Факторинг избавит фирму от конкурентов

Факторинг избавит фирму от конкурентов

08.08.2005 распечатать

Московские фирмы, которые работают со множеством контрагентов, должны обеспечить своим партнерам наиболее выгодные условия сотрудничества. Решить эту проблему поможет факторинг

Поставщик или продавец нуждается в том, чтобы его клиенты вовремя оплачивали купленные товары. А зачастую компании не могут сразу заплатить. Однако при этом потенциальные покупатели ищут более выгодные условия работы с контрагентами. Например, они могут потребовать отсрочку платежа. Конечно, продавцам приходится идти на компромисс исходя из желаний клиентов. Но и кредиторы не хотят потерять деньги и собственных поставщиков из-за требований партнеров. Ведь не каждый продавец может предоставить отсрочку, поскольку она надолго выведет из оборота значительную часть средств. Именно для этих целей фирмам нужно воспользоваться такой услугой, как факторинг.

Суть сделки

Отношения по договору факторинга регулируются главой 43 Гражданского кодекса. В правоотношениях участвуют три стороны: финансовый агент (фактор), клиент и должник. По факторинговому договору (финансирование под уступку денежного требования) финагент передает клиенту деньги в счет долга его партнера. При этом обязательство должно следовать из предоставления клиентом дебитору товаров, услуг или выполнения работ (ст. 824 ГК). То есть обязательство должно быть только денежным.

Схема отношений участников соглашения достаточно проста. Клиент отгружает товары, работы или услуги контрагенту. Поскольку покупатель еще не заплатил, он становится должником. Клиент уступает право требования финансовому агенту. А фактор в свою очередь финансирует клиента на это право долга.

Договор факторинга должен отвечать некоторым требованиям. Отношения по этому соглашению могут возникать только между субъектами предпринимательской деятельности. Соглашение о финансировании под уступку денежного требования является двусторонним, так как клиент и финагент заключают его между собой. Кроме того, договор может быть реальным (обязательства выполняются сразу) и консенсуальным (стороны возлагают на себя обязанность выполнить условия в дальнейшем).

Предметом договора могут стать требование, по которому уже наступил срок платежа (существующее), и требование, по которому право на получение средств возникнет в будущем (будущее). При этом требование должно принадлежать должнику и быть действительным. Также стороны договора должны определить требование так, чтобы существующее можно было идентифицировать в момент заключения соглашения, а будущее – не позднее момента его возникновения (ст. 826 ГК).

Кстати, финансовыми агентами могут быть банки, кредитные учреждения и те организации, которые обладают лицензией на осуществление этого вида деятельности (ст. 825 ГК).

Сценарии для договора

На практике существуют два варианта сделок факторинга. В первом случае клиент поставляет товар контрагенту, а потом возникшее право требования передает фактору по специальному договору. Финагент в обмен на это выплачивает клиенту, как правило, 70–80 процентов от размера денежного требования. Когда наступает момент платежа, то фактор предъявляет платежное требование должнику. Дебитор перечисляет оговоренную в соглашении сумму, включая возможные проценты или неустойку. Из полученных денег финансовый агент удерживает обусловленное договором вознаграждение, а остаток возвращает клиенту.

Во втором случае при наступлении срока платежа клиент «собственноручно» выполняет обязательство перед финагентом. Фактор возвращает владельцу право требования к должнику. Клиент самостоятельно предъявляет «претензии» дебитору и получает от него сумму долга.

Последний вариант напоминает кредитные отношения, где обеспечением выступает право требования к должнику. Однако между факторингом и кредитным договором есть ряд существенных отличий. Например, по факторинговому соглашению финагент предоставляет совокупность услуг, в которую входят, кроме финансирования, еще ведение бухучета дебиторки, консультирование и другое. А по кредитному договору банк оказывает только соответствующие услуги. Также в отличие от кредита фактор не открывает ссудный счет на клиента и не берет с него деньги за обслуживание этого счета. Кроме того, чтобы клиент мог получить деньги по факторингу, он не должен представлять финагенту дополнительные гарантии. Обеспечением становится само право требования. Кстати, сумма финансирования не ограничена и растет вместе с увеличением дебиторки. И самое интересное, фактор «ссужает» деньги клиенту независимо то того, какая у него кредитная история. Главное, чтобы у фирмы была дебиторская задолженность.

Преимущества и недостатки

Естественно, факторинг имеет как положительные, так и отрицательные стороны для участников этих правоотношений. Финагенту предоставление факторинговых услуг приносит прибыль и способствует расширению клиентской базы. Но при этом фактор перестает контролировать значительную часть своих средств, и у него появляются расходы, связанные с дополнительными услугами для клиентов.

Клиент получает массу преимуществ от использования факторинга. У него увеличивается оборачиваемость средств, снижаются потери от просрочки платежа, появляется гарантия оплаты товара. Ведь дебитор должен уже не обычной фирме, а кредитному учреждению. Также клиент больше не испытывает острой необходимости в кредитах, процедура получения которых утомительна из-за сбора большого количества необходимых документов. Главное, что постоянное наличие денег позволяет клиенту требовать от собственных поставщиков более выгодные цены и условия сотрудничества. Естественно, факторинг помогает расширить круг покупателей за счет более гибкой системы цен и сроков оплаты. Среди недостатков можно отметить то, что факторинг – это недешевая услуга и может стоить дороже кредита. Кроме того, еще неизвестно, как должник воспримет уступку права требования. Кстати, уступить это право клиент может, несмотря на прямой запрет в первоначальном договоре (ст. 828 ГК). Хотя это и не снимает с кредитора ответственности перед должником в связи с такой уступкой. Поэтому дебитор может негативно отреагировать на факторинг. Также клиенту придется дополнительно к вознаграждению финагента уплатить деньги за ведение бухучета. Ведь бывает, что факторы настаивают на оказании данной услуги, поскольку они хотят контролировать дебиторскую задолженность, под которую предоставили финансирование.

Выгода должника от факторинга заключается в том, что он может получить товарный кредит и приемлемые условия оплаты. Но с такой же вероятностью дебитора может ожидать ожесточение мер воздействия со стороны нового кредитора. Также должник рискует потерять деловой контакт с клиентом. Вообще дебитор является второстепенной фигурой в этих правоотношениях.

Вознаграждение фактора

Договор финансирования под уступку требования является возмездным. Следовательно, финагент работает не бесплатно, а за вознаграждение.

Размер «премии» складывается из следующих составляющих. Во-первых, непосредственно из стоимости услуги по финансированию под уступку денежного требования. Это, как правило, 1–2 процента размера дебиторской задолженности. Во-вторых, из стоимости дополнительных услуг (0,5–3%). В-третьих, специальные надбавки за риск, если фактор не вправе в порядке регресса потребовать от клиента возвратить ему долг дебитора (0,2–0,5%).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса комиссия за факторинговое обслуживание может быть учтена в составе внереализационных расходов (письмо УФНС по г. Москве от 5 мая 2005 г. № 20-12/32441). Кроме того, инспекторы указали, что даже расходы по оплате услуг финагента в виде вознаграждения за финансирование в размере неоплаченной части стоимости товара до момента их реализации по договору факторинга можно включить в состав внереализационных затрат. При этом расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК).

Также, по мнению одних аудиторов, бухгалтер может снизить базу по налогу на прибыль на сумму издержек на вознаграждение фактору за финансирование под уступку требования только в части, равной 1,1 ставки рефинансирования ЦБ. То есть по аналогии с процентами по долговым обязательствам. Но если в состав комиссии входит и вознаграждение за дополнительные услуги, то сравнения со ставкой ЦБ можно избежать.

По мнению других аудиторов, факторинговая комиссия не является процентами по долговым обязательствам, а значит, отклонение от 1,1 ставки ЦБ не имеет значения при расчете налога на прибыль.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организатора семинара – ООО «Учебно-консультационный центр “Ларика”» ( www.larica.ru ).

Мнение

Юрий Савельев, бухгалтер торговой компании, рассказывает: «Генеральный директор долго не хотел соглашаться с тем, что факторинг очень выгоден для нас. Он говорил, что это дорого и неэффективно. Но когда он все-таки согласился, то увидел, как выросли объемы продаж. Кроме того, нам самим не нужна отсрочка платежа, так как фактор вовремя выдает деньги. Значит, мы можем требовать от своих поставщиков более приемлемые цены, а вот покупателям можем предоставлять отсрочку. Конечно, цены на наши товары немного выросли, но условия оплаты устраивают контрагентов».

Мнение

Евгения Филиппова, бухгалтер мелкооптовой фирмы, говорит: «Наша компания имеет широкий круг фирм-покупателей и фирм-поставщиков. До того как мы решили воспользоваться факторинговыми услугами, нам приходилось разрываться между своими и клиентскими выгодами. Компромисс удалось найти только благодаря факторингу. Мы даже больше не беспокоимся о том, оплатит ли покупатель товары вообще. Теперь это забота финансового агента».

Анна АНДРЮЩЕНКО

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.