Компромисс по налогам пока так и не найден

Компромисс по налогам пока так и не найден

27.12.2005

Споры представителей государственных органов и предпринимателей по проблемам налоговой реформы имеют давнюю историю. Несмотря на определенные сдвиги в последнее время, между ними существует еще достаточно много принципиальных разногласий.

В ноябре в Торгово-промышленной палате России (ТПП) прошел II Всероссийский налоговый форум на тему «Бизнес и налоговая политика государства». В его работе приняли участие главы крупнейших отечественных компаний, руководители объединений предпринимателей России, представители властных структур, депутаты Федерального cобрания.

Предложения ТПП

По мнению президента ТПП РФ Евгения Примакова, открывшего работу форума, в налоговой политике государства есть определенные положительные сдвиги. Например, это намерение снизить ставку НДС, реформирование системы налогового контроля. В то же время остается много нерешенных вопросов.

Как заявил Евгений Примаков, многие ошибочно думают, что налоги выполняют только фискальные функции, и отвергают возможность дифференциации налогообложения. В результате практически не применяются инструменты для стимулирования инновационной деятельности и венчурного бизнеса. До сих пор не созданы условия для выпуска в России высокотехнологичной продукции, не найдены пути выхода из демографического кризиса.

Таким образом, нужны радикальные сдвиги в налоговой политике государства. Без этого уровень благосостояния граждан повысить не получится, равно как и достичь высоких темпов роста экономики. Итак, какие же проблемы, по мнению президента Торгово-промышленной палаты, требуют первоочередного решения?

Во-первых, необходимо предоставить налоговые льготы предприятиям обрабатывающей промышленности и транспортной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это позволит привлечь инвестиции и поспособствует развитию этих регионов. По словам Евгения Примакова, вымирание населения окраин России вынуждает власть серьезно задуматься об их сохранении.

Во-вторых, следует особо отметить в Налоговом кодексе, что на всех инвесторов без исключения распространяется «дедушкина оговорка»*. Она должна подразумевать, что в течение семи лет для инвестора сохраняется существующий режим взимания налогов. Он не меняется, даже если в течение этого срока ухудшатся условия налогообложения. По словам президента ТПП, от этой меры напрямую зависит рост инвестиций в отечественную экономику.

В-третьих, необходимо продолжить работу по снижению ставки налога на добавленную стоимость до 13-14 процентов. При этом следует сохранить льготы на печатную и лекарственную продукцию, а также освободить от НДС патентно-лицензионные соглашения, связанные с объектами промышленной собственности.

В-четвертых, Евгений Примаков предлагает продолжить планомерное снижение до 18 процентов ставки единого социального налога. Параллельно с этим нужно корректировать систему социального страхования. Эти меры позволят заметно уменьшить налоговое бремя и стимулируют работодателей к легализации расходов на оплату труда.

В-пятых, необходимо внести изменения в правительственный законопроект о совершенствовании налогового администрирования. По мнению главы ТПП, этот проект не соответствует духу указаний Президента России, так как дает сотрудникам налоговых органов больше возможностей оказывать давление на бизнес2.

В-шестых, как считает Евгений Примаков, следует отменить ввозные таможенные пошлины на все технологическое оборудование. Это позволит стимулировать обновление основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь высокотехнологичных.

В-седьмых, нужно поставить вопрос о более справедливом распределении бремени подоходного налога. Прежде всего, с точки зрения президента ТПП, следует отменить плоскую шкалу ставок, установив для крупных и сверхкрупных доходов ставку в 20 процентов. Сделав это, государство также получит дополнительные поступления в бюджет. Кроме того, целесообразно серьезно увеличить налоги на игорный бизнес.

В-восьмых, по мнению Евгения Примакова, нужно дать возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения большему количеству малых предприятий. Размер годового оборота, позволяющий им перейти на УСН, следует увеличить до 60 миллионов рублей, а для малых венчурных и инновационных организаций – до 100 миллионов рублей. Кроме того, имеет смысл предоставлять налоговые льготы и «каникулы» вновь создаваемым малым предприятиям.

Еще одной важной проблемой, которую упомянул президент ТПП, является то, что собственные доходы региональных и местных бюджетов не покрывают расходы территорий. В связи с этим он считает нужным увеличить долю налогов, оставляемых в распоряжении этих бюджетов.

В заключение Евгений Примаков выразил мнение, что средства Стабилизационного фонда вполне можно задействовать в целях развития экономики. Он убежден, что это не должно серьезно сказаться на росте темпов инфляции.

Доктрина деловой цели

После президента ТПП перед собравшимися выступил Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов. Он рассказал о судебной практике, сложившейся в арбитражной системе и касающейся проблем налоговой политики. По словам г-на Иванова, несмотря на значительное снижение налоговых ставок, еще не сформировалось большинство честных налогоплательщиков. Для борьбы с массовым уклонением от уплаты налогов он предложил ввести «доктрину деловой цели». Ее суть такова: последствия сделок, направленных на минимизацию налогов, должны рассматриваться как недействительные. По мнению Антона Иванова, неуплата налогов, по сути, является методом недобросовестной конкуренции. Предлагаемая доктрина должна оздоровить ситуацию на рынке, защитив честных налогоплательщиков от тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

Не собирать, а контролировать

Одной из важнейших задач сегодня является выстраивание партнерских отношений между государством и бизнесом. По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, ряд вопросов налоговой политики все еще является предметом дискуссий. Александр Шохин заявил, что предприниматели заинтересованы платить налоги регулярно и в полном объеме. Однако и государство также должно нести ответственность перед налогоплательщиками. По мнению главы РСПП, его задача заключается не в сборе налогов, а в контроле за соблюдением установленных правил. Поэтому налоговые органы в меньшей степени должны обладать правом интерпретации законодательства, а доля доначисленных налогов должна постепенно снижаться. Одна из важнейших задач – узаконить возможность толкования налоговых схем Высшим Арбитражным Судом, налоговыми органами, актами правительства.

Главной целью сегодня, как считает Александр Шохин, является выстраивание конкурентоспособной налоговой системы. Для этого нужны стабильная налоговая политика, уход от излишних ужесточений, добросовестная конкуренция, благоприятный инвестиционный климат и разграничение налогового планирования и уклонения от налогов. Среди конкретных мер глава РСПП назвал доработку законопроекта о налоговых проверках и создание четкой государственной программы по снижению налоговых ставок.

Александр Шохин поддержал идею разгрузить арбитражные суды с помощью порядка бесспорного взыскания налоговой задолженности на небольшие суммы. Однако при этом бремя доказательства вины налогоплательщика, на его взгляд, должно лежать на налоговом органе. Также президент РСПП согласился с мнением Евгения Примакова по поводу использования средств Стабилизационного фонда. По его словам, это вполне нормальный временный механизм для компенсации выпадающих доходов при проведении налоговой реформы.

Минфин не сдается

На критику представителей бизнес-сообщества пришлось практически в одиночку отвечать Михаилу Моторину, директору департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. Однако сделал он это предельно жестко. Свое выступление г-н Моторин начал с того, что назвал большую часть предложений предпринимателей «экстремистскими». По словам представителя Минфина, нельзя одновременно резко снизить налоги, ввести льготы и установить более либеральный порядок перехода на систему упрощенного налогообложения. В то же время он подчеркнул, что от принципов социально направленной политики государство отступать не будет.

Михаил Моторин резко выступил против тезиса о неизменности законодательства, заявив, что регулярное внесение поправок в Налоговый кодекс неизбежно. По его мнению, не имеет смысла говорить и о презумпции невиновности налогоплательщика. Это понятие, существующее лишь в первой части кодекса, противоречит интересам государства. Как убежден представитель Минфина, налоговые органы должны твердо отстаивать свои интересы, в том числе право требовать выплаты налогов.

Г-н Моторин категорически не согласился с выступавшими в вопросе выбора приоритетных направлений налоговой политики. По его словам, сейчас уже достигнут тот предел, когда бессмысленно снижать дальше ставки, а нужно изменять налоговую политику. Представитель Минфина считает, что в этой ситуации целесообразно вводить специальные режимы налогообложения для стимулирования отдельных отраслей. Так, недавно было принято решение об отмене фискальных ставок на импортное оборудование.

Снижение налогов проблем не решит

Налоговое бремя должно не увеличиваться и не уменьшаться, оно должно соответствовать социальной и экономической политике, которую проводит правительство. Этот тезис выразил президент Палаты налоговых консультантов России Дмитрий Черник. Бездумно снижать налоги, по его мнению, не следует.

Так, установление ставки ЕСН на уровне 26 процентов ничего не дало, хотя первоначальное ее снижение до 35,6 процента привело к резкому росту поступлений в бюджет. Сейчас предполагается снизить ставку НДС до 16 процентов и одновременно отменить льготную 10-процентную ставку. Как убежден Дмитрий Черник, это наихудший вариант, поскольку плоская шкала не подходит для НДС. Такое изменение приведет к новому витку роста цен на социально значимые товары.

Г-н Черник согласился с руководителями ТПП и РСПП в том, что главная проблема заключается в нестабильности налоговой системы и несовершенстве администрирования налогов. Поэтому крайне важно четко определить принципы добросовестного налогового планирования и заполнить другие пробелы законодательства. Однако делать это нужно не за счет интересов налогоплательщиков.


* Напомним, сейчас подобная норма существует в статье 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и касается «приоритетных инвестиционных проектов».

Ярослав Колпаков, эксперт «Консультанта»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное