Применять ККТ должны все!.. Почти все

Применять ККТ должны все!.. Почти все

04.08.2005

Этим летом у закона о ККТ – «день рождения». Ровно два года назад он вступил в силу. И по случаю этой «знаменательной» даты редакция бератора «К вам пришла проверка» провела семинар, посвященный практике применения кассовых аппаратов. После семинара состоялась конференция, где на вопросы бухгалтеров и аудиторов ответила сотрудник Управления налогового контроля ФНС, советник налоговой службы I ранга Антонина ТИМОШИНА. Вопросов было много. Вот, на наш взгляд, самые интересные из них.

Я внимательно читал закон о ККТ. Насколько я помню, там сказано, что кассовые машины надо применять при расчетах за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Значит, если мы наличными получаем предоплату, то аппарат использовать не надо. Ведь услуги в этот момент еще не оказаны.

Андрей Шмелев, финансовый директор

– Разочарую вас – ККТ вы применять должны. На мой взгляд, законодатели имели в виду не момент получения наличных (до или после оказания услуг), а сам факт того, что деньги уплачены за услуги, товары или работы. Поэтому в данном случае неважно, когда вы выполнили свои обязательства перед партнером. Наличные есть наличные. И чек вы пробить обязаны.

Антонина Валерьевна, что делать, если кассовую машину исключили из госреестра, а срок ее службы еще не истек? Списывать ККМ раньше срока?

Светлана Данилова, бухгалтер

– Нет, зачем же? Ее можно использовать, пока срок не истечет. На эту тему было апрельское письмо Минфина (речь идет о письме от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56 – прим. ред.).

Насколько я помню, кассовые аппараты относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет. Конкретный срок вы устанавливаете самостоятельно. Более того – «жизнь» машины можно продлить. Например, вы в учетной политике записали, что аппарат работает пять лет. Модернизировав его, можно увеличить срок службы. Но только до максимального – семь лет.

Скажите пожалуйста, вы произвольно выбираете фирмы, к которым выходите на проверку, или существует какой-то принцип отбора?

Елена Ковальчук, бухгалтер

– В первую очередь мы проверяем тех, на кого поступают сигналы из милиции или торговой инспекции, и тех, кто уже нарушал правила применения ККТ. Также уделяем внимание фирмам, которые должны применять кассовый аппарат, но не зарегистрировали его в налоговой инспекции. Ну и наконец, в числе «первоочередников» у нас стоят компании, которых не проверяли в течение последних 1,5–2 лет.

Я слышала еще и о каких-то «челночных» проверках. Что это такое?

– Челночной называется проверка, при которой одну и ту же торговую точку проверяют несколько раз в течение дня. Еще бывают перекрестные и рейдовые проверки. Все эти мероприятия, кстати, достаточно подробно описаны в бераторе «К вам пришла проверка».

У меня вот такой вопрос. Когда комиссионер продает товары комитента, все понятно: он продает, он и кассовый аппарат применяет. А если он комитенту отдает наличные, то комитент тоже должен использовать ККТ? Или такая ситуация: комитент заключил с посредником договор не на реализацию, а, наоборот, на закупку товаров. И выдал ему наличные деньги. Что, и в этом случае комиссионер должен чек пробивать?

Ольга Мухорина, аудитор

– Итак, посредник отдает комитенту наличные, вырученные от продажи комиссионных товаров. Мы считаем, что в этом случае расчеты за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги отсутствуют. А раз так, то ККТ применять комитент не должен. Ему достаточно лишь выписать «приходник» на прием денег. Получив наличные от комитента на закупку ценностей, посредник чек не выбивает, а тоже выписывает приходный кассовый ордер. Другое дело, если в этих деньгах «сидит» посредническое вознаграждение. Тогда кассовый аппарат надо использовать. И пробить чек на сумму вознаграждения – ведь оплата услуги налицо. Вообще-то всякий раз, когда комиссионер получает свое вознаграждение наличными, он должен применять кассовый аппарат.

Мы выдали другой фирме денежный заем. Они возвращают нам деньги наличными. Должны ли мы чек пробивать?

Светлана Данилова, бухгалтер

– Заем процентный или беспроцентный?

Беспроцентный.

– Нет, кассовый аппарат вам применять не нужно. К заимодавцу, которому возвращают наличные по договору беспроцентного (я подчеркиваю – беспроцентного!) займа, закон о ККТ не применим. Ведь выдача беспроцентного займа – это не услуга.

Не могу с вами согласиться. Выдачу беспроцентного займа можно трактовать как безвозмездную услугу.

Ирина Хлынина, аудитор

– Еще раз повторяю: выдавая деньги по договору беспроцентного займа, заимодавец не оказывает ни возмездную, ни безвозмездную услугу! Посмотрите Налоговый кодекс, статья 248, по-моему. Ценности (в том числе и деньги) считаются полученными безвозмездно, если фирма не обязана вернуть их или сделать что-нибудь в обмен. Что касается договора беспроцентного займа, то по нему заемщик как раз должен возвратить деньги.

А если заем процентный?

Дмитрий Мерзляков, аудитор

– Если деньги выдали под проценты, то ККМ применять нужно. Ведь в таком случае одна фирма оказывает другой платную услугу – предоставляет деньги во временное пользование и получает за это вознаграждение.

А на какую сумму в этом случае заимодавцу пробивать кассовый чек? На всю сумму возвращенного займа и процентов или только на сумму процентов?

– Хороший вопрос. Среди обязательных реквизитов, которые должны быть на кассовом чеке, есть и такой – «стоимость покупки (услуги)». Вообще-то, «стоимость услуги» в данном случае – это проценты за пользование займом. По логике получается, что заимодавец должен пробить чек только на сумму процентов. Хотя должна предупредить: мои коллеги вряд ли согласятся с этим. И скорее всего станут требовать отражать в чеке и заем, и проценты по нему.

В бераторе «К вам пришла проверка» я прочитала, что если данные Z-отчетов не совпадают с данными кассовой книги, то фирме грозит большой штраф. Так ли это?

Мария Фролова, бухгалтер

– Разумеется. Такое нарушение считается неоприходованием денег в кассу. Фирму за это могут оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч рублей, а ее руководителя – на сумму от 4 до 5 тысяч рублей. Хочу сказать, что в моей практике такое нарушение встречалось довольно редко. А вот, например, сплошь и рядом – применяют ККМ с поврежденной пломбой. Или не вывешивают ценники на товары. Эти «грехи» ведь тоже наказуемы. Но сейчас я на них подробно останавливаться не буду.

Но ведь ценники – это вообще не ваша забота. Насколько я знаю, штрафовать за то, что ценника нет или его неправильно оформили, может только Госторгинспекция.

Ирина Хлынина, аудитор

– Во-первых, не Госторгинспекция, а Роспотребнадзор. Он «унаследовал» функции Госторгинспекции и СЭС. А во-вторых, мы все равно должны зафиксировать такое нарушение в акте проверки и направить этот акт в Роспотребнадзор.

Но за определенное «вознаграждение» акт можно не составлять и не направлять...

– Без комментариев.

Когда сотрудник возвращает неиспользованные подотчетные суммы, тоже нужно ККМ применять?

Наталья Козельская, бухгалтер

– Ну, нет, конечно. Зачем же до абсурда доходить? Оформляйте «приходником», и все.

Раз уж речь зашла об абсурде, то требования ваших коллег иногда просто противоречат здравому смыслу. Вот недавно в мае письмо ФНС было, номера, к сожалению, не помню, о применении ККТ при приеме металлолома. Налоговики решили, что, забирая лом у населения, нужно использовать ККМ. Выходит, фирма должна пробить кассовый чек, несмотря на то, что она не продает товары, а, наоборот, получает. Услуг она тоже не оказывает и работ не выполняет – иначе платили бы ей, а не наоборот. И еще – кассовые чеки и ленты должны отражать суммы полученных денег. А в этой ситуации в чеках и лентах будут показаны выданные деньги. Ну разве не нелепо? Что лично вы думаете об этом?

Ирина Хлынина, аудитор

– Нелепо, конечно. Но требования моих коллег – результат недоработки законодателей. В законе о ККТ сказано, что не применять кассовые аппараты можно, в частности, при «приеме стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома». Это «за исключением» и побудило наших сотрудников выпустить майское письмо.

А кассовые аппараты в маршрутках и такси! Ну чем не театр абсурда? Вы только представьте себе – таксист выбивает пассажиру чек, как кассир в супермаркете!

Игорь Морозов, главный бухгалтер

– И опять недоработка законодателей. В законе о ККТ сказано, что кассовый аппарат применять не надо при «продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте». В маршрутках и такси возят не по билетам, а за деньги. Поэтому наши сотрудники и требуют устанавливать кассовые аппараты в этих видах транспорта.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное