Защищаем фирму от захвата

Защищаем фирму от захвата

18.10.2005 распечатать

Недружественные поглощения представляют собой серьезную проблему. Со стороны захватчиков выступают лучшие специалисты в области права, финансов, управления, безопасности. Это означает, что поверхностный подход к своему бизнесу может стать причиной его потери. Как же защитить свою собственность в современных условиях?

Мы решили расспросить специалистов по силовым захватам о механизмах осуществления поглощения и защиты бизнеса. Своими профессиональными секретами поделились юристы Андрей Тюкалов и Дмитрий Рославлев. Причем связаны они не только со способами и этапами захвата чужого бизнеса. Собеседники дали также и ряд рекомендаций, касающихся мероприятий по защите собственности от недружественного поглощения.

- Как сегодня происходит типичный захват предприятия?

Андрей Тюкалов: Сейчас все чаще используются откровенно "черные" схемы. Дело в том, что объектов, привлекательных для рейдеров (где 50-60 процентов акций "распылены" между многими акционерами), уже практически нет. Остаются объекты только с уже консолидированными крупными пакетами. Поэтому теперь стали поступать проще: акции (доли) не скупают, а просто воруют актив, который интересен. Для этого надо лишь поменять в ИФНС информацию о директоре. Правда, сейчас это стало делать сложнее, потому что требуется согласие снимаемого директора, но возможно.

Порядок действий здесь следующий. В налоговую инспекцию представляется фальшивый протокол об избрании нового генерального директора. Он подписывает договор купли-продажи с некой промежуточной фирмой. Она, в свою очередь, продает имущество уже второму приобретателю. Новый собств енник будет отгорожен от претензий прежнего хозяина статусом "добросовестный приобретатель".

Далее юрлицо, имущество которого таким образом было скуплено, присоединяется к какой-нибудь "технической компании-однодневке" (ТК) и ликвидируется. Ликвидируется и ТК, через которую выводили имущество на добросовестного приобретателя. Отыграть все обратно: оспорить через суд реорганизацию, ликвидацию юрлиц, внеочередное собрание — будет дорого и долго. Адвокаты могут растянуть этот процесс на год-два.

Бывший директор уже несуществующего юрлица узнает о том, что он не собственник здания, только когда сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП) предложат ему покинуть его кабинет.

Конечно же, по факту "кражи" здания будет возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса РФ "Неправомерные действия при банкротстве". Но в скором времени оно будет прекращено за отсутствием состава преступления либо лиц, его совершивших…

Аналогично поступают и с акциями. Согласно полученному судебному решению на регистратора возлагается обязанность перевести акции с лицевого счета собственника на лицевой счет, скажем, жителя Дагестана. Далее акции переводятся на счет нашего акционера. Пока решение будет отменяться, они разойдутся по счетам иных лиц. Оперативно вернуть акции обратно будет невозможно.

Акции обычно арестовывают судебными мерами, если их большая часть консолидирована руководством. В исполнительном листе обязательно указывается запрет голосовать арестованными акциями. Благодаря этому на собрании акционеров принимаются решения атакующих. Это, как правило, избрание нового совета директоров, генерального директора, утверждение крупной сделки, реже реорганизация.

Если интересный объект — общество с ограниченной ответственностью (а не ОАО или ЗАО), тогда могут просто переписать учредительные документы. После этого их сдают в налоговую инспекцию с уже новым составом участников и новым генеральным директором. В обществе с ограниченной ответственностью реестра акционеров нет. Этим и пользуются…

- Какие этапы можно выделить в процессе захвата? В чем они заключаются?

Дмитрий Рославлев: Прежде всего — сбор информации. Любой рейдер, готовясь к захвату (или к защите от него), собирает об объекте поглощения (или о предполагаемых оппонентах) все возможные сведения. Годятся даже те, которые, на первый взгляд, к делу не относятся, ведь любая информация может использоваться как инструмент давления. Таким образом, мы желаем обезопасить себя. Кто-то скажет, что это нечистоплотно, нарушаются нормы этики и морали. Тут можно ответить одно: предупрежден — значит, вооружен, и вопрос об этике отпадает сам собой.

В первую очередь собирается информация об учредителях, акционерах, руководителях, главном бухгалтере предприятия. Это необходимо для выявления средств и методов дальнейшего воздействия на указанных лиц. Изучается их имущество (как явное, так и оформленное на доверенных лиц), движения по счетам, сведения о выездах за границу. Добываются номера личных счетов и банковских ячеек, номера паспортов. Анализируются связи, контакты, круг общения, деловые и личностные характеристики, интересы. Следует отметить, что контакты указанных лиц должны отслеживаться на протяжении всего проекта.

Также по возможности выявляются признаки налоговых и экономических преступлений, совершенных в ходе хозяйственной деятельности компании. Здесь должны быть предусмотрены следующие процедуры: проверка движений по счетам, установление способов обналичивания денежных средств, выявление контрагентов и неглубокая их проверка. Также направляются жалобы в правоохранительные органы с просьбой о проведении проверок. Все это необходимо для воздействия на противника в случае утечки информации либо для давления на акционеров и руководителей при возбуждении уголовного дела против заказчика.

Далее следует предпроектная подготовка. Она включает в себя несколько процедур.

Первая — получение полулегальных обеспечительных мер. Пример: нужно запретить голосовать крупному акционеру на общем собрании акционеров. Получается определение суда, которое такой запрет накладывает. Формально это определение получено легально, но судья, который выносил его, основывался на фальшивых документах. Он якобы не знал о том, что они подделаны, поскольку не криминалист и определять подлинность материалов дела не обязан. Аргументы истца он посчитал убедительными и вынес определение о запрете акционеру с 60-процентным пакетом голосовать…

На повторном общем собрании принимается инициированное захватчиками решение, например о присоединении и смене генерального директора. Директора меняют. Понятно, что определение, которым запретили голосовать, будет отменено. Но возникшие в связи с его принятием убытки возлагаются на истца. Истец же представляет собой "техническую" компанию рейдерской группы. У такого юрлица на балансе, естественно, ничего нет… Использовать поддельные судебные акты еще удобней. Чтобы "отменить" такой документ, надо возбудить уголовное дело и добиться судебного решения по этому факту. А это может затянуться надолго. Аналогичным образом осуществляется и снятие или наложение обременений на активы.

Вторая процедура по захвату заключается в том, что на предприятии или около него формируется "пятая колонна". То есть рейдеры ищут оппозицию действующему руководству внутри предприятия. Если ее нет, она создается. Поднимается "флаг борьбы" против менеджмента. С помощью "ренегатов" организуется раскол в совете директоров и среди акционеров. Потом через них же скупаются акции и запускается дезинформация. Еще один вариант — организовать скупку акций у миноритарных акционеров. Чтобы избежать блокировки приобретенных акций оппонентами, пакет переводится на номинального держателя или на оффшорную компанию. Номинальный держатель не собственник акций, а только их "камера хранения". В реестре акционеров он открывает свой счет, а мы переводим на него принадлежащие нам акции. Внутри этого счета мы можем оставить акции себе или передать их любому аффилированному лицу. Противник, решивший арестовать наши акции, может получить доступ к реестру акционеров. Однако там он увидит не нас, а счет номинального держателя. Кто же реальный собственник акций, будет скрыто. Поэтому такие акции сложно арестовать по претензиям к их собственнику.

Далее происходит вход на предприятие. Принимаются обеспечительные меры: имущество предприятия арестовывается и передается на ответственное хранение лояльной захватчикам группе. Делается это, чтобы предотвратить дальнейшее отчуждение имущества, получить доступ к внутренней документации и возможность оказывать психологическое давление на руководство. Производится частичный арест акций оппонентов. Количество блокируемых акций определяется исходя из необходимости сохранения кворума и проведения решения о переизбрании органов управления. Проводится внеочередное собрание акционеров, избирается новый генеральный директор. Он продает здание предприятия, затем имущество переводится на добросовестного приобретателя.

Вообще, для того чтобы обойти действующее законодательство и значительно удешевить процесс поглощения, разработано множество способов, таких как:

    - установление контроля над менеджментом организации (или лицом, представляющим интересы владельца крупного пакета акций);

    приобретение контрольного пакета акций;

    манипуляции с привилегированными акциями;

    - банкротство компании с последующим приобретением ее активов;

    - скупка мелких пакетов акций до блокирующего;

    - скупка долговых обязательств предприятия;

    - целенаправленное занижение стоимости предприятия и приобретение его активов;

    - преднамеренное доведение до банкротства;

    - оспаривание прав собственности;

    - оспаривание итогов приватизаци

    - использование "технических компаний" для обеспечения статуса "добросовестного предпринимателя";

    - злоупотребление правами, предоставленными миноритарным акционерам;

    - использование "параллельного" реестра;

    - выкуп акций компании у местных властей;

    - размывание акций (путем эмиссии при аресте акций основного акционера).

Необходимо подчеркнуть, что данные способы враждебных поглощений — далеко не единственные. Схемы и механизмы захватов постоянно претерпевают значительные изменения и совершенствуются вместе с законодательством…

- Что может сделать предприятие, чтобы избежать враждебного поглощениия?

Андрей Тюкалов: Самое главное — не ждать, когда механизм захвата уже заработает, а принять меры заранее. Во-первых, усилить защиту предприятия от потенциальных "поглотителей" можно самим. Во-вторых, имеет смысл обратиться к профессиональным консультантам. Правда, стоить это будет весьма серьезных денег, а положительный исход дела вам на сто процентов вряд ли кто-то гарантирует.

Часто услуги по защите оказывают бывшие рейдеры, у которых первоначальный бизнес не сложился. Бывает, что защитники и поглотители работают в тандеме по принципу "черный рыцарь" — "белый рыцарь".

Разыгрывают комбинацию: первый нападает и предлагает 20 копеек за пакет акций. Тут появляется второй и предлагает уже 23 копейки. При этом говорит, что лучше все-таки согласиться на его предложение, поскольку первый негодяй и своего добьется…

Дмитрий Рославлев: В моей практике был такой случай: мы атаковали объект — скупили акции. Потом начали с того, что стали "закидывать" пристава с периодичностью раз в неделю поддельными исполнительными листами. Эмитент ответил. Подготовился к штурму — нанял несколько частных охранных предприятий. А услуги каждого из них могут стоит 100-200 долларов в сутки. Представьте, во сколько обошлось…

Директор держал осаду долго. Потом, когда мы уже закинули настоящий лист, директор отреагировал на это как на очередную фальшивку. К этому времени охрана с объекта директором была снята, так что проблем не возникло.

Обозреватель "Федерального агентства финансовой информации" О.А. Волкова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.