У охранной фирмы – особые расходы

У охранной фирмы – особые расходы

09.02.2006

В настоящее время большим спросом пользуются охранные услуги. Оказывать их может только та фирма, которая имеет лицензию. Мы расскажем, как ее получить, а также остановимся на вопросах налогового и бухгалтерского учета таких предприятий.

Частные охранные предприятия могут предоставлять следующие виды услуг:

  • защита жизни и здоровья граждан;
  • охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и т. д.

Об этом говорится в Законе от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1).

Услуги охраны включены в состав лицензируемых видов деятельности (п. 79 ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). Порядок лицензирования указан в постановлении Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600.

Получаем лицензию

Фирмы получают лицензию на охранную деятельность сроком на пять лет. В дальнейшем ее можно продлить (п. 3 постановления Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600). Чтобы получить документ, организация подает заявление в лицензирующий орган – региональное управление МВД РФ. В заявлении необходимо указать наименование, организационно-правовую форму предприятия, место его нахождения, а также вид лицензируемой деятельности. К заявлению нужно приложить копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации и постановке организации на учет в налоговой инспекции.

Кроме того, необходимо представить копию диплома о высшем образовании руководителя охранной организации, а также документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Размер этого сбора составляет 300 рублей, а лицензионный сбор за выдачу лицензии равен 1000 рублей (ст. 15 Закона № 128-ФЗ, подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Отметим, что лицензионные сборы не облагаются НДС (подп. 17 п. 2 статьи 149 НК РФ).

Лицензия выдается в течение 60 дней со дня подачи заявления. В бухгалтерском учете расходы на ее получение отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Пример 1

При получении лицензии на охранную деятельность ООО «Сириус» заплатило:

– лицензионный сбор за рассмотрение заявления в размере 300 руб.;

– лицензионный сбор за выдачу лицензии в сумме 1000 руб.

Бухгалтер «Сириуса» сделал проводки:

Дебет 76 Кредит 51

– 300 руб. – перечислен сбор за рассмотрение заявления на выдачу лицензии;

Дебет 76 Кредит 51

– 1000 руб. – уплачен лицензионный сбор за выдачу лицензии;

Дебет 97 Кредит 76

– 1300 руб. (1000 + 300) – затраты на получение лицензии отражены в составе расходов будущих периодов.

Затраты на получение лицензии бухгалтер включает в расходы ежемесячно в течение пяти лет равными долями.

Приобретаем оружие

Охранные фирмы отнесены к организациям с особыми уставными задачами, которым разрешено применять в своей деятельности огнестрельное оружие. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (Приложение № 3) утвержден перечень видов вооружения охранников. Правила приобретения, хранения и использования оружия частными охранными предприятиями установлены Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

Приобрести огнестрельное оружие охранная фирма может только после получения лицензии на каждую единицу оружия в отделениях МВД (ст. 9 Закона № 150-ФЗ). Для этого компания должна подать заявление. В нем указывают сведения о видах оружия, планируемого к приобретению, и о мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Кроме того, охранная фирма обязана представить учредительные и регистрационные документы.

Заявление о выдаче лицензии рассматривают в течение одного месяца со дня его подачи. Лицензия действует в течение шести месяцев со дня выдачи.

После приобретения оружие нужно зарегистрировать в отделениях МВД в течение двух недель. На основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия, охранному предприятию выдается разрешение на хранение и использование этого оружия на срок три года. Через три года разрешение можно продлить. Размер единовременных сборов за выдачу лицензий и разрешений установлен постановлением Правительства РФ от 8 июня 1998 г. № 574.

Стоимость разрешения на хранение и использование оружия предварительно учитывается на счете 97, а затем списывается равными долями на затраты в течение всего срока его действия.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 № 359), оружие относится к основным средствам (код 14 2927000). Его принимают к учету в сумме фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). В связи с тем, что купить огнестрельное оружие без получения лицензии нельзя, расходы, связанные с ее получением, относятся на увеличение первоначальной стоимости приобретенного оружия.

Пример 2

Частное охранное предприятие «Вихрь» приобрело гладкоствольное ружье. Его стоимость составила 12 980 руб., в том числе НДС – 1980 руб. А стоимость лицензии составляет 200 руб. После приобретения ружья ООО «Вихрь» оплатило стоимость разрешения на его хранение и использование на срок три года в размере 500 руб.

Бухгалтер предприятия сделал в учете записи:

Дебет 76 Кредит 51

– 200 руб. – оплачена стоимость лицензии на право приобретения огнестрельного оружия;

Дебет 08 Кредит 76

– 200 руб. – стоимость полученной лицензии включена в первоначальную стоимость ружья;

Дебет 08 Кредит 60

– 11 000 руб. (12 980 – 1980) – учтена стоимость приобретенного ружья без НДС;

Дебет 19 Кредит 60

– 1980 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 12 980 руб. – оплачена стоимость ружья;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 1980 руб. – принята к вычету сумма НДС;

Дебет 01 Кредит 08

– 11 200 руб. (11 000 + 200) – ружье включено в состав основных средств предприятия;

Дебет 76 Кредит 51

– 500 руб. – оплачена стоимость разрешения на хранение и использование оружия;

Дебет 97 Кредит 76

– 500 рублей – отражено в составе расходов будущих периодов полученное разрешение.

Если стоимость приобретенного оружия не превышает 10 000 рублей, то расходы на его приобретение можно сразу списывать на затраты того периода, в котором оно было передано в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).

В налоговом учете оружие стоимостью менее 10 000 рублей не включается в состав амортизируемого имущества (ст. 256 НК РФ). Так же, как и в бухгалтерском учете, произведенные расходы списываются на затраты сразу после ввода в эксплуатацию.

Оружие включено в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Далее – Постановление № 1).

Использование патронов

Охранные фирмы приобретают патроны на основании установленных норм (п. 20 постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814). Эти нормы указаны в Приложении № 18 к приказу МВД РФ от 22 августа 1992 г. № 292. Покупать патроны взамен уже израсходованных можно лишь с разрешения органов МВД.

Патроны и другие боеприпасы учитываются на счете 10 субсчет «Боеприпасы».

Порядок учета служебных собак

Многие частные охранные организации используют служебных собак. Их относят к специальным средствам. На охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, которые установлены Правительством РФ для органов МВД в статье 14 Закона от 18 апреля 1991 № 1026-1 «О милиции» (ст. 17 Закона № 2487-1).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, служебные собаки относятся к основным средствам (код 19 0003000). Поэтому в бухгалтерском учете стоимость служебных собак отражают на счете 01 «Основные средства». Для целей расчета налога на прибыль они включены в третью амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования от трех до пяти лет включительно). На это указано в Постановлении № 1.

Затраты на содержание служебных собак полностью включаются в прочие расходы организации, связанные с оказанием охранных услуг. Чтобы избежать недоразумений с налоговой инспекцией, в договоре на охрану лучше прямо указать, что она будет осуществляться с помощью служебных собак.

Пример 3

Частное охранное предприятие «Броня» приобрело служебную собаку. Ее стоимость составила 9440 руб., в том числе НДС – 1440 руб. Так как эта величина меньше 10 000 руб., стоимость собаки полностью списывается на затраты в момент ее постановки на учет.

В бухгалтерском учете были сделаны проводки:

Дебет 60 Кредит 51

– 9440 руб. – оплачена покупка служебной собаки;

Дебет 08 Кредит 60

– 8000 руб. (9440 – 1440) – отражены расходы на покупку собаки;

Дебет 19 Кредит 60

– 1440 руб. – учтена сумма НДС;

Дебет 01 Кредит 08

– 8000 руб. – собака принята к учету в составе основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 1440 руб. – сумма НДС принята к вычету;

Дебет 20 Кредит 01

– 8000 руб. – увеличены затраты.

Охранные услуги

На оказание услуг охранная фирма заключает договор с клиентом в письменной форме. Согласно статье 9 Закона № 2487-1, в договоре должны быть отражены:

  • номер и дата выдачи лицензии;
  • содержание поручения, которое дается охранной фирме;
  • срок выполнения этого поручения;
  • ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за предоставляемые охранной фирмой услуги;
  • ответственность каждой из сторон;
  • дата заключения договора.

Также в договоре должна быть предусмотрена обязанность охранного предприятия предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы. К нему охранники должны приложить уточненный расчет гонорара и своих расходов. Копию отчета охранная фирма оставляет у себя и хранит ее в течение трех лет.

Помимо отчета охранники выписывают акт сдачи-приемки работ и счет-фактуру. Если договор заключен на длительный срок, эти документы охранная фирма должна представлять клиенту ежемесячно.

Пример 4

Частная охранная фирма «Витязь» применяет общую систему налогообложения. Компания заключила договоры на оказание охранных услуг с несколькими предприятиями. За январь «Витязь» получил доход в сумме 247 800 руб., в том числе НДС – 37 800 руб. Клиенты расплатились в первых числах февраля.

Расходы охранной фирмы за январь составили 190 000 руб.

В бухгалтерском учете «Витязя» были сделаны следующие записи:

январь 2006 года

Дебет 62 Кредит 90-1

– 247 800 руб. – отражена выручка от оказания услуг по охране за январь;

Дебет 90-2 Кредит 20

– 190 000 руб. – списаны расходы по оказанию охранных услуг;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 37 800 руб. – отражена сумма НДС с выручки от оказания охранных услуг;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 20 000 руб. (247 800 – 37 800 – 190 000) – отражена прибыль от оказания охранных услуг;

февраль 2006 года

Дебет 51 Кредит 62

– 247 800 руб. – поступила от клиентов плата за услуги охраны.

Н. Рогова, налоговый консультант

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA