Кто «стучит» громче?

Кто «стучит» громче?

16.06.2005 распечатать

Понятие «коммерческая тайна» для некоторых сегодня перестало существовать. Новые законы постепенно заставляют «стучать» все большее число сотрудников компаний. Скоро самая страшная угроза для предпринимателя будет исходить не от конкурентов, а от своих же работников и партнеров.

Государство борется с «теневыми» долларами, заставляя многие организации сообщать контролерам о подозрительных сделках своих клиентов. Основными информаторами, конечно, являются банки. Однако «подставить» могут и партнеры, а также сотрудники компании, например, пожаловавшись инспекторам на зарплаты «в конвертах». Словом, фирмы в России становятся для налоговой службы все прозрачнее – хотят они того или нет.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ вступил в силу четыре года назад. Тогда же был организован комитет по финансовому мониторингу, позднее переименованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ). В конце прошлого года начали действовать поправки к закону, значительно расширяющие список информаторов (новая редакция Закона «О легализации» от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ). К ним добавились риелторы, адвокаты, нотариусы. Любопытно, что многие предприниматели, ведущие дела «по-белому», приветствуют это, рассчитывая, что теперь весь бизнес станет более прозрачным. Однако большинство видят пока только сложности. Игорь Хлыстунов, владелец торговой фирмы в Москве, считает, что «даже честного предпринимателя новые законы могут привести к дополнительным расходам. Ведь придется объяснять и доказывать, что законы не нарушены, даже если фирма переводит всего 30 тысяч долларов».

Банковские тайны

Чего столичные предприниматели могут ожидать от кредитных учреждений, с которыми приходится иметь дело каждому? За последние несколько лет практически во всех банках возникли специальные подразделения, которые занимаются отслеживанием «грязных» денег. Для них ЦБ разработал определенный набор критериев, помогающий отслеживать сомнительные операции. Например, необоснованная поспешность, на которой настаивает клиент, отсутствие явного экономического смысла сделки или несоответствие характеру деятельности клиента, неожиданное поступление на его счет наличных средств и т. д. Общий список критериев едва умещается на нескольких листах, и если банк заметил что-то подозрительное, он обязан информировать об этом. Работник одного столичного банка рассказал, что его банк, к примеру, отправляет в ФСФМ несколько сотен таких сообщений в месяц.

В конце прошлого года многие банки еще больше ужесточили контроль над клиентами. Например, обновили систему «Знай своего клиента», принятую три года назад. Теперь она может называться «Знай клиента своего клиента». Как она действует, рассказал Олег Романов, руководитель небольшой столичной сети косметических магазинов. Олег, можно сказать, примерный предприниматель. Он регулярно платит ЕСН и прочие налоги. Однако недавно руководитель банка, в котором он обслуживается, неожиданно вызвал его для «дружеской» беседы. Менеджеры сели и заполнили новую анкету – персональные данные руководителей компании, величина уставного капитала и т. д. По словам сотрудника банка, они обязаны познакомиться не только с директором, но и с главбухом компании, понять, есть ли у фирмы реальные операции и с кем. И если раньше, усомнившись в чем-то, банк мог не сообщать куда следует, то теперь он это сделать обязан.

О чем расскажет аудитор...

Определенную информационную угрозу для компаний представляют также адвокаты, нотариусы и организации, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги. Специально для них в феврале этого года правительство опубликовало постановление, где уточняется порядок передачи сведений в ФСФМ (постановление Правительства от 16 февраля 2005 г. № 82). Контролю подлежат операции с недвижимостью, управление денежными средствами клиента, привлечение инвестиций, купля-продажа фирм и т. п. Правда, «стучать» на клиента будут лишь при наличии подозрений, что сделка совершается с целью отмывания денег.

Риелторов еще в прошлом году обязали информировать обо всех операциях с недвижимостью, в которых они принимают участие, если сумма договора превышает три миллиона рублей (Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ). Правда, вероятность доноса от риелторов, даже в Москве, пока невелика, поскольку для них технологию информирования детально еще не разработали. Тем не менее в начале года ФСФМ специальным документом напомнила риелторам их обязанности (письмо ФСФМ от 12 января 2005 г. «Информационное письмо для организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества»). Правда, риелторов невозможно заставить выполнять все требования закона. Всегда можно отыскать массу лазеек, например оформлять сделки по справке БТИ.

Довольно щекотливая ситуация возникла у компаний, которые пользуются услугами аудиторских фирм. На собственно аудиторскую деятельность «Закон о легализации» не распространяется, он касается лишь сопутствующих услуг (оценка, юридическое сопровождение и т. п.). Да и то аудиторы должны передавать информацию, только если у них есть основания полагать, что сделка может вести к легализации преступных доходов. Но скоро клиенты аудиторов могут получить неприятный сюрприз. Счетная палата уже подготовила и передала в Минфин проект изменений в закон «Об аудиторской деятельности» (предыдущая редакция закона от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ), которые обязывают аудиторов докладывать обо всех выявленных ими нарушениях. Поправки невыгодны ни фирмам, ни аудиторским компаниям. Если по каждому факту информация от аудитора будет поступать государству, это отобьет у предпринимателей желание проводить добровольный аудит. А для аудиторских фирм «добровольцы» составляют от 20 до 50 процентов клиентов.

«Физическая» угроза бизнесу

Наемные работники тоже могут «настучать», защищая свои права или желая отомстить компании.

Во-первых, сотрудники могут пожаловаться в инспекцию труда. Здесь рассмотрят жалобы на несправедливое увольнение, невыплату зарплаты, условия труда, не отвечающие законодательству, и т. п.

Во-вторых, некоторые сотрудники обращаются в налоговую службу. Например, в центральный аппарат ФНС в прошлом году поступило около пяти тысяч разного рода обращений от граждан. Наконец, пожаловаться на компанию можно в Пенсионный фонд. Например, на выплату зарплат «в конвертах».

В будущем все больше законопослушных фирм и граждан будет сотрудничать с властями. Поэтому для предпринимателей средство защиты от стукачества одно – не давать для него повода.

Справочно

Кто обязан информировать Федеральную службу по финансовому мониторингу.

  1. Кредитные организации.
  2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  3. Страховые организации и лизинговые компании.
  4. Организации федеральной почтовой связи.
  5. Ломбарды.
  6. Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
  7. Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
  8. Организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.
  9. Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого мущества.

Сообщать следует об операциях с денежными средствами или иным имуществом, если их сумма равна или превышает 600 тысяч рублей (около $21 тысячи).

Фаина ФИЛИНА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.