Реальная бухгалтерия в виртуальном магазине

Реальная бухгалтерия в виртуальном магазине

14.12.2005

Сегодня все больше торговых компаний продают свои товары через интернет-магазин. Принимая такое решение, руководители не задумываются о нюансах налогового учета данного вида деятельности – забота об этом ложится на бухгалтера. Мы поможем специалистам учета разобраться со спецификой расчетов и организации учета в виртуальном магазине.

Оплата наличными

Особенность интернет-магазинов – это отсутствие личного контакта продавца и покупателя. В связи с этим возникает ряд сложностей. Одна из них – как расплачиваться за покупки. Есть несколько способов: наличным платежом, банковским или почтовым переводом, с помощью пластиковой карты или электронных денег одной из платежных систем интернета.

При оплате наличными в соответствии с законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ продавец обязан применять контрольно-кассовую технику. Это означает, что курьер, доставляющий товар покупателю и принимающий деньги от покупателя, обязан выдать ему кассовый чек (ст. 5 закона № 54-ФЗ). Естественно, для этого у доставщика должен быть кассовый аппарат. Но на практике ситуация, как правило, выглядит следующим образом. Переносных аппаратов курьеры не имеют, кассовый чек бухгалтер пробивает в офисе фирмы и передает курьеру вместе с товаром. Формально до момента передачи документов в бухгалтерию это создает недостачу по кассе. Однако штрафных санкций за данное нарушение не предусмотрено. Выручка от продажи товара в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99 будет отражена в день передачи товара покупателю. Привлечь продавца к ответственности за неприменение ККТ нельзя, так как в отношениях с покупателем обязанность по выдаче кассового чека он выполнил.

Решить проблему, связанную с принятием наличных денег в оплату товара, с помощью бланков строгой отчетности не удастся. Для данных ситуаций такая возможность законодательно не предусмотрена.

Другие способы получить свои деньги

В виртуальном магазине могут обслуживаться покупатели из другого города. Документы на передачу товара доставит собственная курьерская служба или сторонняя компания, которой это поручено. При этом чека контрольно-кассовой машины продавца скорее всего не будет. Обычно для подобных случаев предусмотрена предварительная оплата путем перечисления через банк или почтовым переводом. При оплате такими способами продавец после оформления заказа направляет покупателю счет, в котором указаны стоимость покупки и реквизиты для перечисления денег.

Также расчет может быть произведен в тот момент, когда товар уже доставлен покупателю, то есть наложенным платежом. Пересылку осуществляет Федеральная почтовая служба, а заказ покупатель получает в местном отделении связи. При этом сумма товара будет увеличена на плату за пересылку и страховой сбор, внесенный отправителем. При расчетах наложенным платежом покупатель оплачивает на почте товар и сбор за платеж уже при получении посылки. Факт оплаты подтвердит квитанция отделения связи или чек ККТ отделения связи, выданный покупателю в момент проведения денежных расчетов.

Для расчетов с использованием пластиковых карт виртуальный магазин следует зарегистрировать в платежной системе. Также надо заключить договор с банком на интернет-эквайринг. Эта услуга позволит принимать к оплате пластиковые карты различных платежных систем.

При подобном виде расчетов данные о карте и затребованной сумме передаются банку, выдавшему карту своему клиенту. После этого проходит авторизация платежа – это разрешение, которое дает банк для проведения операции с использованием карты. Платежный сервер снимает средства со счета владельца карты и передает информацию о результате авторизации продавцу. Далее магазин получает из системы интернет-платежей положительный результат авторизации с номером заказа владельца пластиковой карты. Это и будет основанием для отпуска товара – с момента авторизации обязанность покупателя по оплате товара выполнена. В бухгалтерском учете интернет-магазина нужно отразить кредиторскую задолженность перед покупателем.

Имейте в виду, на данном этапе деньги с пластиковой карты зачислят на специально открытый в расчетном банке счет, сразу к продавцу они не попадут. Только потом расчетный банк перечислит средства интернет-магазину. В договоре на интернет-эквайринг можно оговорить, что суммы будут переведены на расчетный счет продавца в течение нескольких банковских дней.

На основании отчета расчетного банка о снятии денег со счета покупателя сумму предварительной оплаты бухгалтер отражает по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 57 «Переводы в пути». Как правило, банк переводит средства за вычетом своей комиссии. Ее размер определяется договором на интернет-эквайринг. В магазине эти расходы относятся к операционным (п. 11 ПБУ 10/99) и отражаются по дебету счета 91 «Прочие расходы».

