Сергей Разгулин: Отсрочка уплаты налогов должна быть доступнее

Сергей Разгулин: Отсрочка уплаты налогов должна быть доступнее

23.08.2005

В некоторых случаях компания может добиться переноса срока уплаты налогов. Для этого ей нужно получить отсрочку (рассрочку), налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Не так давно новый порядок их предоставления был утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 30 марта 2005 г. № САЭ-3-19/127. Его положения нам прокомментировал Сергей Разгулин, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России.

– Сергей Викторович, чем отличаются отсрочка и рассрочка платежей?

– Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит – все это формы изменения срока уплаты налога. Различие же между отсрочкой и рассрочкой заключается в сроке погашения задолженности. При отсрочке она погашается единовременно, а при рассрочке – поэтапно. Срок, на который может быть предоставлена отсрочка и рассрочка, составляет от одного до шести месяцев. Заинтересованное лицо вправе обратиться за предоставлением отсрочки или рассрочки по одному или сразу по нескольким налогам.

– О каких суммах налогов идет речь, только о крупных или нет?

– Минимальная сумма налога, срок уплаты которой может быть перенесен, не установлена.

– Кто может претендовать на отсрочку или рассрочку?

– Любое лицо, как физическое, так и юридическое. Отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены при наличии хотя бы одного из целого ряда оснований. Перечислю главные. Во-первых, если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы. Во-вторых, если задержано финансирование из бюджета или оплата госзаказа. В-третьих, если компании угрожает банкротство в случае единовременной выплаты налога. В-четвертых, если деятельность носит сезонный характер.

– Как часто одна компания может получать рассрочки (отсрочки)?

– Никаких ограничений по частоте их предоставления в Налоговом кодексе нет.

– Сергей Викторович, в чем суть налогового кредита? Кому и по каким основаниям он может быть предоставлен?

– Налоговый кредит отличается от отсрочки и рассрочки более длительным сроком действия – от трех месяцев до одного года. Кроме того, перечень оснований его предоставления значительно меньше. Налоговый кредит может быть предоставлен только при обстоятельствах непреодолимой силы, задержке выделения бюджетных средств или угрозе банкротства.

– Что подразумевается под инвестиционным налоговым кредитом? Кто может на него рассчитывать?

– На инвестиционный налоговый кредит может претендовать только юридическое лицо. Налоговый кодекс предусматривает возможность предоставления такого кредита только по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит выражается в уменьшении суммы налога, подлежащей уплате, по каждому платежу за каждый отчетный период. Однако налог нельзя уменьшить более чем на половину. Срок кредита при этом составляет от одного года до пяти лет.

– И в каком случае организация может получить инвестиционный налоговый кредит?

– Основания для этого сформулированы предельно широко, а оттого неопределенно. Так, получить инвестиционный налоговый кредит может компания, проводящая НИОКР или техническое перевооружение производства. В этом случае максимальная сумма кредита, которую может предоставить государство, составляет 30 процентов от стоимости приобретенного оборудования. К заявлению на получение кредита следует приложить документ о стоимости оборудования. Также договор о кредите должен предусматривать ограничение права реализации приобретаемого имущества.

На инвестиционный налоговый кредит может рассчитывать и фирма, которая занимается инновационной деятельностью, создает новые технологии или материалы. Кроме того, на кредит может претендовать организация, выполняющая заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляющая важные услуги населению.

– Сергей Викторович, теперь для изменения срока уплаты налогоплательщик должен будет предоставить поручительство...

– Да, по требованию налогового органа компания должна представить документы об имуществе, которое будет предметом залога, или поручительство. Поручителем может быть как юридическое, так и физическое лицо. Обращу внимание также еще на один момент. Если сумма договора поручительства превышает 20 миллионов рублей, то он должен быть направлен на согласование в Федеральную налоговую службу. Если же сумма меньше, то договор можно оформить в Управлении ФНС по субъекту Федерации.

– Какие права и обязанности есть у поручителя?

– Если налогоплательщик не уплатит налоги вовремя, то поручитель должен будет в полном объеме сделать это за него. Причем ответственность поручителя и налогоплательщика будет солидарная. После того как поручитель исполнит свою обязанность, он может требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм и процентов по ним, а также возмещения убытков.

– Поменялся ли перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита?

– Нет, по сути, он не изменился. Хотя есть небольшие новшества. Во-первых, теперь документы, представляемые налогоплательщиком, действительны только в течение месяца с момента подписания уполномоченным лицом. Во-вторых, установлен отдельный перечень для тех случаев, когда налогоплательщик просит об изменении срока уплаты региональных или местных налогов.

– Сергей Викторович, кому кредит, отсрочку или рассрочку не дадут?

– Изменить срок уплаты налога не смогут лица, в отношении которых проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении. Не получат отсрочку или кредит налогоплательщики, которых могут подозревать в сокрытии денежных средств и имущества от налогообложения. В черный список попадают и те, кто собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

– Для отсрочек, рассрочек и кредитов по федеральным налогам устанавливается лимит на год. В прошлом году он составил 750 миллионов рублей, в текущем – 1 миллиард. Однако, по данным Счетной палаты РФ, с 2002 года Минфином России (а затем и ФНС) не было принято ни одного решения о предоставлении отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов...

– Дело в том, что государственная политика в этой сфере была направлена на реструктуризацию задолженности компаний. То есть срок уплаты налога изменялся согласно решениям о реструктуризации, принятым на основании постановлений Правительства России. При этом налогоплательщик получал рассрочку по уплате задолженности, образовавшейся на определенную дату. Если он погашал долг досрочно, то могли быть списаны пени и штрафы.

– Что нужно сделать, чтобы механизм предоставления отсрочек по налоговым платежам все же заработал?

– На мой взгляд, должны быть переработаны основания для обращения с заявлением об изменении срока уплаты налога. Может быть, следует сохранить только основания, исключающие изменение срока уплаты налога. Таким образом, налогоплательщик, подтвердивший отсутствие этих оснований, вправе был бы получить отсрочку или рассрочку. n

В налоговой отсрочке смысла мало

Антон Стружков, генеральный директор ЮЦ «Глосса»:

«Предоставление отсрочки по уплате налогов – не самый лучший способ облегчить налоговые обязательства. Для большинства компаний, страдающих от большого налогового бремени, отсрочка на несколько месяцев не является панацеей. Кроме того, существенным препятствием здесь является краткий перечень оснований, по которым возможно предоставление отсрочки. Так, тяжелое финансовое положение налогоплательщика достаточным основанием не является, необходимо наличие угрозы его банкротства в случае единовременной выплаты налога. Доказать же, что такая выплата приведет к банкротству, причем при отсутствии уже возбужденного дела о налоговом правонарушении (подп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ), крайне сложно.

При изменении сроков уплаты налогов обязанность налогоплательщика теперь должна быть обеспечена поручительством. Налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние потенциального поручителя, убедиться в его платежеспособности. То есть поручитель может ждать полноценную налоговую проверку. Это будет отпугивать потенциальных поручителей и приведет к новым проблемам при получении отсрочки или налогового кредита.

Плюсом является то, что решение об изменении срока уплаты налога теперь будет принимать ступень, более “близкая” к ним, то есть управления ФНС России. Однако было бы лучше, если бы документы предоставлялись в еще более низкую инстанцию – инспекции Федеральной налоговой службы».

Процедура получения отсрочек стала проще

Алина Проклова, Роман Нестеренко, юристы юридической компании «ЮКТ-Групп»:

«Изменение срока уплаты налогов может оказать реальную помощь бизнесу. Даже в случае отказа в отсрочке или рассрочке налогов на период рассмотрения заявления компании их уплата, как правило, приостанавливается.

Приказ Минфина от 30 сентября 1999 г. № 64н, действовавший до недавнего времени, предусматривал очень сложную систему принятия решений о предоставлении льгот. Интерес к этой льготе со стороны налогоплательщиков был невысок. Так, в 2003 году в Минфин было всего 34 обращения о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Приказ ФНС от 30 марта в некоторой степени упрощает процедуру предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов. В то же время процедура поручительства может значительно затруднить получение этих льгот. Сегодня непросто найти того, кто возьмет на себя риск уплаты чужих налогов.

Отметим, что, подавая заявление, налогоплательщик должен предоставить ряд документов. В их число входит справка налогового органа о расчетах с бюджетами всех уровней и о предоставленных ранее отсрочках и кредитах. С целью составления этой справки инспекторы вполне могут инициировать проведение налоговой проверки. Однако нужно помнить, что решение о предоставлении отсрочки принимается в течение месяца со дня получения заявления. Для проведения же камеральной и выездной налоговой проверки установлены более длительные сроки».

эксперт номера

Является ли рассрочка кредитом?

Организация, получившая рассрочку по уплате налогов, должна платить проценты с суммы долга. При этом не вполне ясно, можно ли принимать их при расчете налога на прибыль. Многие инспекторы считают, что проценты за рассрочку не являются экономически оправданными затратами. По их словам, эти платежи не направлены на осуществление деятельности, связанной с получением дохода. Поэтому в состав налоговых расходов они включаться не могут.

К сожалению, арбитражная практика по этому вопросу неоднозначна. Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа 26 августа 2004 г. вынес постановление по делу № А29-700/2004а. В нем он указал, что рассрочка по уплате налогов является одной из форм долговых обязательств, а именно – бюджетным кредитом (ст. 69 БК РФ). Поэтому проценты по ней включаются в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом целью рассрочки является нормализация производственной деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому проценты за рассрочку следует считать экономически оправданными затратами.

Иное мнение содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2004 г. по делу № Ф09-1130/04-АК. В нем сказано, что расходы по уплате процентов за предоставление отсрочки в качестве внереализационных расходов не предусмотрены. Таким образом, уменьшить на их сумму налог на прибыль нельзя.

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет», глава эксперт-ной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»

Беседовал эксперт «Консультанта» Ярослав Колпаков

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA