Депутаты готовят «заплатки» для законов

Депутаты готовят «заплатки» для законов

01.08.2005 распечатать

Идеального законодательства не бывает, это факт. Всегда найдутся причины для внесения исправлений, поправок, дополнений в существующие нормативные акты. Налоговый кодекс и множество других законов, на которые опирается бухгалтер, тоже далеки от совершенства. С момента создания Налогового кодекса в него было внесено около сотни изменений.

Несмотря на все «заплатки», которые постоянно появляются в законах, для законотворцев остается поле непаханное. Существует множество предложений и законодательных инициатив, направленных на облегчение жизни бухгалтерии и бизнеса в целом. Пока депутаты Московской и Государственной думы наслаждаются отпуском, мы решили заглянуть в будущее и узнать, насколько может измениться жизнь работников учета, если многочисленные законопроекты пройдут тернистый путь от предварительных слушаний до третьего чтения и в конце концов окажутся на столе президента, который поставит на документе свою подпись.

МГД покусилась на НК?

Московская городская дума нередко становится полигоном для испытания новых поправок в федеральное законодательство. Многочисленные обсуждения, заседания комиссий помогают отшлифовать текст законопроекта до такой степени, что его затем можно смело выносить на федеральный уровень. И если законопроект не застрянет на пути с одного согласования на другое или не осядет мертвым грузом в одном из кабинетов правительственных чиновников, то он будет рассмотрен депутатами. Правда, стоит отметить, что до финишной прямой доходят только единицы документов, рожденных в МГД. И шанс, что законодательная инициатива Москвы будет поддержана на государственном уровне, совсем невелик.

Но, несмотря на не самые радужные перспективы, столичные депутаты не перестают готовить все новые и новые поправки в налоговое законодательство. Председатель комиссии Московской городской думы и правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений Иван Новицкий не так давно представил целый пакет поправок, написанных в соавторстве со специалистами-практиками. Эти изменения были представлены на слушаниях по теме: «Совершенствования законодательства в налоговой и бухгалтерской сферах». Кроме самого депутата на встрече присутствовали представители аудиторских и юридических фирм и многочисленные журналисты. К большому сожалению, представители ФНС на обсуждение не пришли.

«Заплатки» для НК

На встрече был представлен большой пакет из почти 20 поправок сразу в несколько законов. Авторы инициативы предлагают внести изменения в первую и вторую части Налогового кодекса и законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах». Что примечательно, авторами поправок стали практики-аудиторы. Специалисты в этой области прекрасно знают, как на практике работают законы. Ныне существующие нормативные акты зачастую имеют неоднозначное толкование. О чем говорить, если даже между основополагающими документами – Налоговым и Гражданским кодексами – остается масса противоречий.

Павел Гагарин, председатель совета директоров группы компаний «Градиент Альфа», один из инициаторов предложенных на слушаниях изменений в законодательстве, рассказал о своих предложениях.

Это страшное слово «проверка»

Аудиторы собираются подправить некоторые нормы первой части Налогового кодекса, например навести порядок в процедуре выездных проверок. Эта проблема по-прежнему вызывает массу вопросов. Даже начинающему бухгалтеру понятно, что законодательно порядок ревизии проработан недостаточно. Например, аудиторы предлагают внести изменения в статью 93 кодекса. Она устанавливает сроки представления документов во время выездной проверки. Практически каждый бухгалтер скажет, что законные пять дней – это катастрофически мало.

Как показывает практика, это срок малореальный, ведь часть бумаг в ответственный момент может оказаться у контрагента или в текущем оформлении. К тому же фирмам с большим объемом первички собрать все документы тоже совсем непросто. А между тем за нарушение 93-й статьи Налогового кодекса предусмотрены совсем нешуточные санкции и фирма может быть привлечена к ответственности по статье 126 кодекса. Как свидетельствуют опытные аудиторы, 93-я статья кодекса нарушается практически всегда. Бухгалтеры часто договариваются с ревизорами о продлении срока до десяти дней. И именно в два раза, то есть до десяти дней, экспертная группа предлагает увеличить сроки представления документов. Можно сказать, что эта норма и так уже действует, остается ее только законодательно закрепить.

Покусились аудиторы и на статью 89, в которой установлены сроки проведения выездной проверки. Сейчас они составляют два месяца. В крайнем случае ее можно продлить еще на 30 дней. Но на практике проверка может идти и восемь, и 11 месяцев, а порой и больше года. ФНС придерживается мнения, что при проверках учитывается только срок пребывания налогового инспектора на предприятии. Бухгалтеры, которые вынуждены месяцами находиться в состоянии стресса, с этим согласны не всегда. Зачастую нахождение ревизора на фирме не только затрудняет работу учетного отдела, но и вообще ее парализует. И это не говорит о том, что фирма плохая, просто в представлении документов задействованы очень многие сотрудники. А значит, необходимо установить жесткие рамки длительности проверки. По мнению аудиторов, в понятие выездного контроля входит лишь анализ документов по месту нахождения налогоплательщика. Но все прекрасно знают, что бумаги нередко оказываются в стенах налоговой инспекции, и проверка по сути превращается в камеральную.

На сегодняшний день имеют место многочисленные факты формально правомерного, но в то же время недобросовестного поведения налоговых инспекторов во время ревизии: проверки затягиваются, контролеры требуют неоправданно большое количество документов и многое другое. В новой редакции 89-й статьи предполагается установить максимальный срок проведения ревизии начиная с ее первого дня. Отдельно будет отмечено, что выездной контроль должен носить непрерывный характер и проходить только на предприятии. Павел Гагарин сделал одно существенное замечание:

– Хочу отметить, что некоторые налоговые инспекции стараются проводить контроль только у себя. По эффективности камеральные проверки ничуть не уступают выездным, а по легкости проведения, как для ревизоров, так и для бухгалтеров, имеют гораздо больше преимуществ.

Несмотря на все преимущества ревизий, проходящих в ИФНС, авторы поправок понимают, что от выездных проверок все равно не уйти. А значит, нужно установить единый порядок их проведения, которому должны следовать все без исключения.

Приходящий бухгалтер уменьшает прибыль?

На слушаниях отдельное время было уделено обсуждению поправок во вторую часть Налогового кодекса, к которой у бухгалтерского сообщества по-прежнему остается масса претензий. Аудиторы предлагают внести поправки в статью 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса, статьи 251 и 289 главы 25. Но особое внимание аудиторы обратили на статью 346.16 главы 26.2.

Напомним, что в ней идет речь о порядке определения расходов. Авторы поправок предлагают дополнить пункт 1 этой статьи таким видом расходов, уменьшающих полученные доходы, как расходы на бухгалтерское обслуживание организаций. Если учет на фирме ведет не штатный сотрудник, а эксперт из специализированной организации, то у компании нет оснований уменьшать свои доходы на сумму, потраченную на приходящего. Хотя зарплата штатного бухгалтера может учитываться в расходах. Авторам законопроекта это показалось нелогичным, и они решили исправить эту неточность.

Г-н Гагарин отметил, что предложения по внесению изменений во вторую часть Налогового кодекса вызваны необходимостью привести законодательство в соответствие с принципами права. Каждый налогоплательщик должен точно знать, когда и в каком порядке он должен осуществить платеж в бюджет. И все неустранимые неясности толкуются в пользу бухгалтера и его фирмы.

– По поводу того, когда и куда налоги платить, могу сказать следующее. Зачастую налоговые инспекции обнародуют реквизиты, по которым нужно заплатить налог, уже после того, как срок оплаты подошел к концу или вот-вот закончится. Какими причинами это вызвано, можно только догадываться, но я подозреваю, что вопросами финансового урегулирования. Однако при этом и бюджет не получает средства вовремя, и у налогоплательщика появляется новая головная боль. Я уверен, что надо разобраться в данном вопросе.

Что уж говорить, большинство этих поправок должно занять свое место в текстах законов. Но, когда они будут приняты и будут ли приняты вообще – неизвестно. Депутаты Московской городской думы рассмотрят эти поправки во время осенней сессии.

Проблема вечна

Естественно, законодательные инициативы рождаются не только в коридорах Мосгордумы. Не только столичные депутаты, но и различные сочувствующие бизнесу организации хотят поддержать малое предпринимательство. Однако редкие предложения достигают цели – реального улучшения условий работы малого бизнеса.

В настоящее время работают в основном представители малого и среднего предпринимательства. Среди крупных предприятий полноценно действуют единицы. Хотя небольшие фирмы практически ничего не производят, они работают в торговле и сфере услуг, пополняя казну налоговыми платежами.

Из тех шагов, которые законодатели сделали навстречу малому бизнесу, наиболее важным является введение специальных режимов налогообложения. Но и здесь не без разногласий. Невозможно применять одинаковые правила к разным по финансовым возможностям и условиям развития фирмам. Понимая это, Александр Кабанов, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», предложил разработать новую систему налогообложения, которая в полной мере реализует подобный индивидуальный подход. Соответствующий законопроект «О развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации» уже подготовлен и одобрен экспертным советом по экономической и инвестиционной политике комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Радужные планы

Как пояснили в «ОПОРЕ России», суть законопроекта заключается в том, что для оптимизации налогообложения нужно классифицировать фирмы на микро-, малые, средние и крупные.

К микрофирмам предложено отнести компании со штатной численностью не более десяти человек. Эти организации планируется полностью освободить от уплаты налогов на срок до четырех лет. Затем, через четыре года, микрофирмы будут еще два года платить налоги в размере 50 процентов от существующих ставок. По прошествии благодатных шести лет такие компании либо перейдут на уплату единого налога на вмененный доход, либо будут покупать патенты на осуществление некоторых видов деятельности, если они применяют УСН. При этом годовой доход микропредприятия будет составлять не более 20 миллионов рублей.

Для малых фирм со штатом до 100 человек оставили действующую упрощенную систему налогообложения. Однако лимит по применению этого спецрежима планируется увеличить до 180 миллионов рублей. Напомним, что в настоящее время компания может применять этот спецрежим, если ее доход не более 11 миллионов по итогам 9 месяцев (п. 2 ст. 346.12 НК). При этом компания может потерять право на УСН, если ее годовой доход превысит 15 миллионов (п. 4 ст 346.13 НК).

Представители «ОПОРЫ России» не ответили, как можно рассчитывать на такие резкие изменения, если недавно в первом чтении депутаты Госдумы приняли поправки в Налоговый кодекс о повышении порога лишь до 20 миллионов рублей.

Что касается средних предприятий, в которых должны работать не более 300 человек, то для них тоже предусмотрены льготы. Так, разработчики законопроекта предлагают для таких фирм снизить ставку единого социального налога до 10–15 процентов. По их мнению, это поможет вывести заработные платы из тени.

А вот представители правительства утверждают, что такое снижение не поможет «отбелить» зарплаты. Они говорят, что такая низкая ставка налога станет причиной дефицита средств ПФР и ФОМС.

Не верь ушам своим

Учетные работники не рассчитывают, что планируемые изменения будут реализованы. Слишком сказочно законопроект выглядит на бумаге. Бухгалтеры говорят, что таких радикальных перемен в налоговом законодательстве не будет.

Антонина Скобцева, бухгалтер нескольких небольших фирм, сомневается: «Ни за что не поверю, что подобные изменения будут законодательно закреплены. Государство не позволит фирмам освободиться от налогов даже на время. Этот проект никогда не станет законом».

Екатерина Шилова, бухгалтер торгового дома, добавляет: «Законодатели только и могут, что обещать. Депутаты сопротивлялись поголовному переводу всех фирм на уплату НДС “по отгрузке”, а в итоге согласились с Минфином и проголосовали за это. Теперь фирмы должны перейти на уплату “по отгрузке” с 2006 года. Думаю, что законопроект о развитии предпринимательской деятельности – не что иное, как попытка некоторых законодателей представить себя в выгодном свете».

Депутаты МГД не в первый раз покушаются на Налоговый кодекс, но далеко не все инициативы были поддержаны их федеральными коллегами

Справочно


Вид предприятия

Варианты налогообложения
1

Микро

  1. Освобождение от уплаты налогов на срок до четырех лет, в течение двух последующих лет – льготный режим налогообложения (50% — от существующих ставок)
  2. ЕНВД
  3. Патент

2

Малое

УСН
3

Среднее

Снижение ЕСН до 10-15 процентов

Анна АНДРЮЩЕНКО Ника ГЛЕБОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...