«Алкогольный» контроль

«Алкогольный» контроль

02.02.2006 распечатать

Торгующие алкоголем фирмы – излюбленный объект проверок различных служб. Для того чтобы не попасть под прицел контролеров, продавцы спиртного должны соблюдать определенные требования.

Работу торговцев «горячительным» регулируют два главных нормативных документа. Первый из них – Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. Второй – Правила продажи алкогольной продукции (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 987). За нарушение положений этих документов фирмы наказывают по нормам Административного кодекса.

Организации могут проверять милиционеры (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), торговые (подп. 63 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и налоговые инспекторы (подп. 64 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Штрафуют контролеры...

Постановление о штрафе могут выписать те проверяющие, которым такое право дает Административный кодекс. Это блюстители порядка (ст. 23.3 КоАП РФ), торговые (ст. 23.49 КоАП РФ) и налоговые контролеры (ст. 23.50 КоАП РФ). Однако самостоятельно они имеют право оштрафовать фирму только за некоторые нарушения. Например, за продажу спиртного без необходимой информации для покупателя, несовершеннолетним, в учебных учреждениях и на прилегающей к ним территории. Также проверяющие могут выписать компании штраф за реализацию алкоголя поблизости от культовых и лечебно-профилактических учреждений, напитков крепостью более 13 процентов на вокзалах, станциях метро, продовольственных рынках, в аэропортах и местах массового скопления людей.

Ответственность за такие нарушения установлена пунктом 3 статьи 14.16 Административного кодекса. Должностных лиц компании или индивидуального предпринимателя можно оштрафовать на сумму от 3000 до 4000 рублей. С фирмы возьмут больше – от 30 000 до 40 000 рублей. При этом спиртное контролеры вправе конфисковать.

...и суды

В других случаях фирму может оштрафовать только суд на основе протокола проверки. Это продажа спиртного в нестандартной таре, отсутствие у организации правильно оформленных товаросопроводительных документов. Например, нет копий сертификатов соответствия на спиртное, товарно-транспортных накладных или разделов А и Б справки к ним. Полный перечень бумаг, которые должны быть у организации, приведен в постановлениях Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 435 и от 15 августа 1997 г. № 1019.

Если хотя бы один документ отсутствует или оформлен неверно, личный карман административного персонала фирмы или коммерсанта «полегчает» на сумму от 4000 до 5000 рублей. С организации возьмут в десять раз больше – от 40 000 до 50 000 рублей (п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ). При этом контрафактная продукция будет конфискована.

Также суды штрафуют фирмы за продажу некачественного или опасного для здоровья алкоголя по статье 6.14 Административного кодекса. Организации придется заплатить от 100 000 до 200 000 рублей, а представителям администрации – 4000 – 5000 рублей.

Наказания можно избежать

Если контролеры обнаружили нарушение, у фирмы есть хорошие шансы снизить размер штрафа или совсем не платить его.

Оформляя протокол проверки, инспекторы часто ошибаются. А любая неточность в этом документе автоматически делает его недействительным (п. 2 ст. 211 АПК РФ). Так, ФАС Волго-Вятского округа постановлением от 22 сентября 2005 г. по делу № А43-11926/2005-26-391 признал решение контролеров оштрафовать предпринимателя незаконным, поскольку протокол был составлен с нарушениями. А именно – без участия коммерсанта. Аналогичные по содержанию решения судьи приняли в постановлениях ФАС Московского округа от 26 октября 2005 г. по делу № КА-А41/10497-05 и ФАС Дальневосточного округа от 18 октября 2005 г. по делу № Ф03-А80/05-2/2696.

Инспекторы или суд могут не наказывать фирму, если она причинила государству незначительный ущерб (ст. 2.9 КоАП РФ). Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 9 августа 2005 г. по делу № А82-3280/ 2005-31 судьи освободили от ответственности по пункту 3 статьи 14.16 Административного кодекса предпринимателя, который разливал алкоголь при помощи нестандартной мерной посуды. А постановлением ФАС Поволжского округа от 11 августа 2005 г. по делу № А65-9584/05-СА1-36 суд освободил предпринимателя от штрафа в 3000 рублей по той же статье за отсутствие ценника на одной из бутылок.

Однако если организация провинилась повторно, нарушение не будет считаться незначительным независимо от степени вины (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 сентября 2005 г. по делу № А79-4722/2005).

Обратите внимание: срок давности для привлечения к административной ответственности – два месяца (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) и не восстанавливается. Поэтому, если инспекторы его пропустят, судьи освобо-дят фирму от ответственности (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2005 г. по делу № А19-31859/04-21-Ф02-3000/05-С1, ФАС Дальневосточного округа от 19 октября 2005 г. по делу № Ф03-А51/05-2/3255, ФАС Московского округа от 12 августа 2005 г. по делу № КА-А41/ 7484-05).

Как снизить штрафы

Если наказания избежать не удается, предприятие может добиться уменьшения штрафа. В этом помогут «смягчающие обстоятельства». Они перечислены в статье 4.2 Административного кодекса: раскаяние, добровольное сообщение о совершенном нарушении, возмещение нанесенного ущерба, тяжелые личные обстоятельства. Наказание смягчат также, если нарушитель – беременная женщина или с ребенком до 14 лет. Можно сослаться и на тот факт, что проступок совершен впервые.

Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2005 г. по делу № А57-510АД/04-16 судьи учли смягчающие вину фирмы обстоятельства и оштрафовали ее по «тарифам» для должностных лиц на минимально возможную сумму – 4000 рублей (п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ). Заметим, если бы арбитры применили штраф для организаций по той же статье, его сумма была бы как минимум в десять раз больше. Поэтому всегда стоит добиваться, чтобы виновной в нарушении была признана не фирма, а сотрудник. Для этого нужно доказать, что компания сделала все от нее зависящее, чтобы предотвратить нарушение (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). А именно: работники были ознакомлены под роспись с внутренними инструкциями, но не выполнили их положения.

внимание

Только фирмы, у которых есть лицензия, могут торговать алкоголем (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. 171-ФЗ). Необходимо, чтобы покупатели могли разглядеть номер лицензии, срок ее действия, а также кем она выдана. Причем вовсе не обязательно размещать копию лицензии на прикрепленной к стене табличке или на информационном стенде. Фирма может поместить ее данные в любом видимом для покупателя месте – даже на меню кафе (постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2005 г. по делу № КА-А40/ 4069-05).

справка

К должностным лицам относят сотрудников, которые могут распоряжаться имуществом фирмы и давать обязательные к исполнению указания (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Это индивидуальные предприниматели, генеральные директора компаний, руководители подразделений и их заместители, главные бухгалтеры.

Д. Попов, эксперт ПБ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.