Плата за землю: ФНС проверяет авансы

Плата за землю: ФНС проверяет авансы

13.12.2005

С 2006 года все землевладельцы будут платить налог на землю по правилам главы 31 Налогового кодекса. Налоговая служба уже подготовилась к этому. И снабдила инспекторов на местах специальными инструкциями по проведению проверок расчетов авансовых платежей по земельному налогу (утв. приказом ФНС от 1 августа 2005 г. № САЭ-4-21/48).

Кто платит авансы

Глава 31 Налогового кодекса была введена в действие Законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ. По этому закону местные власти имели право установить новый порядок уплаты земельного налога еще в 2005 году. И теперь некоторые собственники земли (например, московские) уже целый год платят земельный налог по новым правилам. Соответственно, у них инспекторы уже сейчас проверяют правильность заполнения расчетов авансовых платежей.

Плательщики налога в остальных муниципальных образованиях в 2005 году рассчитывали земельный налог по Закону от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (письмо Минфина от 2 февраля 2005 г. № 03-06-02-04/03). «Однако с 1 января 2006 года этот закон окончательно утрачивает силу, – пояснила Евгения Широкова, аудитор отдела общего аудита компании “Бейкер Тилли Русаудит”. – Поэтому с 2006 года все собственники земли будут платить налог по правилам главы 31 Налогового кодекса».

Тем, кто начнет платить земельный налог по главе 31 только с января, тоже будет интересно ознакомиться с секретными правилами проверок по этому налогу. Ведь, как говорится, предупрежден – значит, вооружен.

Не пригодится эта информация только тем компаниям, для которых местные власти установили специальный порядок уплаты земельного налога – не предполагающий авансовых платежей. Дело в том, что Налоговый кодекс разрешает местным властям ввести на своей территории единовременную (ежегодную) уплату налога – вместе с подачей налоговой декларации (п. 2 ст. 387, п. 3 ст. 393, п. 9 ст. 396 НК).

Кого проверяют

Напомним, что платить налог и подавать расчет авансовых платежей по земельному налогу должны не все компании, а только собственники или владельцы земли на праве постоянного бессрочного пользования (ст. 388 НК). Поэтому самый первый совет инспекторам в методичке – проверить документы о правах на землю. ФНС относит к ним не только свидетельство о регистрации права, которое выдает регистрационная палата.

Подтвердить права на землю можно и актом на право собственности (форма утверждена постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493) и свидетельством о праве собственности по форме, утвержденной постановлением Правительства от 19 марта 1992 г. № 177 или Указом Президента от 27 октября 1993 г. № 1767.

Причем в методичке прямо указано: то, что постановление № 177 и Указ № 1767 отменены, еще не значит, что и документы о правах на землю, утвержденные ими, недействительны. Документами, подтверждающими права компании на землю, также являются акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земли.

Что проверяют

Срок подачи расчета. ФНС обратила внимание инспекторов, что при отправке расчета по почте компания должна отослать письмо с описью вложения. Вроде все по правилам абзаца 4 пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса. Только вот правила этой статьи распространяются на налоговые декларации, а не на расчеты авансов. К тому же судьи не разрешают налоговикам не принимать без описи вложения и декларации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 августа 2005 г. № А56-35411/04).

Кто подает. По мнению ФНС, расчет авансовых платежей должны представлять практически все собственники. Даже те, кто освобожден от уплаты налога (как Налоговым кодексом, так и законами муниципальных образований). И те, чьи земельные участки вообще не являются объектом налогообложения – изъятые из оборота (ст. 27 ЗК) или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 389 НК).

Это мнение достаточно спорно. Статья 396 Налогового кодекса устанавливает, что исчислять суммы авансовых платежей должны ком-пании-налогоплательщики. По статье 19 Налогового кодекса, налогоплательщиками признаются те, на кого кодексом возложена обязанность платить налоги. Значит, освобожденные от уплаты не должны подавать расчет авансов платежей.

Ставка. Ставки налога устанавливаются законами муниципальных образований и действуют на территории этих образований (п. 1 ст. 394 НК). Поэтому при проверке правильности указанной ставки налоговики в первую очередь изучают законы местных органов власти.

Если ставка в вашем городе дифференцирована в зависимости от вида земли, получите сначала данные из земельных органов о категории вашей земли. Иначе расчет аванса может оказаться неверным. Нужно быть внимательным, если налоговая ставка с дробной частью (0,8, 1,3). В этом случае округление до целых процентов – повод, чтобы доначислить налог. Хотя если вы округлите в большую сторону, инспекция должна будет уменьшить сумму авансового платежа и вернуть деньги.

Льготы. Их перечень установлен статьей 395 Налогового кодекса. Но прежде чем проводить проверку, инспекторы должны уточнить список льготников и по местным законам о земельном налоге. Ведь Налоговый кодекс позволяет местным властям устанавливать дополнительные льготы (п. 2 ст. 387 НК). Подтверждают льготы пакетом документов (устав, положение об организации и т. п.), который нужно представить в инспекцию. Имейте в виду: копии этих документов инспекторы могут потребовать только один раз, а не с каждым расчетом авансовых платежей.

Налоговая база. По земельному налогу – это кадастровая стоимость земельного участка. Ответственные за землю (органы, которые ведут земельный кадастр) сообщают эти сведения налоговикам. Причем до 1 февраля года, который является налоговым периодом (п. 11 ст. 396 НК). Именно по этим данным инспекторы и будут сверять авансовые расчеты.

Кто будет сообщать о стоимости земли компаниям, в Налоговом кодексе не сказано. Назначить ответственных за это должны местные органы власти. Так что узнать, к кому обращаться, можно будет только из местных законов.

Противоречия решит суд

Законы о земельном налоге на местах не должны противоречить Налоговому кодексу. Однако на практике так бывает не всегда. Иногда местные органы превышают свои полномочия и тем самым нарушают требования кодекса (например, устанавливают не ту ставку).

Евгения Широкова предупреждает: если компания решит не применять ставку налога, которая установлена местными законами и противоречит Налоговому кодексу, отстаивать свою правоту ей придется в суде.

Дело в том, что признать закон или его отдельные статьи недействительными можно только в судебном порядке и никак иначе (п. 3 ст. 6 НК). Когда суд вынесет такое решение, закон будет считаться недействующим со дня его принятия. И только после этого компания сможет потребовать вернуть излишне уплаченные суммы.

В связи с этим чиновники налоговой службы подчеркивают: инспекторы обязательно будут проверять законы местных органов власти. Если есть противоречия, налоговые работники «должны принять меры к отмене этих актов».

Сопоставим данные

Инспекторы при проверке должны сравнить данные расчета с «дополнительными сведениями» – данными земельных органов, статуправления, регистрационной палаты.

Более того, ФНС обязывает сверять данные расчета, по которому идет проверка, с данными авансовых расчетов за аналогичный период прошлого года. Основания такой сверки не совсем ясны. Цель камеральной проверки – выявить возможные ошибки в заполнении документов, противоречия в сведениях (ст. 88 НК). Но в документах за конкретный отчетный период. И что могут дать сведения прошлого года, непонятно. Ведь если у компании что-то изменилось, то выявить это можно, проверив данные прошлого отчетного периода.

Ошибки не страшны

Допустим, в ходе камеральной проверки инспектор обнаружил в расчете ошибку (неправильно исчислена налоговая база, неправильно применили льготу, ставку налога). Налоговая служба напоминает: в этом случае он должен действовать так. Прежде всего налоговый работник должен получить от компании объяснение и потребовать представить дополнительные документы. Выносить решение по проверке без этих действий нельзя.

По результатам проверки инспекторы могут лишь потребовать внести изменения в расчет и доплатить сумму неправильно рассчитанного авансового платежа. Взыскать с компании штраф по статье 122 Налогового кодекса за неуплату или неполную уплату аванса инспекция не может (п. 16 информационного письма Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. № 71).

Более того, имейте в виду: если вы не успеете сдать расчет в срок, инспекторы не смогут привлечь компанию к штрафу по статье 119 Налогового кодекса. Эта норма устанавливает ответственность лишь за неподачу декларации.

Проверяем расчет аванса

Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена приказом Минфина от 19 мая 2005 г. № 66н. Итак, проверим вместе с налоговиками ваш расчет.

Суммы авансового платежа в бюджет и сумма аванса к уплате за отчетный период должны быть равны. В строках 200 раздела 2 и 030 раздела 1 должны быть одинаковые показатели.

Вычитаем из показателя строки 050 раздела 2 показатель строки 100 этого же раздела. Разность должна совпадать со значением строки 130 раздела 2 (налоговая база). Если есть расхождения в суммах, вы неправильно указали налоговую льготу.

Сумма авансового платежа к уплате за отчетный период (строка 200) должна быть равна разности показателей по строке 170 и показателя по строке 190. Если есть расхождения, вы неправильно рассчитали сумму аванса или сумму льготы.

Коэффициент К1 (строка 120) рассчитывают, если у компании в отчетном периоде появилось право на льготу. К1 равен соотношению полных месяцев, когда льготы не было, к числу месяцев в отчетном периоде. Например, если льготу получили 10 февраля, то К1= 1/3 = 0,33. Если льгот нет, коэффициент равен 1.

Коэффициент К2 рассчитывают, если компания потеряла льготу. Это соотношение количества месяцев, когда льгота у компании была, к трем месяцам отчетного квартала. Например, если вы потеряли льготу 5 февраля, то К2 = 2/3 = 0,67.

Алена АНДРОПОВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное