Столовая на балансе станет в тягость

Столовая на балансе станет в тягость

21.11.2005 распечатать

У многих фирм есть собственные столовые. С 1 января 2006 года их содержание может стать для организаций накладным. По-другому придется определять, как учесть затраты на столовые при расчете налога на прибыль.

Налоговый кодекс предусматривает два варианта учета затрат на столовые. Самый выгодный – не отделять их от расходов по остальной деятельности компании. Однако этот вариант учета возможен, только если столовая обеспечивает питанием трудовой коллектив предприятия и находится на его территории.

Затраты, которые связаны с содержанием помещения такой столовой, можно включить в состав прочих расходов фирмы (подп. 48 п. 1 ст. 264 НК). Это, например, суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта, расходы на освещение, отопление, водоснабжение и электроснабжение.

Сегодня все решает адрес

В некоторых случаях расходы на столовые нужно учитывать по особым правилам. Они прописаны в статье 275.1 Налогового кодекса. Из текста статьи следует, что применять эти правила нужно, если выполнены два условия:

  1. В столовой питаются не только свои сотрудники, но и люди «с улицы». Такая столовая считается подразделением, связанным с обслуживающим производством (абз. 2 ст. 275.1 НК);
  2. Столовая обособлена от основного предприятия. То есть она не находится на его территории и имеет другой почтовый адрес (п. 2 ст. 11 НК, п. 2 ст. 54 ГК).

Казалось бы, если одно из этих условий не выполнено, статью 275.1 применять не надо. Однако на практике все не совсем так. По мнению специалистов Минфина, решающую роль играет территориальная обособленность столовой.

В своих официальных письмах чиновники рассуждают так: если столовая территориально не обособлена, затраты можно включать в состав прочих расходов по подпункту 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Если столовая обособлена – действует статья 275.1 Налогового кодекса (письма Минфина от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/199, от 3 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/87, от 22 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/184).

А когда столовая обособлена от фирмы и кормит только своих сотрудников? Если следовать определению статьи 275.1 Налогового кодекса, столовая не будет обслуживающим производством, а значит, под правила этой статьи не подпадает. Однако специалисты Минфина считают по-другому. В такой ситуации они все равно требуют вести учет именно по правилам этой статьи.

Другой пример – столовая находится на территории компании (не обособлена), но кормит как работников фирмы, так и посторонних. Это наиболее распространенная ситуация. Сейчас, следуя рекомендациям минфиновцев, ее затраты можно отнести к прочим расходам компании (подп. 48 п. 1 ст. 264 НК). Но здесь возникает другой вопрос. Из текста статьи 264 Налогового кодекса следует, что применять ее можно только в том случае, если столовая обслуживает трудовые коллективы. А в нашем примере она кормит еще и людей «с улицы»... Может быть, в этом случае надо делить расходы на столовую пропорционально стоимости еды, предназначенной для «своих» и «чужих»? Ответа на этот вопрос в разъяснениях Минфина нет.

Завтра адрес будет неважен

С нового года вопрос об обособленности столовых станет неактуальным: такого критерия в статье 275.1 Налогового кодекса больше не будет (п. 25 ст. 1 Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ).

Поэтому налоговый учет расходов на столовую будет зависеть только от того, кто в ней питается. Если только работники фирмы, то расходы на столовую можно будет включить в состав прочих (подп. 48 п. 1 ст. 264 НК). Если же столовая кормит и «своих», и «чужих» (то есть является «обслуживающим производством»), – фирма будет вынуждена вести учет по правилам статьи 275.1 Налогового кодекса.

Будем 10 лет списывать убытки

В чем же заключается особый порядок списания расходов по статье 275.1 Налогового кодекса? По правилам этой статьи фирма должна отдельно определять базу по налогу на прибыль с деятельности столовой.

В большинстве случаев эта база получается отрицательной. Это означает, что столовая приносит убыток. Однако уменьшить прибыль всей компании на его сумму фирма не сможет. Списывать этот убыток можно будет лишь за счет прибыли, которую фирма получит именно от деятельности столовой. На это Налоговый кодекс отводит десять лет (ст. 275.1).

Из этого правила есть всего одно исключение. Налоговый кодекс предусматривает три условия, выполняя которые, фирма имеет право списывать убытки от работы столовой в обычном порядке. Чтобы понять, выполняете ли вы эти условия, вам придется сравнить показатели своей столовой с показателями «настоящей» (для которой оказание услуг питания является основной деятельностью).

Аналогичными должны быть:

  1. Стоимость товаров и услуг;
  2. Расходы на содержание столовой;
  3. Условия, при которых оказывают услуги.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, списать убытки столовой на расходы в обычном порядке нельзя.

Норматив для «ненастоящей» столовой

Можно все же попытаться выполнить три условия статьи 275.1 Налогового кодекса. Но в этом случае появляется другой вопрос: где взять показатели для сравнения? Предположим, вы выясните нужные цифры у организаций общественного питания. Но где гарантия, что ваши данные совпадут с данными налоговиков?

И что делать, если вокруг вас нет специализированных кафе и столовых? С чем сравнивать тогда?

Чиновники позаботились об этом и внесли дополнение в статью закона (п. 25 ст. 1 Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ). С нового года там, где для сравнения показателей нет «настоящих» столовых, органы исполнительной власти будут утверждать специальные нормативы. Их и придется применять фирмам для учета расходов по «своим» столовым.

В новом году кормим только «своих»

Рассмотрим на примере правила, которые будут действовать в следующем году.

Пример.

Столовая – на балансе фирмы и находится на ее территории. Она обслуживает как сотрудников фирмы, так и посторонних.

Фактические расходы столовой за январь 2006 года составили 955 000 руб.

Доход столовой за тот же месяц составил 700 000 руб.

Столовая является объектом обслуживающего производства и хозяйства, так как кормит не только сотрудников фирмы, но и посторонних. Следовательно, надо применять статью 275.1 Налогового кодекса. Поэтому полученный убыток в 255 000 руб. (955 000 – 700 000) может уменьшить только будущую прибыль, полученную столовой в последующие десять лет (ст. 275.1 НК).

В бухгалтерском учете расходы можно отнести к внереализационным. Между бухгалтерским и налоговым учетом возникает постоянное налоговое обязательство.

Выходит, что фирмам, которые заботятся о своих сотрудниках и хотят иметь столовые на балансе, с нового года невыгодно кормить людей «с улицы».

Л. Изотова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.