Штрафовать без суда!

Штрафовать без суда!

06.10.2005

Право взыскивать с провинившихся фирм до 50 тысяч рублей инспекторам даст законопроект, который 14 сентября обсудили и приняли в первом чтении депутаты Госдумы. Но к следующему этапу законотворцы хотят внести в документ поправки.

Столица, готовься к штрафам!

Законопроект № 196161-4 «О внесении изменений в законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» внес на рассмотрение парламента президент. Инициативу главы государства охотно подхватили депутаты фракции «Единая Россия». Так что есть все основание полагать, что документ будет одобрен большинством голосов. Ведь до этого все предложения Владимира Путина были приняты быстро и безоговорочно. Достаточно вспомнить законодательную инициативу президента об укреплении вертикали государственной власти.

Теперь пришла пора навести порядок в системе налогового администрирования. А значит, уже скоро налоговая служба получит право самостоятельно, без обращения в суд, предъявлять штрафные санкции организациям на сумму до 50 тысяч рублей по каждому налогу. Необходимость такого нововведения объясняется просто. Разработчики хотят разгрузить суды и упорядочить систему налогового администрирования.

У бухгалтеров на этот счет другое мнение.

Галина Поленова, бухгалтер ООО «Лингвотрейд»: «Поможет ли законопроект разгрузить суды, еще неизвестно. Но то, что направлен он явно не на поддержку малого и среднего бизнеса, у меня сомнений не вызывает. Я думаю, что теперь налоговые станут штрафовать нас чаще. Инспектор при проверке всегда найдет к чему придраться, ведь безгрешных фирм не бывает. А теперь у контролеров просто развязаны руки».

«Судебный механизм должен быть задействован лишь в том случае, когда возникают разногласия между сторонами, — поясняют единоросы. — Как показывает столичная судебная практика, требования Федеральной налоговой службы о взыскании незначительных сумм, как правило, не оспариваются ответчиками».

По данным статистики, количество таких «мелких» дел за два года увеличилось в несколько раз. Например, в 2003 году обращений было около 100 тысяч, а в 2004 году уже более 400 тысяч. Причем подавляющее большинство дел по относительно мелким штрафам суд удовлетворяет. Такие споры считаются формальными. На рассмотрение каждого иска опытный судья тратит не более 10 минут и успевает заслушать ежедневно около полсотни подобных жалоб. Но тем не менее отвлекаться на них приходится, и арбитражные суды не успевают рассмотреть в срок остальные иски.

Эту проблему попытались решить с помощью законопроекта. При обсуждении поправок учитывался и зарубежный опыт. «В нашей стране внесудебные процедуры не являются обязательными, как, например, в Германии. Поэтому все проблемы со взысканием налоговых санкций решаются только в суде, — пояснил депутат Государственной Думы Сергей Широков. — Мы ожидаем, что новый порядок сохранит компаниям возможность защищать свои права».

А стоит ли волноваться?

В бизнес-кругах законопроект вызвал вполне предсказуемую реакцию — бухгалтеры и предприниматели возмущены. Они в один голос заявляют о нарушении презумпции невиновности. Ведь получается, что скоро фирмы-ответчики должны будут сами доказывать, почему они не обязаны платить штраф или пени. Именно такой смысл заключается в новых поправках.

«Лично я с тревогой жду принятия этого законопроекта. Потому что бухгалтерам он ничего хорошего не сулит, — соглашается с коллегами главбух рекламного агентства “АнакондаС” Ирина Авдеева. — В нашей фирме уже была ситуация, когда мы получили решение налоговой инспекции с требованием об уплате штрафа. По итогам камеральной проверки у нас не хватало одной декларации. Сумма была серьезная — около 40 тысяч рублей. А когда мы подняли все архивы за год, оказалось, что декларация на месте. Просто наш документ затерялся где-то в дебрях инспекции. В суде мы представили недостающие документы, и решение было вынесено в нашу пользу. А если бы на тот момент действовали положения законопроекта, мы бы потеряли 40 тысяч не глядя».

Позицию бухгалтеров разделяют и депутаты. Они высказали мнение, что у налоговых органов может появиться соблазн разбивать сумму штрафа. Например, когда размер взыскиваемой суммы превышает 50 тысяч рублей. Чтобы избежать этого, депутаты хотят прописать четкую и прозрачную процедуру уведомления фирмы о возможной ответственности.

А вот представители ФНС в один голос уверяют, что опасения делового сообщества слишком преувеличены.

«Просто так штрафы не начисляются. Только по факту нарушения и только на основании Налогового кодекса, — выразила общее мнение коллег главный государственный налоговый инспектор ИФНС № 16 Вера Волкова. — А внесудебное взыскание штрафов по некоторым нарушениям применяется и сейчас. Например, по статье 120 Налогового кодекса при занижении налогов фирма штрафуется на 20 процентов от суммы».

В бесспорном порядке контролеры взыскивают и пени, набежавшие за время недоплаты налогов. Через суд взимают только штрафы за налоговое правонарушение, да и то недавно — с 1999 года. Так что новые поправки в Налоговый кодекс и в закон о пенсионном страховании к беспределу не приведут, убеждают сотрудники ФНС.

«Мы можем заверить, что необоснованных штрафов налоговые инспекторы выписывать не станут, — пояснил нашей редакции, начальник юридического отдела УФНС по Московской области Вадим Бегунов. — Наказаны будут лишь те, кто этого заслуживает. Например, налогоплательщики, которые скрывают свои доходы или нарушают правила учета. Кстати, у законопроекта есть свои плюсы: компаниям станут доступны акты по итогам камеральных проверок. И свои возражения они смогут представить еще до штрафа. Если фирма не согласна с предъявленным ей штрафом, то она может отстаивать свои интересы в суде».

Бухгалтеры, не согласные с бесспорным взысканием, могут обжаловать решение инспектора не только в арбитражном суде, но и в вышестоящем налоговом органе. На это дают как минимум 30 дней. В данный период решение о взыскании исполняться не будет, его приостановят.

Несмотря на все увещевания сотрудников ФНС, смута в рядах бухгалтеров не исчезает. Однако есть и такие, кто в данной ситуации остается спокойными. Одна из них — Елена Кузьмина, бухгалтер ООО «Кауфале»: «Я не понимаю, почему многие так бурно реагируют на президентский законопроект! В судьбе нашей фирмы, например, кардинальных перемен не произойдет. Мы всегда находили общий язык и с налоговыми инспекторами, и с Пенсионным фондом, и с таможней. За шесть лет существования нашей организации проблемы обходили нас стороной. Главное — это поддерживать хорошие отношения с проверяющими».

Депутаты требуют поправок

Обсуждая документ на заседании бюджетного комитета, депутаты решили внести в него ряд поправок. Основная проблема — наличие спора между сторонами. Если его нет, то прописанная в законопроекте процедура вполне работоспособна. А вот на случай, когда фирма не согласна со штрафом, проект не дает четких инструкций. Депутаты отметили, что этот механизм нуждается в серьезной доработке.

По мнению Сергея Широкова, в законопроекте неясно прописано, за какой период могут быть применены налоговые санкции. Кроме того, парламентарии пришли к выводу, что увеличивать период принятия решения о штрафе с 60 дней до года нецелесообразно.

Ведь в этом случае срок вынесения решения будет больше срока давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК).

«Да и размер штрафов — 50 тысяч рублей для юридических лиц и 5 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей по каждому налогу, на мой взгляд, необходимо уменьшить, — заявляет Сергей Широков. — Ведь досудебные процедуры имеют смысл только для тех, для кого услуги адвоката и долгое рассмотрение дела ведут все-таки к значительным издержкам».

Много вопросов возникло у депутатов и по полномочиям Пенсионного фонда. Особенно по пункту проекта, в котором фиксируется право взыскивать недоимки по страховым взносам, пени и штрафы. Они обеспокоились высоким уровнем штрафных санкций за нарушение закона об обязательном пенсионном страховании: 10 процентов от платежей, которые должны быть уплачены в Пенсионный фонд за отчетный год. Депутаты считают, что эту норму необходимо снизить.

На заседании бюджетного комитета парламентарии также затронули тему ответственности налоговых органов за неправомерные решения. Они считают, что этот момент следует прописать на законодательном уровне. А еще ввести для них обязанность уплачивать государственную пошлину при обращении в суды.

В целом депутаты согласились с концепцией и необходимостью проекта. Но сам документ еще будет дорабатываться. Второе чтение планируется в октябре — на подготовку проекта по регламенту Государственной Думы дается месяц.

справка

Статья 103.1. Взыскание налоговых санкций на основании решения налогового органа:

1. В случае если размер штрафа, налагаемого на индивидуальных предпринимателей, не превышает пять тысяч рублей по каждому налогу, на юридических лиц — пятьдесят тысяч рублей по каждому налогу, на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган принимает решение о взыскании налоговых санкций.

2. До обращения решения о взыскании налоговых санкций к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) — организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

3. В случае если налогоплательщик (иное лицо) — организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании об уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.

(Из проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров».)

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное