Ожидает ли столицу автомобильная вмененка?

Ожидает ли столицу автомобильная вмененка?

07.11.2005

Подмосковные фирмы, осуществляющие автоперевозки, при расчете ЕНВД сталкиваются с различными недоработками законодателей. Вопросов много: какие машины учитывать на спецрежиме, имеет ли значение право собственности на них и т. д. Возможно, в новом году проблемы подмосковных коллег будут волновать и столичных бухгалтеров.

20 машин – предел для ЕНВД?

Львиная доля затруднений, связанных с расчетом ЕНВД для автоперевозчиков, исходит из неоднозначного толкования условий применения вмененки. Законодатели указали, что фирмы, оказывающие услуги по перевозке, могут перейти на ЕНВД, если они эксплуатируют не более 20 машин (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК). При этом законотворцы не уточняют, какие именно автомобили они имеют в виду. Однако Минфин исправил эту досадную оплошность и уточнил, что бухгалтеры при расчете налога должны учитывать как собственные, так и арендованные транспортные средства (письмо Минфина от 23 декабря 2004 г. № 03-06-05-04/90).

Кроме того, автоперевозчикам до конца неясно, можно ли иметь больше 20 автомобилей и оставаться на ЕНВД. В принципе да, но только если машины свыше двух положенных десятков станут использовать для собственных нужд. Минфиновцы разъясняют, что в эксплуатируемое количество транспортных средств следует включать только те, которые фирма применяет непосредственно для перевозок (письма Минфина от 1 июня 2005 г. № 03-06-05-04/150, от 14 марта 2005 г. № 03-06-05-04/67 и от 24 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/44). Таким образом, компания, имеющая, например, 25 машин, 5 из них может сдавать в аренду другим предприятиям для автоперевозок, а по остальным 20 уплачивать вмененку.

Правда, иногда инспекторы все же предъявляют претензии к таким компаниям. Так, налоговые служащие прислали одной из фирм уведомление, в котором предложили заплатить налоги по общей системе, поскольку у организации в наличии имеется

более 20 машин. Организация отказалась и обратилась в суд, который в конечном итоге встал на ее сторону. Доводы судей были таковы. В спорные периоды фирма эксплуатировала меньше 20 автомобилей. Следовательно, компания не нарушала условие Налогового кодекса (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК) и могла применять вмененный режим на законных основаниях (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2004 г. № А33-3035/04-С3-Ф02-4273/04-С1). Аналогичные решения судьи вынесли в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 19 августа 2005 г. № А82-8936/2004-28 и ФАС Северо-Кавказского округа от 3 марта 2005 г. № Ф08-1628/ 2005-690А.

Наконец-то с начала 2006 года вышеперечисленные спорные моменты будут устранены из налогового законодательства. Дело в том, что в текущем году были внесены изменения в главу 26.3 Налогового кодекса (закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ). Теперь будет четко определено, что право собственности вмененщика на автомобили значения не имеет (п. 5 ст. 346.26 НК в редакции закона от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ). Кроме того, законодатели уточнили, что у спецрежимника должно быть не более 20 автомобилей, предназначенных для автоперевозок.

Внимание – только перевозки

Недавно финансисты выпустили письмо, в котором, с одной стороны, отобрали, а с другой – подарили фирмам возможность сэкономить на налогах (письмо Минфина от 25 августа 2005 г. № 03-11-04/3/66).

Во-первых, минфиновцы уточнили, что на вмененку по автоперевозкам может перейти только компания, у которой транспортировка грузов и пассажиров является основной деятельностью. То есть если любая другая организация, например торговая, эксплуатирует не более 20 автомобилей, то это еще не повод применять спецрежим. Значит, таким фирмам не удастся заплатить меньше налогов. Им придется остаться на общем режиме.

Во-вторых, финансисты напомнили, что автомобили, находящиеся в ремонте или запасе, не нужно учитывать при расчете единого налога. Минфиновцы указали, что такие машины не включаются в число эксплуатируемых основных средств. Однако, чтобы воспользоваться предложенным вариантом «минимизации», фирма должна ремонтировать автомобиль только в течение одного месяца. Таким образом, компания может не только «подлечить» парк машин, но и сэкономить на обязательных платежах в бюджет.

Столичные автовладельцы, готовьтесь!

Итак, ожидает ли вмененка по автоперевозкам нашу столицу? Прошли противоречивые слухи о том, что московское правительство хочет ввести спецрежим для столичных автоперевозчиков. Это необходимо для того, чтобы вывести из тени часть фирм. Однако есть мнение, что такие меры не только не помогут легализовать бизнес, но еще и снизят и без того невысокие поступления в бюджет.

В любом случае, если организация числится на учете в Москве, но занимается автоперевозками в том регионе, где установлен спецрежим на данный вид деятельности, она должна заплатить единый налог на вмененный доход. Даже несмотря на то, что в столице вмененка по таким услугам пока не введена. Ведь фирма обязана встать на учет в тех регионах, где она осуществляет свою деятельность, и платить единый налог, если он там предусмотрен. Такое условие вытекает из статьи 346.28 Налогового кодекса. А доходы, полученные от автоперевозок в столице, могут облагаться налогами по общей или упрощенной системе (письмо УФНС по г. Москве от 17 августа 2005 г. № 18-11/3/58352).

В связи с этим бухгалтер должен помнить, что ему необходимо организовать раздельный учет. Это актуально в случае со столичными автоперевозчиками, осуществляющими деятельность в других регионах, например в Подмосковье, а также если компания осуществляет другие виды деятельности вместе с теми, которые облагаются единым налогом (п. 7 ст. 346.36 НК).

внимание

Евгения Малинина, специалист аудиторской компании:

«Мне кажется, что после изменений статей Налогового кодекса по спецрежимам фирмам будет проще рассчитывать вмененный налог по автоперевозкам. Ведь законодатели конкретизировали условия применения ЕНВД. Хотя мои коллеги видят здесь отрицательный момент, поскольку считают, что теперь предприятия смогут применять вмененку только при наличии не более 20 машин. Специалисты полагают, что цель использования транспорта уже не будет иметь значения».

А. Андрющенко

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA