Дмитрий Вольвач: Давление на организации со стороны ФНС уменьшится

Дмитрий Вольвач: Давление на организации со стороны ФНС уменьшится

28.10.2005

В августе руководители Федеральной налоговой службы и Федеральной службы страхового надзора России подписали соглашение об информационном взаимодействии. Документ подразумевает, в частности, обмен информацией в целях выявления нарушений страхового и налогового законодательства. Также предполагается разрабатывать и проводить совместные мероприятия по предупреждению подобных нарушений.

Прокомментировать это соглашение для наших читателей согласился один из его разработчиков – Дмитрий Вольвач, начальник управления кредитных организаций ФНС России.

– Дмитрий Валерьевич, почему это соглашение появилось именно сейчас? Возникла серьезная потребность в нем или причина иная?

– Этот документ стал логическим завершением достаточно конструктивной работы, которая велась на протяжении последних полутора лет. До административной реформы Росстрахнадзор являлся департаментом Министерства финансов, и только в апреле прошлого года он стал самостоятельной службой. Это позволило нам начать работу по нахождению точек соприкосновения в рамках компетенции каждого из ведомств. Это соглашение долгое время готовилось, согласовывалось и в итоге было подписано.

– Чья инициатива была здесь в первую очередь?

– Формально мы, то есть налоговая служба, обратились в Федеральную службу страхового надзора. При этом мы знали, что наша инициатива будет поддержана. Потребность в плотном сотрудничестве объективно существовала давно, какие-то взаимодействия уже на тот момент происходили и давали определенные результаты. Поэтому мы сочли необходимым пойти на такой шаг.

– И какие цели у такого сотрудничества?

– Заключение межведомственных соглашений – это нормальная практика взаимодействия регулирующих или контролирующих органов. Она направлена на то, чтобы каждый из них более эффективно и организованно выстраивал свою работу. Это происходит за счет того, что помимо той информации, что уже есть у ведомства, к нему поступают дополнительные сведения от смежных структур. Во многих странах существует система, при которой налоговые органы получают информацию из внешних источников, в том числе иных государственных ведомств. Данные аккумулируются, анализируются и по результатам этого проводится проверка.

Таким образом, главная цель – это упорядочение, планирование и проведение мероприятий каждым из органов в рамках своей работы. Понятно, что больше сил теперь можно будет направить на тех участников рынка, которые вызывают определенные подозрения как у нас, так и у Росстрахнадзора.

– Были ли уже какие-то совместные проверки? Что такое «совместные мероприятия по предупреждению нарушений законодательства»?

– Совместных проверок у нас в принципе быть не может, потому что они не предусмотрены законодательством. Налоговые проверки и инспекции, которые проводит служба страхового надзора, – это самостоятельные формы контроля. Возможен только обмен информацией. Это происходило и раньше, только теперь этот процесс будет иметь более упорядоченный характер. Под совместными мероприятиями здесь подразумевается проведение совещаний, информационных акций, разработка планов действий, но не проверки.

Дмитрий Валерьевич, какие основные направления информационного сотрудничества интересуют налоговую службу?

– Соглашение имеет общий характер. В частности, нас интересует информация, связанная с действующими операторами рынка страхования, с их основными показателями деятельности. Важно, чтобы такие сведения предоставлялись нам из Росстрахнадзора на регулярной основе, потому как всей информацией налоговая служба не располагает. То есть эти данные больше необходимы для составления более полной и объективной картины страховой отрасли.

Подчеркну, что соглашение базируется на жестком соблюдении принципов конфиденциальности информации, которую передают друг другу наши ведомства. В первую очередь это касается информации, которая является налоговой тайной в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса. Все эти принципы неукоснительно соблюдаются.

– Существует мнение, что первоочередная цель этого соглашения – борьба со «страховыми» схемами ухода от налогов. Это так?

– Трудно сказать, в первую ли это очередь... Наша задача – выявлять любые пути ухода от налогообложения. Безусловно, нередко организации посредством способов, связанных с механизмом страхования, минимизируют свои налоги. В этом случае наша задача как налоговых органов – восстановить справедливость в соответствии с законом и сделать налоговую базу той, какой она должна быть. Не хотелось бы акцентировать на этом внимание. Соглашение не направлено на борьбу со схемами, это просто инструмент взаимодействия двух структур, которые в рамках своей работы имеют потребность в информации.

Проверки на предмет «серых» схем могут коснуться клиентов страховых компаний?

– Особенность страховых организаций такова, что они зачастую выступают в роли финансовых посредников. Поэтому они могут использовать различные механизмы не только для минимизации своих собственных налоговых обязательств. Для налоговых органов большой интерес представляют факты оказания страховыми компаниями услуг по уходу от налогообложения своим клиентам. Это всегда было и будет предметом нашего внимания. Такая практика вызывает озабоченность и у органов страхового надзора. Страховая компания должна заниматься страхованием.

– Таким образом, говорить о том, что происходит какое-то ужесточение по отношению к страховщикам, нельзя?

– Да, для этого нет никаких оснований. Как раз наоборот, поступление специфической информации, необходимой для анализа той или иной отрасли, приводит к упорядочению действий инспекторов. Сотрудник налоговой службы, проводящий проверку, снабжается специальными знаниями, которые позволяют ему лучше разобраться в экономике предприятия. Дополнительная информация сделает проверки гораздо более адекватными и профессиональными. Таким образом, можно скорее говорить о том, что контролирующее давление на организации со стороны ФНС и ФССН только уменьшится.

В то же время заключение соглашения – это определенная мера профилактики для налогоплательщиков. Важно, чтобы они понимали, что у нас есть разная информация, которую наши ведомства собирают воедино.

– Дмитрий Валерьевич, в каких еще направлениях налоговая служба развивает сотрудничество с другими структурами?

– У нас заключено много соглашений – с таможней, с Министерством внутренних дел. С 2003 года действует соглашение с Центральным банком РФ, разрабатывается соглашение с Росстатом. Подобное взаимодействие с государственными органами власти по обмену информацией мы осуществляем в рамках программы «Электронная Россия». Кроме того, сотрудничество идет и на индивидуальной двусторонней основе. Так, мы начали активно работать с конкретными отраслями экономики. В каждой есть специфика, поэтому очень важен информационный обмен с отраслевыми ведомствами. Поэтому соглашение с Росстрахнадзором – это не какой-то специальный шаг, а часть системных действий по обеспечению взаимодействия информационных баз государственных органов власти.

«Из тени в свет...»

Павел Самиев, ведущий аналитик отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА»

Наибольшее распространение в России получили два типа страховых схем. Первый из них объединяет так называемые «зарплатные» варианты, общий принцип которых – экономия на ЕСН. Организация направляет в страховую компанию сумму, равную заработной плате работников за определенный период. Делается это под видом премии по имущественным договорам страхования. Затем эти деньги выплачиваются сотрудникам. Есть и другой вариант: деньги направляются сначала в банк. Он же выдает работникам беззалоговые кредиты по минимальной не облагаемой налогом ставке (3/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ). Эти средства поступают в страховую компанию под видом премий по накопительному страхованию жизни с выплатой аннуитетов*. Дальше все повторяется: сотрудникам выплачиваются аннуитеты, а страховщик получает комиссию (5–7% от переводимой суммы).

Второй тип схем задействует перестрахование. С его помощью предприятия уходят от налога на прибыль, переводя средства за рубеж. Страховая компания принимает на российском рынке риск, который априори не будет реализован, затем перестраховывает его. В свою очередь перестраховщик передает взносы дальше в ретроцессию** (как правило, в офшоры) или обналичивает средства. В итоге деньги возвращаются клиенту, он экономит на налогах, а все участники цепочки получают определенные комиссионные.

По нашим данным, «серые» схемы, нацеленные на оптимизацию налогообложения, составляют более половины российского рынка страхования. В настоящее время власти всерьез озаботились борьбой со «схемщиками». В течение последних двух лет Федеральная служба страхового надзора РФ уже отозвала или приостановила лицензии у ряда компаний, в том числе и у лидеров рынка. Причем очевидно, что нарушения требований страхового законодательства были лишь формальным поводом. Фактически компании поплатились за злоупотребление «налоговыми схемами» – для добросовестных страховщиков наказание было бы существенно мягче.

Весной этого года Росстрахнадзор заключил соглашения с Федеральной службой по финансовому мониторингу и Федеральной антимонопольной службой, а в августе – и с ФНС. Безусловно, совместными усилиями этих ведомств выявлять «схемщиков» будет гораздо проще. Отныне Росстрахнадзору не обязательно искать «дыры» в отчетности страховщика. Достаточно провести совместное расследование и доказать факт ухода от налогов через страхование. Причем наказывать, по-видимому, будут не только страховщиков, но и заказчиков схем, о которых ФССН будет информировать налоговую службу. Кроме того, возможно, что будет создана специальная инструкция, в которой контролирующие органы опишут признаки схем ухода от налогов через страхование. Таким образом, есть все основания предполагать, что «зарплатные» и наиболее примитивные перестраховочные схемы будут сведены к минимуму.


* Аннуитеты – платежи одинаковой суммы, производимые через равные промежутки времени.

** Ретроцессия – процесс дальнейшей передачи ранее принятого в перестрахование риска.

Беседовал эксперт «Консультанта» Ярослав Колпаков

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA