Старые методы новых контролеров

Старые методы новых контролеров

16.01.2006

Завершилось формирование территориальных отделов Роспотребнадзора. К новой ревизионной структуре перешли функции Госторгинспекции и Санэпиднадзора. Что изменилось в действиях контролеров после слияния двух ведомств, выяснили наши эксперты Алексей СУТЯГИН и Марина ПОЗДНЯКОВА.

О появлении новой контролирующей структуры сейчас уже знают практически все. Однако многое в ее деятельности до сих пор вызывает вопросы. В одном из писем, которое пришло к нам в редакцию, читатель жалуется, что сотрудники вновь созданного ведомства нагрянули к нему с плановой проверкой, не выдержав установленный в законе двухгодичный интервал. В ответ на возражения контролеры заявили, что проверка проводится по линии СЭС. Вместо удостоверений проверяющие показали временный документ, где значилось, что они являются инспекторами Роспотребнадзора.

Зона действия контроля

Чтобы выяснить, какими правами обладают новоиспеченные контролеры, мы отправились в один из территориальных отделов Роспотребнадзора г. Москвы. Как пояснил нам его руководитель Виктор Дашко, объединение под одной крышей Госторгинспекции и Санэпиднадзора привело к тому, что Роспортебнадзор получил широкие полномочия по проверке деятельности фирм и предпринимателей. Однако принцип работы контролеров не претерпел изменений.

Как и прежде, они могут проводить плановые проверки с периодичностью раз в два года. Внеплановые мероприятия ревизоры чаще всего проводят по жалобам граждан на некачественное обслуживание, продажу испорченных продуктов питания или обман со стороны продавцов. Еще одной причиной внепланового визита инспекторов могут стать нарушения, выявленные в ходе плановой проверки. По статистике Роспотребнадзора, повторная встреча с ревизорами грозит более чем 90 процентам предпринимателей. Причем избежать ее практически невозможно. Как показывает практика, попытки оспорить в суде законность повторной проверки не приводят к положительному результату (постановление ФАС Поволжского округа от 1 июля 2004 г. № А12-5110/ 04-С56).

Однако справедливости ради стоит добавить, что в расширении полномочий ревизоров есть не только минусы, но и плюсы. Количество таких проверок должно сократиться – за один раз инспекторы проверят соблюдение и санитарных норм, и правил торговли.

Появление нового ведомства породило немало организационных проблем, одной из которых явилась нехватка бланков для служебных удостоверений. По этой причине некоторые инспекторы вынуждены выходить на проверку с временными удостоверениями. В территориальном отделе Роспотребнадзора г. Москвы нас заверили, что эти документы имеют такую же юридическую силу, как и постоянные удостоверения. Более того, москвичи могут по этому поводу вообще не переживать – столичные инспекторы уже имеют стандартные «корочки». Однако вполне вероятно, что в отдельных регионах страны проблема нехватки бланков еще актуальна.

Виктор Дашко обратил наше внимание на то, что плановые проверки инспекторы будут проводить вдвоем. Просто теперь в новом ведомстве работают специалисты прежних СЭС и торговых инспекций. Если, например, человек много лет проработал санитарным врачом, то он и теперь будет проверять вопросы гигиены. Поэтому, создавая группу для проверки, руководитель включает в нее бывшего санитарного врача и торгового инспектора.

Поговорив с руководителем отдела Роспотребнадзора, мы решили, что было бы неплохо и самим посмотреть, как проходит проверка. И вот на следующий день мы оказались на ревизии одной из московских торговых фирм.

Попасть в зону риска

Объектом проверки оказался один из столичных продуктовых магазинов, но об этом мы узнали только в момент встречи с инспекторами. Видимо, ревизоры боялись утечки информации.

Причиной визита сотрудников Роспотребнадзора стала жалоба потребителя на продажу некачественного товара. Женщина заявила, что ей продали испорченный кефир. Судя по маркировке, продукт не был просрочен и, как предположила покупательница, испортился из-за неправильного хранения.

Мы уже знали, что традиционно проверка начинается с контрольной закупки. Так было и на этот раз. Инспектор, изображая из себя обычного покупателя, приобрел бутылку минеральной воды и кефир. На этом этапе никаких нарушений выявлено не было – продавец пробил чек и выдал сдачу.

После контрольной закупки ревизоры предъявили удостоверения, распоряжение руководителя территориального отдела о проведении проверки и попросили пригласить директора. Что и было сделано. Появившемуся директору инспекторы пояснили, что причиной проверки стала жалоба потребителя на некачественные продукты. С этого момента началась основная часть проверки.

Первое, на что обратили вни-мание контролеры, – неправильное оформление уголка потребителя. Книга жалоб и предложений, правила торговли отдельными видами товаров, свидетельство о регистрации магазина оказались закрыты в застекленном стенде. Причем ключа ни у продавцов, ни у директора не оказалось. Инспекторы пояснили, что невозможность покупателя воспользоваться книгой жалоб и предложений приравнивается к ее отсутствию.

Затем выяснилось, что у одного из продавцов просрочена медицинская книжка, а вторая «работница» продавцом вовсе не является. Она вышла на замену заболевшей подруги.

Изучением документов инспекторы не ограничились и приступили к исследованию товара. Тут и выяснилось, что кефир действительно мог испортиться по причине неправильного хранения. Подтверждением тому служил сыр, который лежал на витрине, не оборудованной холодильной установкой. Кроме того, на прилавках ревизоры обнаружили просроченные глазированные сырки. Причем срок их реализации закончился несколько месяцев назад. Объяснения продавцов, что на самом деле товар с витрины не продается, а служит в качестве муляжа, не произвел на инспекторов никакого впечатления. «Если товар на витрине, значит, он продается!» – таков был их ответ. Однако имейте в виду, что если дело дойдет до суда, то именно инспекторам придется доказывать, что товар, находящийся на витрине, был продан конкретному покупателю. Обычно это подтверждается контрольной закупкой. Отсутствие доказательств влечет отмену штрафа.

Посмотрев предлагаемые к продаже консервы, инспекторы не нашли на них срока реализации. А это явное нарушение правил продажи, за которое грозит довольно приличный штраф (до 50 тысяч руб.). Причем наказать в такой ситуации контролеры вправе, даже если у вас есть сертификаты качества на этот товар (постановления ФАС Московского округа от 1 апреля 2005 г. № КА-А40/583-05, Дальневосточного округа от 15 декабря 2004 г. № Ф03-А04/04-2/3329).

На этом осмотр товаров закончился. Контролеры составили объемный акт и протокол об административном правонарушении. В нем они указали, что фирма нарушила пункт 2 статьи 14.4 Кодекса об административных правонарушениях «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил». Максимальный штраф по этой статье – 50 тысяч рублей. Директору магазина и продавщице, у которой была просрочена медкнижка, инспекторы предложили прийти в территориальный отдел через три дня. Проверка завершилась.

Наказание неизбежно?

К сожалению, новая контролирующая структура унаследовала от прежних структур старые методы работы. К примеру, для увеличения результативности проверок инспекторы не брезгуют провокациями. Благо, опыт их проведения у старой гвардии имеется. Наибольшее распространение получили психологическая и групповая провокации. О том, как они проходят и каким образом можно от них защититься, подробно написано в бераторе «К вам пришла проверка».

Также выяснилось, что круг вопросов, которые могут интересовать инспекторов в ходе проверки, значительно расширился. А значит, надеяться, что инспекторы не обнаружат никаких нарушений, не стоит. Наиболее ходовые на сегодняшний день нарушения: продажа некачественного товара (чаще всего с истекшим сроком годности), продажа товаров без ККТ, отсутствие на товаре необходимой для потребителя информации, обсчет или обвес покупателя. Если учесть, что за одну проверку инспекторы находят несколько административных правонарушений, то и сумма штрафов получается немаленькой.

И все же в определенных случаях наказания можно избежать. Дело в том, что, проводя проверку и оформляя ее результаты, инспекторы сами должны строго придерживаться закона. Наиболее распространенное нарушение проверяющих – неправильное составление административного протокола. Инспекторы забывают указать в нем дату и место составления документа, должность и фамилию проверяющего, а также нормы закона, которые нарушил предприниматель. Кроме того, нередко протокол составляют в отсутствие самого предпринимателя или его законного представителя. Любая из этих ошибок может привести к тому, что суд признает проверку незаконной. Случается, что проверяющие стараются поскорее наказать предпринимателя, не особенно вникая в суть нарушения. Так поступило территориальное управление Роспотребназора г. Тобольска, проводившее совместно с городской прокуратурой проверку торговой точки. Контролеры не обнаружили в магазине документов, дающих право торговать алкоголем. На этом основании они поспешили выписать штраф. Предприниматель обратилась в суд и представила все необходимые разрешения. Арбитры отменили решение контролеров, указав, что отсутствие документов в момент проверки еще не повод для наказания (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 августа 2005 г. № Ф04-5639/ 2005(14382-А70-7)).

Желание поскорее отделаться от надоедливых нарушителей приводит к незаконной оптимизации работы инспекторов. Примером может служить следующий эпизод. Контролеры провели проверки в двух торговых точках, принадлежащих одному предпринимателю. В результате было возбуждено два административных дела. Стараясь сократить время на их рассмотрение, инспекторы в тот же день вынесли одно постановление о привлечении к ответственности по двум делам. Предпринимателя даже не удосужились известить ни о месте, ни о времени рассмотрения дела. Суд признал это серьезным нарушением закона и отменил решение ревизоров (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2004 г. № А10-1752/ 04-20-Ф02-3845/04-С1).

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное