Если за покупкой пришел инспектор

Если за покупкой пришел инспектор

23.08.2005 распечатать

Налоговый ревизор пойдет на разнообразные хитрости, чтобы обнаружить нарушения в работе предпринимателя. Одна из таких уловок – так называемые контрольные закупки, в результате которых многие фирмы вынуждены платить штрафы. Что необходимо знать столичному предпринимателю о таких «рейдах», чтобы избежать неприятных сюрпризов?

Контрольная закупка не имеет ничего общего с обычной покупкой товара – и покупатели здесь непростые, и приобретаемый товар им не нужен. Чаще всего ее проводят, чтобы проверить, как работают продавцы: не обманывают ли покупателей, пробивают ли чеки.

«Покупателями» могут быть проверяющие из милиции или Госторгинспекции (Методические рекомендации по организации контроля за применением ККМ, утв. Госналогслужбой и департаментом налоговой полиции соответственно 29 июля, 3 августа 1994 г. № НИ-6-14/281, ВЯ-1155).

Налоговые инспекторы не вправе проводить контрольную закупку. В вышеупомянутых рекомендациях написано, что «правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников органов внутренних дел и инспекции по торговле, которые привлекаются к участию в проверках» (п. 9 разд. 1 Методических рекомендаций).

Однако запреты не мешают инспекторам приобретать товары «за свой счет» и далее штрафовать предпринимателей за неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ). Ведь в обязанности инспекторов входит контроль за соблюдением требований к кассовым аппаратам (законы от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт» и от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах»).

Согласно вышеуказанным документам, контрольная закупка опять-таки не входит в перечень прав налогового инспектора. Ревизоры могут проверять порядок и условия регистрации и применения ККТ, полноту учета выручки. Еще они имеют право смотреть документы, связанные с применением касс, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, контролировать выдачу кассовых чеков (ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Вопрос о праве налоговых ревизоров налагать наказания на предпринимателей до сих пор также остается спорным. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, составлять протокол о невыдаче кассового чека и штрафовать за обман (обвес) покупателя может только сотрудник ОВД (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП).

Судебная практика и рассказы столичных предпринимателей свидетельствуют о другом. «За “покупками” инспектор может наведаться в любую фирму. Больше половины столичных бизнесменов были оштрафованы за отсутствие в той или иной торговой точке кассовой машины или за невыдачу чека. Свои действия контролеры, как правило, мотивируют законом о ККТ», – рассказывает Егор Тимохин, владелец компьютерного супермаркета в Москве.

Как работает «метод контрольных закупок»

Внешне проверочные визиты ревизоров ничем для продавца не выделяются. Сначала «подставные» покупатели просто приобретают какой-нибудь товар.

При этом торговые инспекторы, например, ограничиваются обычно одной покупкой. Дело в том, что они могут проводить такие проверки только для того, чтобы определить, правильно ли продавец рассчитался с покупателем.

У представителей ОВД все сложнее: они проверяют предпринимателей, например, на предмет сертификации товара или на наличие лицензий. Их внутренние инструкции предписывают проводить так называемую квалифицированную контрольную закупку, в которой участвуют три человека (чаще всего один милиционер и двое привлеченных граждан). При этом товар приобретает каждый «покупатель». Это делается, чтобы доказать преднамеренность нарушителя (если попался дважды или трижды, значит, действует умышленно).

В процессе «тройной» контрольной закупки «покупатели» должны приобретать товар по очереди. Они не могут покидать торговый зал или отходить от торговой палатки, чтобы не допустить потерь купленного товара. Этого требуют внутренние инструкции сотрудников МВД.

Как только контрольное «мероприятие» объявлено, проверяющие должны сначала предъявить продавцу, а потом предпринимателю свои служебные удостоверения.

Законность появления милиционеров на территории фирмы можно легко проверить, позвонив их непосредственному руководителю. Телефон оперативники должны дать по требованию проверяемого. Если же они отказываются это делать либо продавец или владелец магазина сомневается, что ему продиктовали правильный номер, проще всего будет набрать 02. У дежурных диспетчеров нужно попросить телефон начальника подразделения, в котором служат проверяющие. Затем нужно позвонить по этому номеру и поинтересоваться, работают ли там пришедшие оперативники и имеют ли они право на проверку.

Предъявив удостоверения, проверяющие в присутствии продавца и представителя администрации фирмы (руководителя, его заместителей, предпринимателя) повторно обмеривают закупленный товар или взвешивают его на контрольных весах. Если никого из владельцев фирмы нет на месте, ревизоры должны пригласить директора рынка или торгового комплекса.

Результаты контрольной закупки проверяющие отражают в акте, который подписывают все «покупатели», продавец и представитель администрации фирмы (предприниматель).

Если ревизоры обнаружат нарушение, то они должны составить протокол. При этом они сразу же просят нарушителя дать объяснения. По словам налогового консультанта Ирины Гороховой, у предпринимателя есть законное право не делать этого (ст. 51 Конституции). «Сведения, полученные в первые моменты разговора, впоследствии могут быть и скорее всего будут использованы против предпринимателя, продавца или фирмы», – говорит г-жа Горохова. Поэтому лучше вежливо отказаться что-либо объяснять.

Если же предприниматель или продавец все-таки начал давать объяснения, не стоит оговаривать себя. Лучше настаивать на том, что просто он ошибся, например, потому что не выспался, плохо видит и т. д.

«Никогда ничего нельзя подписывать, не прочитав – еще одно из главных правил для первого момента, – обращает внимание Ирина. – Если же вы ознакомились с текстом и не согласны – не подписывайте, пока не будут внесены исправления. Перед тем как что-либо подписать, обязательно поставьте прочерки в незаполненных графах».

Кроме того, если ревизоры отказались передать вам копию составленного ими документа, напишите в акте (протоколе): «Проверяющие отказались передать мне копию акта (протокола)».

Провокации налогового инспектора

Как было сказано выше, цель контрольных закупок – выявление нарушений в работе предпринимателей. Именно поэтому ревизоры придумывают различного рода провокации. Однако это незаконно. Суд не признает результатов проверки, если ревизоры спровоцировали продавца на нарушение.

О некоторых наиболее часто встречающихся провокациях рассказал Илья Демьянов, адвокат, ведущий частную практику: «Наиболее часто используется психологическая или групповая провокация».

«Также для небольших торговых магазинчиков и киосков очень опасным следует назвать метод двойной покупки», – продолжает г-н Демьянов.

Проверяющий заходит в магазин и просит продать ему, например, йогурт и пачку печенья. Продавец пробивает чек и выдает требуемые товары. Затем покупатель вдруг «вспоминает», что ему нужен пакет, чтобы упаковать покупку, и дает продавцу деньги с учетом стоимости пакета.

Как только продавец передает пакет, проверяющий объявляет контрольную закупку. «Обидно, – говорит Илья Демьянов, – но налицо неприменение кассы: продавец не пробил чек за пакет».

Для оптовиков контролеры разработали свой собственный метод – лов на жадность.

В офис оптовой фирмы заходит пожилой человек и просит продать ему, например, одну шариковую ручку, так как здесь она стоит дешевле. Продавец пытается объяснить, что товар продается оптом. Однако пенсионер начинает причитать и упрашивать, ссылаясь на маленькую пенсию, тяжелое материальное положение и т. п. Продавец в конце концов продает ему желаемую ручку за наличные. Естественно, чек он не пробивает. Тут же рядом с покупателем оказываются инспекторы. И снова налицо факт розничной продажи без применения кассового аппарата!

Если вас спровоцировали...

«В ситуации, когда проверяющие вас спровоцировали, не подписывайте никаких документов. А если все-таки решили подписать, то сделайте это с оговоркой “с протоколом (или актом) не согласен”. При этом вы не обязаны объяснять ревизорам, с чем именно вы не согласны. Скажите, что свою позицию изложите непосредственно на рассмотрении вашего дела», – рассказывает Илья Демьянов.

Он также советует после ухода контролеров попытаться найти свидетелей, видевших, что инспекторы или милиционеры спровоцировали вас: поговорите с другими продавцами или покупателями, которые находились в торговом зале во время контрольной закупки. Запишите данные очевидцев (ф.и.о., адрес, телефон).

Если в суде предприниматель сможет доказать, что его спровоцировали, или хотя бы посеять сомнения в законности действий проверяющих, то он может избежать наказания. Доказательства, добытые с нарушением закона, не могут быть использованы в суде.

Кроме того, сразу же необходимо написать жалобу на действия проверяющих и направить ее их начальнику, в прокуратуру или суд. А можно послать жалобу во все эти инстанции одновременно.

Расплата за обнаруженные нарушения

Наиболее часто выявляемые ревизорами нарушения – обман (обвес) покупателей и неприменение кассовых аппаратов.

Если продавец обманул (обвесил) покупателя, он будет привлечен к административной ответственности (ст. 14.7 КоАП). Штраф составит от 10 до 20 МРОТ – для продавца, который работает в торговой фирме, или от 100 до 200 МРОТ – для предпринимателя, работающего в сфере торговли.

Штрафовать продавцов за это нарушение, как уже было сказано выше, имеют право только милиционеры. Однако чтобы не нарушать закон, налоговый или трудовой инспектор может просто нанести визит на фирму в компании с сотрудником ОВД.

Если в ходе проверочных закупок выяснится, что предприниматель, например, торгует ворованной продукцией, то ему также грозит уголовная ответственность (ст. 175 УК). Уголовную ответственность за это преступление могут понести как сами предприниматели (владельцы фирм), так и сотрудники магазинов (продавцы, консультанты, менеджеры). Рядовых работников могут лишить свободы на срок до двух лет, а самого предпринимателя – до семи (п. 1, 3 ст. 175 УК).

Сотрудники милиции должны доказать в суде, что продавец или предприниматель действовал именно умышленно, то есть сознавал, что обманывает потребителей, предвидел, что причиняет им ущерб, и все равно продолжал это делать (то есть желал этого).

Илья Демьянов поясняет: «Если продавец попался только один раз и настаивает на том, что просто ошибся – просто не знал, что товар ворованный, милиционерам будет трудно доказать, что он действовал умышленно. А нет умысла – нет уголовной ответственности».

Если в ходе контрольной закупки обнаружено, что предприниматель не использует кассу или что продавец не пробил чек, он будет подвержен более значительному административному наказанию. Сумма штрафа составит от 15 до 20 МРОТ – для продавца, который работает в торговой фирме, или от 300 до 400 МРОТ – для предпринимателя (ст. 14.5 КоАП).

Уголовная ответственность по этому правонарушению отсутствует. Однако если милиционер даже в одиночку (без налогового инспектора) поймает продавца на невыдаче кассового чека, он имеет право составить протокол об административном нарушении (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП). Далее документ будет направлен в налоговую или торговую инспекцию, которая и применит административный штраф.

Кстати

Ревизор выбирает товары в большом ассортименте и дает продавцу крупную купюру. Продавец, получив деньги, выкладывает на прилавок перед покупателем товары, одновременно подсчитывая их стоимость.

Пример психологической провокации: продавец сначала отдает покупателю сдачу и только потом тянется к кассовому аппарату. В это время инспектор объявляет о контрольной закупке.

Пример групповой провокации: «покупатель» делает вид, что торопится. Забирает товар и уходит, не дожидаясь чека. В это время другой проверяющий уличает продавца в неприменении кассового аппарата.

Мнение

Эксперты одного известного столичного маркетингового агентства составили своеобразный рейтинг «лидеров» контрольных закупок. Они опросили несколько сотен предпринимателей о проверках со стороны налоговых и иных служб, о которых те слышали в последнее время. В качестве информации использовались как реально проведенные ревизии в некоторых фирмах, так и рассказы знакомых и даже слухи.

В итоге получилось, что в последнее время инспекторы чаще всего приходили «за покупкой» в небольшие компьютерные фирмы, торгующие оптом и в розницу. Также популярными среди ревизоров являются обыкновенные продовольственные «точки» и магазины, реализующие бытовую химию.

Фаина ФИЛИНА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.