Пример 1

ООО «Марет» торгует телефонами через виртуальный магазин. Покупатель 6 ноября 2005 года оформил заказ на покупку радиотелефона стоимостью 15 000 руб., в том числе НДС – 2288 руб. Товар оплачен пластиковой картой покупателя. Договор купли-продажи заключен с обязательством доставки. Телефон передан покупателю 7 ноября 2005 года. На расчетный счет продавца оплата за товар поступила 8 ноября 2005 года. Вознаграждение банка за проведение платежей составляет 2 процента от суммы заказа. Себестоимость радиотелефона – 10 000 руб.

Бухгалтер ООО «Марет» сделал следующие записи в учете:

6 ноября 2005 года

Дебет 57 Кредит 62

– 15 000 руб. – получено подтверждение банка о перечислении покупателем денежных средств;

Дебет 62 Кредит 68

– 2288 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет с суммы авансового платежа;

7 ноября 2005 года

Дебет 62 Кредит 90

– 15 000 руб. – отражена реализация товара;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 2288 руб. – начислен НДС с реализации товара;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 10 000 руб. – списана себестоимость товара;

Дебет 68 Кредит 62

– 2288 руб. – восстановлен НДС с суммы авансового платежа;

8 ноября 2005 года

Дебет 51 Кредит 57

– 14 700 руб. – зачислены на расчетный счет продавца денежные средства, поступившие по пластиковой карте;

Дебет 60 Кредит 57

300 руб. – удержана комиссия банком;

Дебет 91-2 Кредит 60

– 300 руб. – признаны расходы по оплате вознаграждения банку.

Также покупку можно оплатить с помощью электронных денег. Речь в данном случае идет о расчетах с использованием одной из платежных систем. Чтобы стать участником расчетов, интернет-магазину и покупателю необходимо зарегистрироваться в системе. Для магазина эта услуга платная. Вознаграждение за нее бухгалтер отражает по счету 44 «Расходы на продажу». Расчеты с администратором системы ведут с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример 2

Совершая покупку в интернет-магазине, покупатель решил, что за товар удобно расплачиваться электронной наличностью. Он зарегистрировался в той же системе платежей, с которой работает интернет-магазин. 10 ноября 2005 года покупатель заплатил за радиотелефон 10 000 руб. (НДС – 0%). В этот же день на расчетный счет ООО «Марет» поступили денежные средства. За проведение операций по перечислению денег с магазина взимается плата в размере 1 процента от стоимости покупки.

Бухгалтер ООО «Марет» сделал следующие записи в учете:

Дебет 62 Кредит 90

– 10 000 руб. – отражена реализация товара;

Дебет 51 Кредит 76

– 9900 руб. – поступили денежные средства от администратора системы;

Дебет 60 Кредит 76

– 100 руб. – отражена сумма вознаграждения администратору системы;

Дебет 44 Кредит 60

– 100 руб. – признаны расходы по оплате вознаграждения администратору системы;

Дебет 76 Кредит 62

– 10 000 руб. – погашена задолженность.

Возврат товара в виртуальном режиме

Продажа через интернет предусматривает следующий порядок. Покупатель не видит «вживую» товары, он может ознакомиться только с их изображением, то есть с образцами. Правила такой торговли прописаны в постановлении правительства от 21 июля 1997 г. № 918. А порядок возврата товаров в розничной торговле регулируют гражданское законодательство и Закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Его новая редакция (закон от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ) дополнена статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров». Она регламентирует деятельность интернет-магазинов.

Товар надлежащего качества покупатель вправе вернуть в течение семи дней. Но при условии, что информация о порядке и сроках возврата была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки. В ином случае срок для отказа от товара увеличивается до трех месяцев.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона желание покупателя вернуть покупку должно быть удовлетворено, если сохранены товарный вид и потребительские свойства. Также при возврате необходимо предъявить документ, подтверждающий факт и условия покупки: кассовый и товарный чеки. В случае их отсутствия покупатель может ссылаться на другие доказательства приобретения товара, например на свидетельские показания. Денежная сумма, уплаченная за товар, должна быть возвращена не позднее чем через 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Последствия продажи товара ненадлежащего качества при виртуальной торговле регулируются теми же нормами, что и при торговле через обычный магазин (ст. 18–24 Закона).

Как быть с налогами?

Что касается вопросов налогообложения, то учет в интернет-магазине не отличается от учета в обычной торговле. При необоснованном возврате передача товара от покупателя продавцу рассматривается как обратная реализация. Уплата НДС производится как при договоре купли-продажи. В соответствии с главой 30 Гражданского кодекса возврат товара по инициативе покупателя является обоснованным, если договор не соблюден по одной из следующих причин:

  • нарушение условий о количестве товара;
  • нарушение условий об ассортименте товара;
  • передача товара ненадлежащего качества;
  • передача некомплектного товара;
  • передача товара без тары или упаковки в ненадлежащей таре и упаковке.

А. Воронцова, эксперт ЗАО «Консалтинговая группа “Зеркало”»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное