Работайте с банком, не выходя из офиса

Работайте с банком, не выходя из офиса

25.08.2005

Бухгалтеры московских фирм нередко наведываются в банк по работе. Такие визиты обычно отнимают у них немало времени. Из-за этого часто главным критерием выбора кредитного учреждения становится его близость к офису. Банки решили устранить эту проблему, предложив клиентам дистанционное обслуживание.

В последнее время многие банки стали предоставлять клиентам возможность удаленного доступа к своим услугам. Действительно, куда проще выслать с помощью электронных средств связи в кредитное учреждение платежные поручения или другие документы, заверив их электронно-цифровой подписью (ЭЦП), чем ездить туда самостоятельно.

Сегодня у бухгалтеров есть два способа связаться с банком: через интернет и по прямой связи через банковский модемный пул. А чтобы работать дистанционно, фирме необходимы специализированные программные продукты. Об этом пойдет речь в статье.

Программы для работы

Банковские работники говорят, что по большому счету функциональные возможности всех программ для дистанционного обслуживания имеют незначительные отличия. Эти системы можно объединить в некую группу под названием «Банк-Клиент». Причем в этом стандарте можно выделить три направления: классический «Банк-Клиент», интернет-версию и программу для взаимодействия с банковским модемным пулом. Модемный пул представляет собой подобие многоканального телефона. Только вместо телефонов здесь используются модемы.

Вышеназванные системы позволяют проводить различные типы платежных документов, получать и печатать выписки по счетам, создавать выборки по расчетам с контрагентами (входящие и исходящие платежи). Также с помощью «Банк-Клиента» можно управлять любым количеством счетов, загружать и выгружать данные из бухгалтерских программ, покупать и продавать валюту, получать информацию по остаткам на счетах и другое. Остальные системы выполняют подобные функции. Различие явственно просматривается только в способе связи.

Всемирная паутина

Банк предоставляет клиентскую программу, с помощью которой бухгалтер формирует документы на отправку. Для аутентификации (проверки подлинности) пользователя кредитное учреждение должно присвоить ему логин и пароль, ЭЦП или использовать другие средства. Все данные по клиенту (номер счета, архив документов и т. д.) хранятся на сервере банка, что позволяет фирме не беспокоиться о сохранности данных. Особенно важно то, что архив защищен от вирусов и несанкционированного доступа недоброжелателей. Преимуществом работы с банком через Интернет становится то, что управлять своими счетами фирма может круглосуточно.

Стоимость установки, эксплуатации, вызова специалиста для установки у всех компаний разная. Правда, она совсем невысока, не больше тысячи рублей в месяц.

Прямая связь

Несмотря на все явные достоинства работы через Интернет, клиенты не всегда отдают предпочтение именно ему. Некоторые не желают платить за пользование сетью. Поэтому необходимо использовать другие способы связи.

Прямое соединение с банком состоит в том, что клиентская программа дозванивается до банковского модемного пула и устанавливает соединение. При этом выход в Интернет не предусмотрен, поскольку отправка идет напрямую в банк. После соединения бухгалтер отправляет данные, подготовленные в офлайне.

Недостаток системы состоит в том, что одновременно работать может столько фирм, сколько позволяют возможности пула.

Архив когда-либо проведенных документов может находиться как на компьютере у клиента, так и банка. В первом случае необходимо позаботиться об отдельной «машине» для хранения архивов с проведением регулярного резервного копирования. Ведь при возникновении какой-то серьезной компьютерной проблемы весь архив может быть утерян.

Безопасность

Для защиты данных могут использоваться набор паролей, криптографические средства, ЭЦП и разграничение прав доступа к информации. Пароли необходимы для входа в систему при взаимодействии с банком при дистанционном обслуживании. Криптография позволяет зашифровать данные и обеспечить их сохранность. Электронно-цифровая подпись выступает аналогом собственноручной и заверяет документы. А разграничение прав доступа позволяет руководителю подписывать и отправлять документы, но запрещает редактировать и заполнять. Бухгалтер в этом случае может только редактировать и заполнять документы. Это помогает избежать ошибок при подготовке данных.

Но в любом случае риск быть ограбленным все же остается. Например, не так давно в США хакеры взломали несколько известных электронных платежных систем. В результате в руках преступников оказалась информация о 40 миллионах пластиковых карточек.

Решение за вами

Действительно, дистанционное обслуживание экономит массу драгоценного времени. У фирм к тому же есть возможность круглые сутки контролировать свои счета. Кроме того, даже не нужно бумагу тратить на распечатку документов, поскольку все представлено в электронном виде. Но эта система тоже не идеальна.

Предположим, фирма все-таки захотела перейти на дистанционное взаимодействие с банком и приобрести систему. Тогда бухгалтер должен правильно отнести расходы на оплату услуг банка за использование системы «Банк-Клиент». Затраты на установку и эксплуатацию электронных систем документооборота между банком и клиентами он должен включить в состав внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК).

Мнение

Екатерина Федорова, бухгалтер сети магазинов модной одежды, говорит: «В нашей фирме появилась возможность работать с банком через Интернет. Руководитель достаточно быстро согласился на это новшество, ведь выделенная линия у нас уже была, а стоимость установки системы совсем невелика. Теперь мне не нужно терять время в очередях, и я могу спокойно работать. Кроме того, мне больше не нужно волноваться, ошиблась я или нет, когда заполняла платежку».

Мнение

Марина Краско, бухгалтер торговой фирмы, говорит: «Я не разбираюсь во всех этих новомодных “штучках”, и мне проще съездить в банк и пообщаться с реальными людьми. А с этими программами одни траты: Интернет, модем, сервер. К тому же я не уверена, что программа отправит правильные данные».

Арина ВОРОНИНА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное