На что годен инспектор

На что годен инспектор

06.09.2005 распечатать

«Не бойтесь человека с ружьем...» В.И. Ульянов (Ленин) в фильме «Ленин в октябре» Почти месяц на сайте www.buhgalteria.ru шло бурное обсуждение новости «Бухгалтера осудили за избиение налогового инспектора». Наш внештатный корреспондент Тамара ГРОНЬ встретилась с одной из нетипичных участниц обсуждения – инспектором.

Хорошие люди есть везде

Инспектор оказалась самой настоящей, работающей в налоговой одного из городов, которые принято называть наукоградами. Так же, как избитая «героиня» обсуждаемой новости, Елизавета до прихода в инспекцию трудилась главбухом в небольшой фирме. Работая в инспекции, получила второе высшее образование – юридическое.

Возмущение бухгалтерской общественности Елизавету не удивило. «Помню, как-то обнаружила в интернете заметку “Сосулька, упавшая с крыши налоговой инспекции, скальпировала москвичку Е.” А ведь в тексте упоминался и один очень известный банк, крышу которого тоже никто не удосужился почистить. Автор решил, что словосочетание “налоговая инспекция” более действенное, чем название банка».

То, что бухгалтеры зачастую просто «накручивают», Елизавета попыталась показать и на другом примере. На информационном стенде в инспекции отвели небольшое место под «красный уголок». Поначалу там вывешивали объявления о льготных путевках, потом лишь поздравления к праздникам от управления и коллег из других инспекций. Однажды один из отделов разместил там же открытку «С Днем рождения!».

Спустя четверть (!) часа перед начальником налоговой предстала многочисленная делегация. «Это что за намеки на стенде?! – ехидно вопрошал скандально известный в городе предприниматель. – Может, нам еще на бедность скинуться вашей “уважаемой Елене Дмитриевне”?» Открытку тут же сняли.

По мнению Елизаветы, ситуация тем более нелепая, что в налоговой, где она трудится, взятки вымогать не принято: слишком уж городок мал, все друг о друге все знают. А на уступки по актам проверок идут лишь для того, чтобы фирма не замучила возражениями и оплатила недоимку без судебных разбирательств.

Кусочек Германии в «нашей» налоговой

Елизавета никогда не думала, что ей придется работать инспектором. Вела потихоньку учет скромного семейного бизнеса, рожала детей — одного за другим. Когда муж погиб, а государственная фирма, где она работала бухгалтером, развалилась, женщина была вынуждена искать работу.

Однако с двумя маленькими детьми путь в бухгалтеры коммерческих фирм был заказан. Инспекция же встретила Елизавету с распростертыми объятьями, там ее знали как педантичного и грамотного бухгалтера.

С началом периода составления отчетности новоиспеченный инспектор заметила, что налоговики очень похожи на бухгалтеров: сводят балансы, заполняют декларации за коммерческие фирмы. К заместительнице начальницы отдела в это время лучше было и не подходить с актами на вычитку: внеслужебными делами она занималась, не стесняясь, прямо на рабочем месте.

– Она ведет крупный оптовый склад, – объясняли новые подруги.

– И когда только успевает?

– Какой-то бухгалтер там, конечно, есть. «Наша» смотрит, чтобы по «белой» бухгалтерии все было красиво.

– Зачем же так мучится? Все равно мы проверять будем.

– Могут и проверяющие из управления перепроверить. Фирма очень заметная

По сути «работа» коллег Елизаветы очень напоминает то, чем занимаются в Германии налоговые консультанты. Однажды нашему журналу довелось пообщаться с ними лично (см. мартовский номер «Расчета» за 2003 год, стр. 18). В Германии большинство бухгалтеров ведут только текучку, а формируют регистры и составляют отчеты налоговые консультанты, которые обслуживают сразу десяток фирм. Благодаря такой узкой специализации бухгалтер не испытывает угрызений совести, что за кучей повседневных дел не успевает следить за быстро меняющимся законодательством.

Внутренний аудит

Широкие массы наукограда не знали о том, что в налоговой можно «заказать» учет и отчетность. Елизавета почти год жила на одну зарплату да маленькую пенсию по потере кормильца, так как не смогла найти подходящую фирму для подработки.

Наконец Елизавете «повезло»: она проверила одну из фирм местного торгового холдинга. Ее знания так поразили хозяина, что он стал присылать своих внутренних аудиторов к ней на консультации. Так Елизавета получила дополнительный приработок. Однако вскоре идиллия была нарушена.

Одним из внутренних аудиторов была дочка инспектора Николая, работавшего в одном отделе с Елизаветой. Фактически ее зарплата была «гонорарами» отца за консультации. То ли вознаграждение Елизаветы за разовые услуги оказалось меньше дочкиной зарплаты, то ли (как уверял хозяин холдинга) знания у Николая слабее, но очень скоро Елизавета стала единственным инспектором-консультантом холдинга.

Свои люди в управлении

А Николай, коллега и нынешний муж Елизаветы, лишившись приработка в холдинге, нашел себя в другом качестве. Он стал посредником между областным налоговым управлением и фирмами, желавшими получить исчерпывающее разъяснение по тому или иному налоговому вопросу.

Единственный мужчина среди инспекторского состава, Николай был вынужден вместе с начальником инспекции принимать удар на себя, а вернее «на грудь», когда из управления прибывала очередная проверка. Неформальные отношения, завязанные во время подобных «встреч», давали возможность открывать любую дверь в управлении.

Правда, текст запросов, в которых должен был четко читаться грамотно аргументированный ответ, составляла и составляет Елизавета. Сотрудники управления опасаются проверок из министерства и желают соблюдения всех формальностей.

«С отменой большинства льгот для малых предприятий наш семейный “бизнес” чуть было не закрылся», – говорит Елизавета. К счастью для молодоженов, они участвовали в проверке крупнейшего экспортера их городка. Поскольку на экспорт идет своеобразная продукция – научная, то необходимость в запросах в ближайшее время не иссякнет.

По словам Елизаветы, она вполне отдает себе отчет, что все приведенные выше случаи – отнюдь не образчики честного зарабатывания денег. Наоборот, все это – примеры коррупции и нарушения закона о госслужащих. Она считает, что у нее мог бы быть такой «белый» доход, которому позавидовал бы любой бухгалтер, если бы идея о хозрасчетных консультациях при налоговых инспекциях не приказала в свое время долго жить (подробнее об этой идее читайте в ноябрьском номере «Расчета» за 2004 год).

Налоговый типаж

Французские бухгалтеры о том, как найти правильный подход к налоговым инспекторам, задумываются не реже, чем их российские коллеги. Они даже составили список наиболее часто встречающихся типов инспекторов. Оказалось, что от наших они мало чем отличаются.

Вялый: его возраст уже приближается к пенсионному, и он давно не «рвется в бой». Такой инспектор часто выглядит сонным, документы изучает поверхностно, старается свести общение с фирмами до минимума. Это идеальный проверяющий.

Раскованный: самый опасный тип. Он уверен в своем профессионализме, обаятелен и симпатичен, чем и вводит бухгалтеров в заблуждение. Этот человек заинтересован в карьерном росте. Ему ничего не стоит проработать все выходные, если есть хоть один шанс отличиться перед руководством, выведя вас на чистую воду.

Агрессивный: чаще всего этот тип налогового инспектора некомпетентен. Чтобы скрыть это, все время старается запугивать клиента. Ведет себя резко, отталкивающе. Такой инспектор по определению не может профессионально оценить ситуацию на вашем предприятии. Но зато он довольно въедлив, и этим может быть опасен.

Два последних типа встречаются среди отечественных налоговых инспекторов особенно часто:

Правдоискатель: ему во сне явился Господь и сказал: «Стань налоговым инспектором и борись за справедливость в этом грешном мире!» Правдоискатель сгорает на работе, но, чтобы доискаться до правды, не пропустит ни один документ.

Отверженный: выставляет напоказ свое бедственное положение и этим старается оправдать мелкий шантаж.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.