Налоговым инспекторам дадут срок... для проверок

Налоговым инспекторам дадут срок... для проверок

06.10.2005 распечатать

В сентябре депутаты Государственной Думы обсуждали проблемы взаимоотношений фирм и контролеров. Естественно, споры проходили под лозунгом «Мы любим своих налогоплательщиков». Законодатели из кожи вон лезли, чтобы угодить бухгалтерам. В принципе на этот раз все получилось очень даже неплохо.

Главной темой стал законопроект № 181057-4 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса, связанных с совершенствованием администрирования налогов и сборов». Его основная цель — упорядочить проверки в налоговой сфере. Поправки уточняют список документов, которые бухгалтеры обязаны представить в инспекцию. Также проект закона ограничивает некоторые права контролеров. Например, они не смогут потребовать первичку или настаивать на том, чтобы фирма повторно представляла документы при камеральной проверке. Таким образом, законотворцы планировали выступить в защиту интересов предпринимателей. Но не все так просто. С одной стороны, можно сказать, что вопрос о принятии проекта уже решен. С другой — участники слушаний посчитали, что он требует значительных поправок.

Внимание: проверка документов

Законодатели попытались снять сразу несколько проблем. Одна из них – требование контролеров представлять копии нотариально заверенных документов. Разработчики проекта попытались пресечь эту практику. Единственное исключение они сделали для бумаг, утерянных в налоговой, например, из-за урагана или землетрясения.

Будущий закон призван упорядочить камеральные проверки. В нем предлагается ограничить список документов, которые бухгалтер должен представлять налоговому инспектору. Правда, проект не содержит полного перечня для камеральных проверок по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. Ведь формы этих бланков часто меняются. Поэтому законодатели посчитали, что точный список запутает и бухгалтеров, и инспекторов.

Однако председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Юрий Васильев считает, что предложенное решение не является исчерпывающим и не снимает проблему. «Помимо прочего разработчики предлагают позволить налоговым органам требовать пояснения к документам, касающимся налогов и сборов. Получается, что инспекторы могут попросить совершенно любую информацию. Выходит, что перечень, наоборот, будет неограниченным, — сетует председатель комитета. — Я считаю, что список надо сделать реально закрытым, как того просят бизнесмены и бухгалтеры».

Этого же вопроса коснулся и первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Он заметил, что проверяющие могут попросить документы трех типов. Первый — это общие декларации и расчеты, по ним законопроект предусмотрел четкий список. А вот по двум другим позициям перечень остался открытым. Шаталов пояснил, что в эти группы входят случаи, когда предприятие претендует на какие-либо льготы или уплачивает налог на добычу полезных ископаемых. «Невозможно прописать перечень документов по каждой отдельной льготе или природному ископаемому. Их список будет определен приказом Минфина», — уточнил Сергей Шаталов.

Если в результате «камералки» выявлены налоговые нарушения, инспекторы обязаны зафиксировать их в специальных актах. Возразить по каждому выписанному протоколу фирма сможет в течение 15 рабочих дней. Для рассмотрения таких жалоб планируется в каждой инспекции создать специальное подразделение. Причем в законопроекте на этот раз четко прописано, что бухгалтер не только имеет право присутствовать при рассмотрении жалобы, но и получает право голоса. То есть он может аргументировать свою позицию и давать объяснения. А вот решать, засчитывать правонарушение или нет, будет вышестоящий налоговый контролер.

Камеральная = выездная

Сергей Шаталов рассказал, что фун- кции камеральных проверок теперь будут расширены. Кроме правильности заполнения налоговой декларации и расчетов инспектор должен анализировать и другие позиции. Например, насколько сегодняшние данные соответствуют сведениям за предыдущие налоговые периоды. По мнению Шаталова, такая аналитическая работа позволит существенно сократить объем выездных проверок.

Представитель Минфина подчеркнул, что процедуру камеральной проверки практически приравняют к выездной. Появится и новый элемент. Обнаружив в ходе «камералки» правонарушение, проверяющий составит соответствующий акт. Подобное требование об уплате налогов получит такой же правовой статус, что и при выездной проверке. Наряду с этим предложено увеличить сроки представления документов при проверках. Эта привилегия отдана налоговикам.

Категорически не согласен с ним заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров. «В законопроекте камеральная проверка приравнена к выездной, но у них изначально различные функции, — заявил он. — Первая преследует цель предотвратить нарушение. Новый закон фактически поменяет ее природу».

Как две проверки по 15 месяцев уместить в один год

Срок, когда бухгалтер должен представить документы для проверки, в новом законопроекте увеличен до 10 дней. Контрольное мероприятие начинается с момента представления в налоговую всех нужных документов. Завершиться оно должно не позже чем через два месяца. Такое условие есть в поправках к Налоговому кодексу. Исключением будут организации с филиалами и обособленными подразделениями. Для них законотворцам не жалко и трех месяцев. Но самое интересное, что проверка должна уложиться в этот срок вне зависимости от того, присутствует на фирме налоговый инспектор или нет.

Кстати, в законопроекте написано, что продлить сроки все-таки можно. Таким правом обладает руководитель ФНС. Да и то лишь в нескольких ситуациях. Например, при встречном контроле или экспертизе. На это дается не больше двух месяцев. При запросе информации у иностранных партнеров срок увеличивается до четырех месяцев. Ревизия будет максимально долгой, если за фирму взялось Межрегиональное территориальное налоговое управление ФНС.

Сегодня продолжительность выездных проверок зависит от фактического нахождения инспектора на территории предприятия. В принципе контролеры могут «жить» на фирме не один год. Законопроект устанавливает максимальное количество выездных проверок в течение года две.

Повторно проверить организацию инспектор сможет лишь при двух вариантах. Первый – ликвидация фирмы. Второй — налоговое управление хочет проконтролировать работу своих подчиненных. «В любом случае продолжительность налоговой проверки не может превышать 14—15 месяцев», — «успокоил» бухгалтеров представитель Минфина.

А вот Андрей Макаров недоволен данным положением: «То, что наконец-то есть граница, — очень хорошо. Но она составляет 14-15 месяцев! Это возмутительно. Ведь мы говорим о количестве налоговых проверок в течение года, а в году всего 12 месяцев. Прекрасно, что их число ограничено, но общий-то срок четко не определен. В законе только расплывчатые формулировки типа “в исключительных случаях”. Я считаю, что нужно конкретизировать и сроки, и основания для их продления».

Налоговый терроризм не прекратить

Депутат Госдумы Сергей Штогрин считает, что контролеры должны передавать фирме не только акт проверки, но и документы, составленные в рамках ее проведения. Это, по его мнению, снимет многие взаимные упреки. «При камеральной проверке могут обнаружить, что бухгалтер ошибся в декларации, но этот недочет не изменил сумму уплаченного налога, — привел пример Штогрин. — В этом случае отчетность должна быть исправлена. Причем

я считаю, что оснований для доначисления недоимки здесь нет». Для дополнительной защиты бизнесменов Сергей Штогрин предложил пускать инспекторов на территорию предприятия-налогоплательщика только в рамках выездной налоговой проверки.

Штогрину пообещали, что все эти моменты будут учтены при внесении поправок в законопроект. На это Андрей Макаров заметил: «Главная цель законопроекта не прекращение терроризма налоговых органов в отношении предпринимателей, поскольку это невозможно. Давайте постараемся хотя бы его уменьшить и внести в рамки закона».

Новые права, а значит, и обязанности

В поправках к первой части Налогового кодекса конкретизирован список документов, подтверждающих право на возврат налогов. В первую очередь это касается НДС и акцизов. Существенные изменения законодатели хотят внести в порядок отсрочки по уплате сборов. Например, лимитов больше не будет, а бюджетное недофинансирование больше не даст права на отсрочку. Кстати, предельный срок воздержания от уплаты налогов увеличивается вдвое: с шести месяцев до года.

Депутаты не забыли упомянуть и об обязанностях бухгалтеров. Они имели в виду порядок и сроки сдачи бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия. Напомним, что большинство фирм представляют квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней (ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете»). Законодатели предлагают продолжить существующую сейчас практику.

Кроме того, в некоторых случаях организации перестанут платить налоги в течение трех лет. Однако решение о таких «поблажках» будут принимать исключительно на правительственном уровне.

мнение

Елена Коневская, бухгалтер ООО «Юг-СП»:

— Коллеги говорят, что срок налоговой проверки очень важен. Меня как бухгалтера такие поправки очень радуют. Обычно выездные проверки проходили у нас в нервной обстановке. Налоговая могла нагрянуть в любой момент, раза три-четыре за год. Конечно, нас предупреждали заранее, примерно за месяц, но точной даты мы не знали.

И вот с момента получения письма и до приезда инспектора наши деньки были очень напряженные. Мы приводили в порядок все документы, прятали следы двойной бухгалтерии. Появившись, «долгожданные» гости иногда задерживались на несколько недель. Для нашей маленькой фирмы это слишком много.

Теперь, когда число выездных проверок ограничили, думаю, будет поспокойнее. Правда, я слышала, что сам срок проверки увеличится с месяца до двух. Но надеюсь, на нашей фирме это не отразится. Уж лучше принимать контролера дважды в год по два месяца, чем четыре по месяцу.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.