на одно подразделение, берутся показатели не на отчетную дату, как было раньше, а за период. Средняя численность определяется так же, как и для статистической отчетности. Стоимость основных средств рассчитывается по аналогии с налогом на имущество, но данные об остаточной стоимости объектов берутся не из бухгалтерского, а из налогового учета (письмо Минфина России от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/16).

Некоторые фирмы в 2006 году будут обязаны перечислить налог на прибыль с налоговой базы переходного периода, исчисленной в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ. Если среди тех, кто принял решение об уплате налога в региональный бюджет через одно из обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ, оказалась такая организация, то в этом случае лектор посоветовала руководствоваться письмом Минфина России от 13 октября 2005 г. № 03-03-02/105.

Скидки в законе

Наконец-то сбылась мечта торговых фирм: теперь предоставлять скидки покупателям можно не в убыток себе. С 1 января 2006 года в пункте 1 статьи 265 Налогового кодекса, который содержит перечень внереализационных расходов, действует подпункт 19.1. В нем поименованы премии (скидки), выплаченные (предоставленные) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. По словам лектора, основанием для предоставления скидки может быть не только объем покупок, но и другие условия, обозначенные в договоре.

Данную поправку действительно можно назвать долгожданной: после опубликования Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ финансовое ведомство выпустило ряд писем по поводу учета скидок до и после вступления в силу изменений (письма Минфина России от 15 июля 2005 г. № 03-03-04/1/79, от 15 сентября 2005 г № 03-03-04/1/190, от 4 октября 2005 г. № 03-03-04/1/244).

Г-жа Буланцева призвала бухгалтеров правильно определять период предоставления скидок. Допустим, фирма намерена предоставлять скидки по товарам, продаваемым в 2006 году. Суммы таких скидок будут включаться в расходы, даже если размер скидки определен по результатам объема продаж данного клиента в 2005 году. А в случае, когда товары были проданы в 2005 году, а скидка по контракту рассчитана в 2006 году (то есть задним числом), новый порядок применяться еще не будет.И. Иванова, налоговый консультант

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное