Дружба по службе помогает экономить

Дружба по службе помогает экономить

04.08.2005

По ходу работы бухгалтеру приходится поддерживать хорошие отношения со многими: с ИФНС, банком, фондами, покупателями и поставщиками... Как правило, цена этой дружбы невелика: поздравления к празднику, коробка конфет, бутылка шампанского, приятная беседа, «общие интересы»... Что же можно получить взамен?

С инспектором

Иметь «своего» инспектора в налоговой не откажется ни одна фирма. Зачастую учредители специально регистрируют предприятия в инс-пекции, в которой у них работают знакомые. Плюсы дружеских отношений с налоговыми работниками очевидны.

Во-первых, это возможность беспрепятственно получать необходимые вам консультации. Конечно, теоретически Налоговый кодекс и так обязывает инспекторов отвечать на многие вопросы о налоговом законодательстве (п. 4 ст. 32 НК). В том числе налоговые работники должны делать это и устно – по телефону (п. 4.3.1 приказа МНС от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/ 428(a)). Например, бухгалтер имеет право узнать по телефону о том, как рассчитать налог, как его правильно зачесть, перезачесть, возместить из бюджета, какие нужны документы и т. д.

Но будут ли инспекторы выкладываться, чтобы помочь фирме, название которой им ничего не говорит? Скорее всего нет. Если для налоговых работников вы никто, то попытки получить нужную информацию, как правило, заканчиваются отфутболиванием с одного телефона на другой. В конечном итоге бухгалтеры зачастую получают ответ: «Приезжайте – разберемся». А иногда и еще категоричней: «Мы не справочное бюро, чтобы все вам разъяснять».

Все становится намного проще, если отношения с налоговым инс-пектором у вас на «ты». «Я по каждому вопросу звоню своему инспектору, – похвалился посетитель одного из бухгалтерских сайтов Михаил. – Она всегда старается помочь мне по максимуму. А если чего-то не знает, спрашивает своих коллег».

Согласитесь, такое встречается нечасто. Однако секрет подобной расположенности весьма прост. «Я никогда не забываю поздравить ее с днем рождения и с Новым годом, интересуюсь как учатся дети, – рассказывает Михаил. – А когда выяснилось, что у нас собаки одной породы, мы вообще чуть ли не друзьями стали».

Конечно, добиться прояснения интересующего вас момента можно и написав письменный запрос. Но ответ на него иногда приходится ждать целый месяц (п. 4.3.2.3 приказа МНС от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/428(a)). А иногда – несколько дней.

Ну а в пору сдачи отчетности знакомства в инспекции просто незаменимы. Ведь большинство бухгалтеров знают: ехать в налоговую без печати и чистого листа с подписью руководителя – неразумно. Инспекторы каждый раз неожиданно придумывают что-нибудь новенькое: то письмо сопроводительное надо составить, то дополнительные листы к отчету заполнить...

А сколько неприятностей доставляют мелкие недочеты: плохо видна печать на отчете, забыли доверенность, оформили декларации на старых бланках... Иногда ситуация доходит до абсурда. «В одной строке декларации по ЕСН забыла обвести карандаш, – рассказывает московский бухгалтер Оксана. – Увидела уже в инспекции. Черной ручки ни у кого не нашлось, пришлось обвести синей. Инспектор придралась к разным цветам и не приняла декларацию».

Конечно, в таких случаях можно бить себя кулаком в грудь и доказывать, что инспекторы не имеют права «заворачивать» отчеты по таким причинам. Ведь действительно – ни в одном пункте инструкции по заполнению декларации не запрещено вписывать данные разными ручками. Сказано только – синей или черной (п. 1 приказа Минфина от 10 февраля 2005 г. № 21).

Не менее плачевные результаты вызывают всякого рода описки и опечатки в документах. К примеру, декларация по прибыли заполнена верно, но в расчете налога забыли дописать ноль. Увидев это, инспектор может обвинить фирму в сознательном занижении налога. И как минимум – оштрафовать за «грубое нарушение». Если описка исказила цифры в отчетности более чем на 10 процентов, штраф на сумму от 2000 до 3000 рублей вы «заработали» (ст. 15.11 КоАП).

В таких ситуациях основную роль играет «человеческий фактор». И не секрет, что от настроения и личной расположенности инс-пектора, а отнюдь не от закона, и будет зависеть успешная сдача отчетности. Кто-то запомнит вас в лицо и не обратит внимания на недочеты. А кто-то будет устраивать ненужную волокиту.

При доверительных отношениях, обнаружив описку в декларации, инспектор просто позвонит вам и попросит исправить ошибку. Самое большое беспокойство, которое он может причинить, это вызвать вас в налоговую с платежкой, подтверждающей уплату налога в полной сумме и с уточняющей декларацией.

Еще одна «больная» тема – неправильно заполненные счета-фактуры. Обнаружив их при камеральной проверке, инспекторы могут не долго думая «снять» все соответствующие вычеты по НДС. Конечно, можно долго доказывать, что инспекторы не имеют права так поступать. По правилам они должны сообщить вам о недочетах и дать возможность их устранить (ст. 88 НК). И если вы пойдете с этими аргументами в суд, то скорее всего выиграете (постановления ФАС Поволжского округа от 14 апреля 2005 г. № А55-11888/04-41, Северо-Западного округа от 18 апреля 2005 г. № А56-20823/04). Но готовы ли вы ввязываться в судебный процесс из-за каждой опечатки? Может быть, намного проще поддерживать дружеские отношения с инспектором и не иметь всех этих проблем?

С банком

«Принесла в банк налоговые платежки в последний день, а сотрудник не принял, говорит, печать смазана, – делится ситуацией бухгалтер Елена из Санкт-Петербурга. – Я уж так умоляла, ведь и работаем давно, и накладок не было... Но операционистка ни в какую – по инструкции не положено».

В такой ситуации хотя бы один раз оказывались практически все. И правда, вроде бы такая мелочь – нечетко видна печать или неверно указали очередь платежа. Но Положение о безналичных расчетах (утв. приказом Центробанка от 3 октября 2002 г. № 2-П) не разрешает сотрудникам банка принимать платежки с помарками (п. 2.16).

Но всегда ли операционисты рьяно выполняют это правило? Как показывает практика, многое зависит от ваших с ними личных отношений. В случае с Еленой все закончилось неудачно: «Съездить туда-обратно и оформить новые платежки в этот же день я не успела, – вздыхает она. – В результате платежи ушли следующим днем, и пришлось начислять пени по налогам».

Бухгалтеры, у которых налажены доверительные отношения в банке, такие проблемы решают намного проще. «У меня был такой же случай, но я все-таки уговорила операционистку провести платеж нужной датой, – рассказывает Людмила, бухгалтер из Краснодара. – Правда, с условием, что на следующий день принесу нормальные платежки в обмен на экземпляры с помарками».

А что делать, если какие-то банковские документы потерялись? «В пятницу поехала из банка прямо на дачу, не заезжая в офис, – рассказывает Катерина, бухгалтер торговой фирмы. – И представляете, по дороге украли сумку со всем содержимым, в том числе выписками и платежками».

Ситуация, согласитесь, неприятная. Если во время проверки инспекторы обнаружат отсутствие платежек, придется заплатить по 50 рублей штрафа за каждую из них (п. 1 ст. 126 НК).

Потеря выписки – еще более серьезная проблема. Ведь это первичный документ, на основании которого учитывают операции по расчетному счету. А если фирма определяет доходы и расходы кассовым методом, то выписка – один из основных документов, подтверждающих расчет налога на прибыль (ст. 273 НК). Да и при методе начисления некоторые доходы и расходы принимают к учету на момент поступления либо списания денег с расчетного счета (подп. 2 п. 4 ст. 271, подп. 4 п. 7 ст. 272 НК).

Формально вопрос с потерянными платежками решают с помощью стандартного запроса на имя банка: «Потеряли, просим предоставить копию...» Обычно банк хранит экземпляры платежных поручений и без проблем может выдать их копии.

Однако некоторые бухгалтеры поступают намного проще. «Потеряв платежки, я сама распечатала новые экземпляры и подъехала с ними в банк, – рассказывает подмосковный бухгалтер Анна. – И операционистка без проблем поставила ни них штампы. А выписку, которую мы чаем залили, она мне просто так распечатала».

Этот вариант вполне логичен. «Нам ведь тоже ни к чему эта волокита: относить письмо, ждать ответ из архива... – объясняет Наталья, операционист одного из московских банков. – Тем более если платежи прошли недавно и их по компьютеру видно».

С покупателями и поставщиками

Кому мы больше всех подготавливаем документов? Конечно, поставщикам и покупателям. Именно им предназначены счета, счета-фактуры, акты, договоры, протоколы, отчеты и т. п. Из-за огромного количества документов в бухгалтерии нет-нет, да исчезнет какая-нибудь бумага. Или через несколько месяцев «всплывет» ошибка в заполнении уже принятых к учету документов.

У ростовского бухгалтера Сергея возникла проблема в ходе проверки по НДС. Потерялся счет-фактура одного из поставщиков. Сергей, конечно, сразу же позвонил бухгалтеру поставщика и попросил копию документа. Но в ответ услышал категоричное: «Это ваши проблемы. Пусть пишут официальный запрос, а мы в течение месяца ответим».

Еще одну печальную историю рассказала Ирина, бухгалтер из Одинцово. «Один из наших поставщиков не отличался обязательностью. И мы никак не могли добиться от него документов по давно прошедшим платежам. Не помогали ни просьбы, ни угрозы. В результате пришлось составлять все документы самим, включая акты и счета-фактуры. А они еще целый месяц печати ставили».

Понятно, что при хороших отношениях с партнерами этих неприятностей можно было бы избежать. И если оборот между фирмами большой, их представители обычно стараются дружить. Кстати, такая дружба не только избавляет от всяких производственных накладок, но и зачастую помогает сэкономить на налогах или оттянуть их уплату. Например, с «хорошими» партнерами всегда можно согласовать сроки поступления денег на счет. Или договориться о штампе в командировочном.

Подводя итог, сделаем вывод: дружить не только необходимо, но и полезно. Ведь с помощью такого нехитрого инструмента вы можете приобрести для себя массу выгод. И что важно – абсолютно не выходя за рамки закона.

Не секрет, что успешная сдача отчетности зачастую зависит отнюдь не от формального выполнения закона, а от того, какие у вас отношения с налоговыми работниками. Если в инспекции вас помнят в лицо, многие недочеты могут сойти вам с рук

Антон ПАЛЬМИН

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное