По руководителю плачет парта

По руководителю плачет парта

11.10.2005

Ритм современной жизни требует постоянного обновления знаний. "Тренировка ума" напрямую сказывается на качестве работы сотрудника. По мнению экспертов, учиться актуально всегда, независимо от образования, опыта и занимаемой должности. Руководители, как бы они ни сопротивлялись, не являются исключением из этого правила.

Во многих российских фирмах сотрудников время от времени отправляют на курсы по повышению квалификации. С одной стороны, это навеяно Западом. С другой, руководители и сами поняли, что намного дешевле "взрастить" сотрудников в рамках фирмы, нежели нанимать высококлассных специалистов "с неограниченными материальными запросами". В связи с этим директора разрабатывают различные образовательные стратегии для своих работников из разных отделов. За такими заботами руководители зачастую "забывают" о себе.

По мнению кадровых психологов, руководителям необходимо обучаться всегда, несмотря на положение и огромное количество профессиональных обязанностей. Благо, что выбор образовательных программ, а также тренингов и краткосрочных курсов для управленцев сегодня неограничен. О том, как правильно построить обучение руководителей, рассказали тренинг-консультанты нескольких образовательных центров, а также специалисты-рекрутеры.

Уроки для "топов"

Директор образовательного центра Руслан Рогачев называет себя "специалистом по управленцам". По его словам, в распоряжении руководителей есть, по меньшей мере, пять способов оперативно восполнить пробелы в профессиональных знаниях и таким образом повысить свою квалификацию. "Важно, чтобы, несмотря на высокое положение, управленцы не чувствовали себя "всезнайками" и стремились к дальнейшему обучению", — уточняет Руслан.

Так называемый коучинг (индивидуальные консультации или тренинги) хорош для тех руководителей, которые лучше обучаются в одиночестве.

На занятиях по фасилитационныму консалтингу над решением конкретных задач работает команда слушателей под руководством тренера. Этот вид обучения подходит молодым и перспективным топ-менеджерам, которые умеют быстро реагировать на различные изменения в законодательстве и воспринимать новейшие теории управления.

Отличный способ получения новых знаний — обыкновенные внешние открытые семинары и тренинги. В любом городе есть компании, которые организуют качественные семинары на разнообразные темы. Многие курсы могут быть интересны и управленцам.

Помимо этих форм обучения, образовательные центры организуют конференции и круглые столы, в том числе — выездные, а также проводят для ограниченного круга людей деловые игры.

"Управленческая" тематика

В первую очередь стоит сказать, что все образовательные программы для управленцев по темам делятся на два вида: повышающие профильную квалификацию и общеразвивающие. По словам Руслана Рогачева, среди руководителей особенно востребованы три направления.

Первое — курсы, семинары, тренинги экспертного типа, посвященные последним тенденциям в менеджменте и маркетинге, новейшим компьютерным программам и законодательным веяниям. Второе — тематические курсы, помогающие усвоить за короткий срок большое количество информации (экстерн-курсы по бухучету, финансовому анализу, инвестиционному анализу и так далее).

Третье — программы повышения личной эффективности и образования (составляются и корректируются для каждого человека отдельно: например, курсы по лидерству).

Понятно, что первые два направления чаще всего касаются повышения квалификации руководителя. А вот индивидуальные методики обучения, как правило, сопряжены с дополнительными, не связанными с профильным образованием и обязанностями директора, предметами. Это может быть как классическая музыка, так и культура Востока.

Особый пласт составляют специфические тренинги для "топов", не направленные на приобретение знаний и развитие навыков. Подобные программы на языке туристических компаний называются инсентив-турами. Это бонусы, которыми фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе. Такие путешествия недешевы, но отлично сплачивают команды управленцев. Например, известны случаи, когда организации в качестве поощрения оплачивали топ-менеджерам курсы пилотирования. А в одной из фирм руководителям высшего звена предложили на выбор три варианта: сафари, путешествие на лошадях и дайвинг (подводное плавание)! Выбор был сделан в пользу дайвинга. В результате в течение нескольких месяцев команда управленцев в свободное от работы время обучалась в Москве, а затем они вместе поехали в тур — практиковаться.

Корпоративный университет

Чтобы восполнить пробелы в знаниях сотрудников, руководители идут на организацию обучения в рамках так называемых корпоративных университетов. Чтобы вдохновить топ-менеджеров сесть за парту, в одной фирме, например, ввели особые курсы, на которых управленцев из всех отделов стали обучать вместе, в рамках одинаковой образовательной программы. К ним присоединился и сам генеральный директор! Получился своеобразный корпоративный университет. Об этом рассказала Рита Лашко, директор образовательного центра, предложившая концепцию совместного обучения "топов".

Курсы, которые читаются в корпоративном университете, самые разнообразные. Это неудивительно, ведь тематика должна учитывать интересы руководителей всех отделов. В расписании занятий значатся иностранные языки, маркетинг, деловой этикет, и даже флористика. Причем учеба проходит на достаточно высоком уровне — семинары ведут эксперты и преподаватели столичных университетов. По словам Риты Лашко, сотрудники этим очень довольны, о чем свидетельствует стабильная посещаемость занятий, улучшение результатов работы всех отделов компании, возросшая "сплоченность" руководителей между собой. Интересно, что наибольшей популярностью среди слушателей корпоративного университета неизменно пользуются занятия по саморазвитию и лидерству.

Каких качеств не хватает руководителям?

Такой вопрос мы задали во время телефонного опроса 30 консультантам образовательных центров и директорам кадровых агентств. По мнению большинства из них, современный топ-менеджер должен разбираться в области стратегического управления, уметь работать в ситуации неопределенности, налаживать внешние и внутренние коммуникации. Наиболее важны для руководителей знания в области маркетинга и финансового менеджмента.

Руководители кадровых агентств отметили, что управленцам обязательно следует совершенствовать навыки делового общения. По мнению директора рекрутинговой компании Олеси Рыбиной, в этой связи многим не помешало бы разнообразить свой поведенческий репертуар. Например, столь популярные в последнее время "жесткие" переговоры на практике далеко не всегда позволяют добиться положительных результатов. Другая традиционно актуальная для руководителей тема обучения — методы сбора информации. С Олесей Рыбиной согласился руководитель кадрового агентства Дмитрий Васильев. Он добавил, что помимо владения методами сбора информации, управленцам недостает креативности в бизнесе — им нужно помочь научиться уходить от стереотипов.

Навыками в области подбора персонала тоже обладают далеко не все. Искусством проводить интервью российские руководители, в отличие от своих западных коллег, владеют слабо. "На Западе соискатель в любом случае уходит с собеседования, ощущая собственную ценность, и в этом заслуга интервьюера",- говорит Дмитрий Васильев.

Выбор за главным

Руководители зачастую скептически относятся к перспективе собственного развития с помощью внешних тренеров. Да, оказывается, бывает, что тренинги "не срабатывают". На это есть несколько причин. Во-первых, слушатель не добьется желаемого эффекта, если тренинг для него — только разовое мероприятие. Ведь нельзя приобрести необходимые навыки, прочитав одну книгу, прослушав одну кассету или посетив однодневный семинар. Во-вторых, причина неудачи может заключаться в неадаптированности программы тренинга. Проще говоря, вы выбираете не то, что вам нужно, — у каждого из нас свой уровень подготовки и собственные потребности в развитии. Неадаптированная программа похожа на лекарство ото всех болезней. Наивно верить, что оно существует.

В этом случае, как правило, руководители предпочитают тренингам более доступные способы получить нужную информацию. Так, управляющий директор известной инвестиционной компании, пожелавший не называть своего имени, признается, что времени для посещения семинаров у него практически нет и он предпочитает учиться самостоятельно: "В последнее время я учусь на собственном опыте во время работы. Например, стараюсь постоянно отслеживать публикации по методам анализа данных. Оперативно получать необходимую информацию помогают статьи в журналах. Чтением книг и размышлением над прочитанным я часто заполняю свои выходные".

По мнению руководителя высшего звена, в принятии решений "по наитию" нет ничего драматичного: "Большинство управленцев имеет хорошую образовательную базу. Я, например, как и многие наши менеджеры, окончил МФТИ, — говорит он. — Техническое образование мне очень помогает, но привычку учиться на своем и чужом опыте я сохранил до сих пор".

Фаина Филина, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное