За розыгрыш призов могут штрафовать

За розыгрыш призов могут штрафовать

30.11.2005

Под конец года торговые фирмы начинают избавляться от старого ассортимента продукции. Однако скидки и подарки при покупке уже давно всем наскучили. Появилась новая тенденция – столичные фирмы проводят среди покупателей лотереи и розыгрыши. Но большинство забывают, что для этого нужно получить специальное разрешение.

Главное – предупредить власти

Перед тем как проводить акции, сотрудникам компании следует изучить Закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях».

Если участникам не надо платить деньги, а призовой фонд для победителя формирует компания-организатор, то такая лотерея называется стимулирующей. Как правило, столичные фирмы проводят именно их, пытаясь увеличить спрос на свои товары, работы или услуги.

Имейте в виду, компания обязана сообщить о таком виде розыгрыша властям за 20 дней до его начала. Если территория, на которой фирма проводит лотерею, ограничивается Москвой, то бухгалтер должен уведомить департамент экономической политики и развития г. Москвы (постановление правительства Москвы от 14 июня 2005 г. № 430-ПП) (далее – Департамент). Если столичная компания хочет провести лотерею в Подмосковье, работник учета должен будет сообщить об этом в Федеральную налоговую службу.

В уведомлении нужно указать срок, способ, территорию проведения стимулирующей лотереи, организатора, а также наименование товара или услуги, которые достанутся победителю (п. 1 Правил проведения городской стимулирующей лотереи, утвержденных постановлением № 430-ПП).

К тому же столичное правительство требует, чтобы к пакету документов фирма приложила справку из инспекции о том, что у нее нет задолженности по уплате налогов и сборов. Обратите внимание, Департамент имеет право проверить достоверность этой справки, запросив информацию у контролеров.

Но это далеко не весь перечень необходимых документов. Также компания должна описать условия стимулирующей лотереи – ее название, порядок проведения, права и обязанности участников. Руководство фирмы должно разработать данные условия самостоятельно и утвердить их приказом генерального директора. Здесь же надо указать способ информирования участников лотереи о сроках проведения розыгрыша и о порядке его прекращения. Также нужно описать признаки товаров (услуг), с которыми связана стимулирующая лотерея. Обязательно расскажите о порядке хранения невостребованных выигрышей и как их можно получить уже после того, когда все сроки прошли.

К уведомлению приложите нотариально заверенные копии учредительных документов. На всех бумагах должны стоять подпись руководителя компании и фирменная печать организатора лотереи. Не забудьте, что финансовые документы должен завизировать еще и главный бухгалтер.

Департамент (или ФНС, если лотерея проводится не только на территории Москвы) обязан рассмотреть ваш пакет документов в течение 15 дней. Он либо запретит лотерею, либо внесет информацию о ее проведении в специальный реестр.

Если вам откажут, вы об этом, конечно, узнаете. Представители власти направят вам письмо, в котором объяснят причины отказа. Имейте в виду, запретить лотерею можно только в определенных ситуациях. Их исчерпывающий перечень приведен в статье 7 закона № 138-ФЗ. Так, например, если вы представите не весь перечень документов или какие-то из них не будут соответствовать требованиям закона, о лотерее придется забыть. То же самое и в случае, если у фирмы есть задолженность по уплате налогов и сборов.

Контролеры нагрянут по жалобе

Если в процессе проведения розыгрыша или после нее сотрудники Департамента (ФНС) придут к вам с проверкой, не удивляйтесь. Такое право у них есть. Причем посетить компанию они могут как планово, так и внепланово. Правда, первый вид проверки инспекторы могут проводить не чаще одного раза в год по утвержденному графику.

Что касается внеплановых визитов, контролеры их наносят, когда сомневаются в достоверности представленных фирмой сведений. Также проверяющие могут нагрянуть, если на вас пожалуется кто-то из участников лотереи (что не такая уж и редкость). В любом случае сотрудники компании обязаны показать контролерам всю необходимую документацию по лотерее.

Кто платит налоги?

Теперь рассмотрим особенности расчета налогов по деятельности, связанной с лотереями. Исходя из пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса, ваша организация обязана исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц со всех выплат гражданам. Однако с лотерейных выигрышей компания не вправе удерживать НДФЛ. Победители должны это сделать самостоятельно (ст. 228 НК). Следовательно, ваше предприятие не будет налоговым агентом в отношении тех, кому оно выдает призы, и бухгалтеру нет необходимости перечислять налог.

При расчете налога на прибыль расходы на приобретение (изготовление) призов в рекламных целях бухгалтер имеет право учесть только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК). Поэтому фирма может включить в затраты в качестве расходов на рекламу любые расходы на организацию лотереи, а также расходы на приобретение призов для участников лотереи. Но только в пределах 1 процента от реализационной выручки. Естественно, что бухгалтер должен проследить за правильным оформлением всей документации. В приказе генерального директора необходимо прописать все наименования призовых товаров и их количество.

Спорный НДС

В Налоговом кодексе передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров (ст. 146 НК). Но в том случае, если фирма отнесет стоимость призов на рекламные расходы, безвозмездной передачи не будет и НДС платить не нужно. Ведь фактически компания передает призы не безвозмездно: их может получить только тот, кто участвует в розыгрыше. А участниками стимулирующей лотереи становятся клиенты, купившие товар, работу, услугу.

Правда, налоговые инспекторы и сотрудники Минфина так не считают. С их точки зрения, призы облагаются налогом на добавленную стоимость именно потому, что это безвозмездная передача. НДС необходимо начислить исходя из рыночной стоимости продукции. Такие выводы финансисты высказывали, например, в письмах от 1 марта 2005 г. № 03-04-11/43 и от 31 марта 2005 г. № 04-03-11/52.

Отметим, что раньше налоговое ведомство признавало, что если стоимость призов относят на рекламные расходы, то НДС платить не нужно (письмо Управления МНС по г. Москве от 31 июля 2001 г. № 02-14/35611). Так что если вы НДС не перечислите, а инспекторы при проверке начислят штраф, то его платить не нужно. Ведь в силу статьи 111 Налогового кодекса выполнение письменных разъяснений освобождает от налоговой ответственности. А если дело дойдет до суда, то у вас есть неплохие шансы выиграть.

Расходы на рекламу бухгалтер может включить в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом отдельного объекта налогообложения НДС при передаче призов не возникает. Такие выводы можно встретить, например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. № А05-3624/04-22, Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2003 г. № КА-А40/5796-03-П и от 13 января 2003 г. № КА-А40/8381-02.

Тайная лотерея приведет к штрафам

Конечно, всегда есть вариант провести лотерею «тихо», за закрытой дверью магазина, не афишируя это нигде. В этом случае оформить документы можно как подарки к покупке, не регистрируя акцию в госучреждении. Но есть риск, что любой из обиженных клиентов «настучит», и в этом случае фирме не позавидуешь. Если компания проведет лотерею, предварительно не сообщив об этом, то по пункту 1 статьи 14.27 КоАП ее оштрафуют на сумму от 50 000 до 500 000 рублей. К тому же наказать могут главного бухгалтера, генерального директора и любого другого сотрудника, ответственного за проведение розыгрыша. В этом случае штраф составит от 4000 до 20 000 рублей.

мнение

Мария Варенцова, главный бухгалтер магазина «Белое кружево»:

«Недавно директор решил провести среди наших постоянных клиентов лотерею. Все документы я оформила как подарки покупателям – думала, что лотерея ничем не отличается от бесплатных сюрпризов к покупке. Совершенно случайно узнала, что в этом случае нужна еще и регистрация! Пришлось в спешном порядке все оформлять и переделывать. Теперь вот боюсь, что штрафов нам не избежать».

В. Тираспольский

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA