ККТ исключили из Госреестра

ККТ исключили из Госреестра

03.08.2005 распечатать

Для расчета с покупателями фирма может применять только те модели кассовых аппаратов, которые разрешены. Однако перечень «легальных» касс постоянно меняется. Из-за этого фирмы сталкиваются с массой проблем. Как не ошибиться при покупке кассы и не выбрать устаревшую? И что делать, если уже имеющийся на фирме кассовый аппарат исключили из Госреестра?

Не ошибитесь при покупке

Для начала разберемся, какие кассовые аппараты можно использовать в работе. Ответ на первый взгляд прост –те, которые включены в Государственный реестр конт-рольно-кассовой техники. Но вот проблема: определить, присутствует или нет конкретная модель ККТ в реестре, на практике оказывается очень сложно.

Причиной всему – так и не утрясшаяся неразбериха вокруг принятого два года назад революционного Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применениии конт-рольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с применением платежных карт». В нем записано, что требования к ККТ, порядок их регистрации и применения определяет Правительство (п. 1 ст. 4).

Единственный документ на эту тему, который был с тех пор принят, это постановление Правительства от 16 июня 2004 г. № 285. Этим документом законодатели поручили вести Госреестр Федеральному агентству промышленности (ФАП).

Однако эту почетную функцию ФАП пока так и не реализовало. Так что нового Госреестра ККТ нет. Остается пользоваться старым – утвержденным уже не существующей Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК).

Обратите внимание: все планируемые изменения в Госреестре ГМЭК утверждала протоколами. Налоговая служба обычно сообщает о них своими письмами. Однако в официальной печати (например, в «Российской газете») ни то ни другое не обнародуют. Публикации можно встретить только в неофициальной специализированной прессе. Как это ни странно, но, по мнению судей, этой информации достаточно для того, чтобы фирма знала, какие машины разрешены, а какие – нет. Если вы купите устаревшую машину, которую откажутся регистрировать в инспекции, виноваты в этом будете вы сами (решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 февраля 2005 г. № А73-14929/ 2004-14).

Поход на помойку можно отложить

А что делать, если из Госреестра исчезла модель кассового аппарата, на котором вы уже давно работаете? Неужели срочно придется покупать новую машину? Вовсе не обязательно. Исключенную кассовую технику можно использовать дальше. Делать это можно «до истечения нормативного срока их амортизации» (п. 5 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Такую возможность Минфин подтвердил в своем письме от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56, а ФНС – в письме от 4 марта 2005 г. № 22-3-13/ 293.

Срок амортизации кассовых аппаратов, согласно Классификации основных средств, составляет от 5 до 7 лет. Так что если ваша касса проработала меньше этого времени, оснований для того, чтобы отправлять ее на помойку, нет.

К сожалению, у фирм, которые владеют дешевыми аппаратами, такой возможности нет. Если кассовый аппарат не амортизировался, а сразу был списан на затраты, то продлить время его использования не получится. В этом случае компании придется покупать новый кассовый аппарат (письмо Минфина от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56).

Обратите внимание: за 30 дней до окончания срока применения модели кассового аппарата налоговая инспекция должна сообщить об этом владельцам соответствующих машин (п. 8 приказа Госналогслужбы от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36).

Если же фирму не предупредили и информация об изменении списка разрешенных ККТ не публиковалась в средствах массовой информации, штрафовать за применение исключенной техники нельзя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 марта 2005 г. № А05-25506/04-26).

Будем модернизировать...

Фирма может решить модернизировать свой кассовый аппарат таким образом, чтобы он соответствовал новым требованиям. Затраты на это в налоговом учете увеличат первоначальную стоимость основного средства (п. 2 ст. 257 НК).

Кроме того, по результатам модернизации вы имеете право увеличить срок полезного использования объекта (п. 1 ст. 258 НК). Однако Минфин предупреждает: увеличить период службы можно только до семи лет, то есть предельного срока использования кассовой техники (письмо от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56).

А как быть, если фирма сразу установила максимальный срок? Получается, в этом случае увеличить срок службы модернизированного кассового аппарата нельзя (п. 1 ст. 258 НК).

Однако перед тем как затевать обновление кассового аппарата, задумайтесь. Что вам будет выгоднее: модернизировать старый аппарат или купить новый? Этот вопрос мы задали Игорю Наумову, директору одного из московских центров технического обслуживания.

«По моему мнению, модернизировать кассовые аппараты сейчас невыгодно, – считает Игорь. – Дешевле купить новый. Кроме того, есть такая проблема. В большинстве случаев для того, чтобы модернизировать кассовый аппарат, на него надо установить ЭКЛЗ – электронную контрольную ленту защищенную, техническое устройство, которое теперь должны иметь все новые ККТ. А оно далеко не всегда стыкуется с устаревшими моделями касс».

ЭКЛЗ на всех не хватает

С электронными лентами есть и еще одна проблема. «Если ЭКЛЗ вышла из строя, то ее замена может сильно затянуться, – предупреждает Игорь. – Дело в том, что чипы для всей страны выпускает один-единственный завод. Поэтому в центрах технического обслуживания периодически не хватает деталей. В результате фирмы остаются без касс».

Правда, по словам производителей ЭКЛЗ, в ближайшее время ситуация должна улучшиться. Так, директор научного предприятия «Техкассэкспертиза» г-н Пармененков в одном из своих официальных писем обещал, что в 2005 году объем производства ЭКЛЗ будет значительно увеличен и все смогут получать эти устройства без ограничений.

Лилия ИЗОТОВА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.