Загрязнять окружающую среду будет невыгодно

Загрязнять окружающую среду будет невыгодно

01.02.2006

О том, что собираемые суммы за загрязнение окружающей среды малозначительны и не покрывают расходы на восстановление природы, говорили давно. Теперь же депутаты всерьез занялись изменениями в этой сфере. И хотя парламентское слушание еще ничего не решает, однако некоторые интересные предложения все же могут найти отражение в законодательстве.

В середине января в Государственной Думе России состоялись парламентские слушания "Об усилении ответственности за экологические правонарушения". Организатором слушаний выступил Комитет Государственной Думы по экологии.

Основной темой обсуждения стали низкие платежи за загрязнение окружающей среды, скромность штрафов за загрязнение и слабая организация системы взимания таких штрафов.

Штраф — это смешно и несерьезно

Слушание открыл председатель Комитета Владимир Грачев. В своей речи он обозначил направление, в котором следует развивать законодательство. Фактически г-н Грачев озвучил главную мысль слушаний, и она затем всячески поддерживалась докладчиками. "Ответственность надо устанавливать в экономических мерах… Мера ответственности в виде административного штрафа — это просто смешно и несерьезно". Так отозвался г-н Грачев о нынешней системе ответственности за экологические правонарушения. Под экономическими мерами подразумевается не только штраф и плата за загрязнение, но и снижение капитализации компании. Например, за счет ухудшения ее имиджа. Именно поэтому важно доводить до общественности информацию о реальной стоимости экологических правонарушений какой-либо организации. Пока же предприятиям зачастую дешевле заплатить за сверхлимитный выброс или уплатить штраф, нежели менять оборудование на более совершенное.

Г-н Грачев подчеркнул, что такое положение вещей является ненормальным. Предприятие должно быть поставлено в такие условия, при которых выгоднее совершенствовать технологии, а не тратиться на штрафы. Об отмене платежей и штрафов речи, конечно, не идет. Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна остаться, но в повышенных размерах. При этом организация обязательно должна и уплатить штраф и произвести замену оборудования.

Председатель Комитета особо отметил, что эти вопросы будут решаться в экстренных темпах. По его словам, в состав экологических правонарушений следует включить фактическое использование лицом устаревших, ресурсоемких технологий. Мера вины будет определяться разницей между негативным воздействием на окружающую среду при использовании устаревших и наилучших существующих технологий.

Закрытие производств или специальные коэффициенты

Еще одной из мер ответственности за экологические правонарушения может стать закрытие "неблагополучных" производств. "Мы, конечно, не собираемся парализовывать работу "Маяка"* , — заметил г-н Грачев. — Это целый город, работающий на оборону страны. Но для некоторых производств, загрязняющих озера, мы будем ставить вопрос именно о такой мере". Напомним, что приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток за некоторые экологические нарушения разрешено законом. Возможно, г-н Грачев имел в виду увеличение сроков наказания, либо расширение перечня нарушений, влекущих приостановление работы. Говорилось также о том, что плата, как и в западных стандартах, должна зависеть напрямую от вредности вещества. Чем вреднее вещество для организма человека, тем выше должна быть плата за загрязнение этим веществом окружающей среды.

Интересное предложение внес Олег Кузнецов, заместитель генерального директора научно-производственного объединения экологической безопасности. Он обратил внимание на то, что в разных регионах России загрязненность окружающей среды разная. Выходит, что экологически неблагоприятное производство, действующее в уже загрязненной среде, и такое же производство, действующее в экологически чистом районе, неодинаково влияют на природу. Следовательно, надо ввести определение "базового состояния окружающей среды". Этим термином г-н Кузнецов предложил обозначить состояние окружающей среды, отвечающее нормам экологически чистого района. На этой основе должны быть введены определенные повышающие коэффициенты для территорий, где состояние среды будет признано загрязненным или опасным. Под опасным понимается такое состояние окружающей среды, при котором проживание на данной территории сильно ухудшает здоровье человека.

* ПО "Маяк", г. Озерск, Челябинская область

Кто будет следить за законом

Совершенствование законодательства по усилению ответственности за экологические нарушения также направлено на то, чтобы разграничить полномочия между уровнями власти. В настоящее время нормы по ответственности за экологические нарушения содержатся в разных отраслях законодательства. Например, в административном, гражданском, уголовном, природоохранном. К тому же в законе не всегда прописано, какой орган — федеральный, региональный или местный — отвечает за экологический контроль. Таким образом, часто возникает ситуация, при которой одно правонарушение контролируется двумя или более органами власти. Или не контролируется вовсе.

Комитет по экологии настаивает на том, чтобы внести в законодательство четкое разграничение прав и обязанностей разных уровней власти. Для этой цели, в частности, должны быть разработаны нормативные правовые акты регионального и местного уровней.

Большинство докладчиков отмечали, что штат, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об экологии, слишком мал. Усовершенствовать контроль за экологическими нарушениями можно, если наделить органы внутренних дел полномочиями по пресечению таких нарушений. Для этого должны быть внесены необходимые поправки в Федеральный закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. №1026-1.

Чего ожидать?

Таким образом, в ближайшем будущем нас ожидают серьезные изменения в сфере законодательства об экологических правонарушениях.

Комитет по экологии разделяет проблему на две части: разграничение полномочий уровней власти и увеличение сумм платежей за загрязнение окружающей среды. Для этих целей разработан законопроект "О плате за негативное влияние на окружающую среду". Комитет настаивает на его скорейшем рассмотрении и принятии. Во время слушания в Комитет было передано несколько предложений по усовершенствованию законодательства об экологических правонарушениях. Эти предложения, увы, так и не были озвучены, но Комитет обещал все их рассмотреть и внести соответствующие поправки в законопроект.

Окончательного ответа на вопрос, что из прозвучавших предложений войдет в законопроект, нет. Но ясно одно. Какое бы из них не стало реальностью, наказание за загрязнение окружающей среды больше не будет "смешным".

Елена Федорцова, эксперт "Консультанта"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA