Миграционная политика в интересах честных работодателей

Миграционная политика в интересах честных работодателей

27.12.2005 распечатать

Получить разрешение на найм иностранной рабочей силы совсем не просто. Поэтому многие российские строительные компании предпочитают использовать труд нелегальных мигрантов. При этом они рискуют в качестве наказания за нарушение заплатить значительный штраф, а с недавних пор – и лишиться свободы. Тем не менее уже в скором времени многие проблемы работодателей разрешатся.

Такого мнения придерживается Вячеслав Поставнин, начальник управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы (ФМС). Вопрос о том, что в России необходимо провести иммиграционную амнистию, то есть массовую легализацию мигрантов в упрощенном порядке, начал обсуждаться еще с 2002 года. С этого момента было сделано несколько значительных шагов на пути к реализации этой идеи. О ситуации на сегодняшний день рассказал на пресс-конференции, прошедшей в середине ноября, г-н Поставнин.

Пилотный проект

Сейчас в России, по разным оценкам, находятся от пяти до 15 миллионов трудовых мигрантов из стран СНГ. Это люди, которые прибыли в нашу страну достаточно давно, они успели интегрироваться в наше общество, как социально, так и культурно. В то же время Россия начинает испытывать острую нехватку трудовых ресурсов. Поэтому, по мнению представителей ФМС, назрела необходимость в легализации этой части населения. Нужно отметить, что мнение, высказанное г-ном Поставниным, согласуется с миграционной политикой МЭРТ.

Для работодателей, которые привлекают иностранную рабочую силу, амнистия мигрантов имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, фирмам не нужно будет проходить сложную процедуру получения разрешений на иностранную рабочую силу. Им не придется вести двойную бухгалтерию, скрывать настоящую численность персонала, платить зарплаты в конвертах. Как следствие, им не придется опасаться того, что их могут привлечь к ответственности, в том числе и уголовной. С другой стороны, работодателям нужно быть готовыми к тому, что за оформление каждого иностранного сотрудника придется заплатить по 3000 рублей. Кроме того, с каждым бывшим нелегальным рабочим нужно будет заключить трудовой или гражданско-правовой договор, который должен соответствовать законодательству в части оплаты и охраны труда, социального обеспечения и страхования. Следовательно, выйдя из тени, фирмы обязаны будут платить налоги за всех работников предприятия.

В целом амнистия рассчитана на поддержку честных работодателей и на борьбу с теми предпринимателями, которые, пользуясь бесправностью мигрантов, порой бесплатно их эксплуатируют.

Полностью реакцию на амнистию предугадать невозможно. Непонятно, пойдут ли мигранты получать права, станут ли предприниматели выходить из тени и какой механизм легализации приемлем. Поэтому представители ФМС решили осуществить пилотный проект по амнистии. То есть с октября по декабрь настоящего года провели эксперимент по упрощенной легализации. Он коснулся восьми регионов нашей страны: Москвы, Московской, Иркутской, Омской, Свердловской областей, Приморского и Краснодарского краев, а также Сахалина. Заключался эксперимент в том, что представители ФМС выезжали на стройки и в упрощенном порядке, в сжатые сроки, то есть за неделю-две вместо обычных двух-трех месяцев, легализовывали рабочих. «На сегодняшний день мы провели легализацию уже 2000 трудовых мигрантов. Я должен сказать, что в большинстве случаев мы встречаемся с положительным отношением как региональных властей, так и работодателей», – отметил г-н Поставнин. Участие в эксперименте – дело добровольное. Более того, работодатель сам имел возможность выступить с инициативой принять в нем участие.

Сейчас представители ФМС подводят итоги мероприятия. Возможно, эксперимент продолжится. Но об этом г-н Поставнин ничего конкретного не сказал, как и о том, когда же нам ожидать амнистию. Исходя из всего сказанного на пресс-конференции, речь идет о самом ближайшем будущем.

Либерализация законодательства

Но амнистией власти не собираются ограничиваться. Параллельно с ней будет либерализовано законодательство о мигрантах. Во всяком случае на данный момент уже готов ряд законопроектов.

Сейчас, чтобы законно принимать на работу мигрантов, работодателю необходимо пройти сложнейшую процедуру. Во-первых, получить заключение от органа занятости, призванного защитить внутренний рынок труда, о том, что в принципе можно привлечь иностранную рабочую силу. Во-вторых, конкретное разрешение от ФМС на конкретные рабочие места. На этом этапе работодатель уплачивает по 3000 рублей за каждого рабочего. В-третьих, персональные разрешения от ФМС на каждого работника. В-четвертых, иностранца необходимо зарегистрировать по месту жительства. Вся эта процедура обычно занимает минимум месяца два-три, а то и больше. Сами сотрудники ФМС признают, что условия, созданные для работодателей, заведомо не выполнимы. Так, например, требование о регистрации по месту жительства. Или сроки. Далеко не каждая фирма может позволить себе столько времени тратить на оформление прав, ведь строительный сезон может закончиться. Поэтому при амнистии работодателей и мигрантов наказывать не собираются. И по той же причине само законодательство нужно менять.

По словам г-на Поставнина, уже готовы новый закон о миграционном учете иностранных граждан и поправки в закон о правовом положении иностранных граждан. Четырехступенчатая структура максимально упростится. Согласно предлагаемым изменениям, не нужно будет получать разрешение на привлечение рабочей силы из стран СНГ. Сами мигранты будут получать разрешение о работе в течение 10, а не 30 дней. Требование о регистрации по месту жительства будет заменено требованием о регистрации по месту пребывания. Уже в этом году пакет законопроектов будет направлен в Госу-дарственную думу.

Кроме того, пока законы не приняты, ФМС выступает с другими инициативами. Так, недавно служба начала действовать по принципу одного окна. То есть работодатель во избежание сложной процедуры получения прав на привлечение иностранной рабочей силы может обратиться в ФМС. А сотрудники ФМС самостоятельно будут взаимодействовать с другими ведомствами. Тем самым работодатель сэкономит время и силы. Как отметил г-н Поставнин, идея одного окна еще находится на стадии реализации. Например, порядок взаимоотношений с Рострудом еще не до конца установлен. Но в самом скором времени ФМС планирует наладить систему.

Также служба занимается созданием Центрального банка данных по учету иностранных лиц и лиц без гражданства. По решению правительства работа должна быть завершена к 1 января 2006 года. Информацию в банк данных будут предоставлять посольства России за рубежом, региональные ГУВД и паспортно-визовые управления по месту пребывания мигранта в нашей стране. В банк будут поступать данные о каждом приезжем. Например, дата въезда, цель визита, номер миграционной карты и т. п. Нужно отметить, что банк данных будет полезен и работодателю. Он сможет запрашивать информацию о потенциальном рабочем, например, не числятся ли за ним правонарушения.

Тем временем формируется судебная практика

Несмотря на то что, казалось бы, вот-вот пройдет амнистия, Госдума примет более либеральные законы, работодателям дожидаться этого момента становится все опаснее. С 1 февраля ужесточились нормы, предусматривающие ответственность компании за незаконное привлечение иностранной рабочей силы. Так, по Кодексу об административных правонарушениях на фирму могут наложить штраф до 300 000 рублей (ст. 18.10), а по Уголовному кодексу – штраф до 500 000 рублей с лишением свободы до пяти лет (ст. 322.1). Нужно отметить, что судебная практика по данным статьям формируется. Уже в отношении нескольких дел вынесены приговоры, вступившие в силу. Нарушителям пришлось заплатить штрафы до 300 000 рублей. Прецедентов с лишением свободы пока не имеется, тем не менее власти настроены активно бороться с преступлениями и, по словам г-на Поставнина, намерены пользоваться нормой Уголовного кодекса.

Наталья Ростова, эксперт «Консультанта»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.