По коридорам налоговой... в поисках справедливости

По коридорам налоговой... в поисках справедливости

19.05.2005 распечатать

Не так давно в одной из московских ИФНС общая проблема объединила бухгалтеров. И только сплотившись, они смогли отстоять свои права. О случившемся рассказал непосредственный участник событий – директор компании «АКАДЕМИЯ АУДИТА» Александр Елин.

Все началось с того, что недавно принятая на испытательный срок бухгалтер пришла из налоговой инспекции со слезами на глазах.

– Что такое? – поинтересовались коллеги.

– В двадцатой налоговой отказываются принимать расчет по ПФР за I квартал, ссылаясь на то, что я принесла старую форму. Но ни в правовых базах, ни в интернете другой формы отчетности я сколько ни искала, так и не нашла, – рассказала учетный работник.

Пытаемся разобраться

Я решил самостоятельно проверить, как действуют нормы налогового законодательства и как сотрудники ИФНС исполняют свои обязанности.

Взяв расчет по авансовым платежам в «пенсионку» на бланке, утвержденном приказом МНС от 27 января 2004 г. № БГ-3-05/51, я отправился в налоговую инспекцию. Удивлению моему не было предела. Очередь состояла всего из пяти человек. Кто-то из бухгалтеров поинтересовался, что я сдаю. А когда очередь узнала, что я принес расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, сразу же посыпались расспросы: на каком бланке? Увидев, что бланк образца 2004 года, коллеги стали сочувствовать. Они сообщили, что отчетность у меня не примут, как и у многих других раньше заходивших в кабинет.

Подошла моя очередь. Милая девушка, налоговый инспектор, даже встала со стула, чтобы взять расчеты. Но как только она увидела представленный расчет, ее милый взгляд превратился в ехидно-язвительный.

– Старый бланк. Я его не приму! – сказала она, возвращая мои декларации.

– На каком основании? Какой бланк новый? Где его взять? – начал спрашивать я.

– Ищите! – сказала налоговый инспектор.

Вразумительного и последовательного ответа я так и не услышал. Через минуту разговор уже шел на повышенных тонах. И лишь только на замечание, что инспектор должен все же следовать хоть какому-то приличию в общении с налогоплательщиками – ведь он государственный служащий, услышал совет обратиться в кабинет № 103 к начальнику отдела Владимиру Михайловичу.

Скажу сразу, что попасть к начальнику отдела не так-то просто. Я прождал его больше двадцати минут и поймал чиновника, когда он выходил из кабинета. Я попросил уделить мне всего пару минут для решения оперативного вопроса. Не успев дослушать, руководитель отдела оборвал меня на полуслове:

– И правильно, что не принимают. У нас до 20 апреля время есть.

В спину уходящему начальнику отдела посыпались возмущения:

– Как же так?! Ведь бланк утвержден Минюстом только по ЕСН, ПФР нет ни на сайте, ни в каком другом источнике.

– А я утром брала у вас программу Баланс-2, там вообще этот расчет заблокирован!!! – подхватила бухгалтер.

Но реплики налогоплательщиков так и остались без внимания.

В кабинете начальника

Наша импровизированная делегация направилась к начальнику инспекции. Но сразу попасть к руководителю не получилось. Передо мной и коллегами возникла очередная преграда – секретарь.

Внимательно выслушав наши претензии, она указала на то, что эту проблему лучше попытаться вначале решить с замом Владимиром Григорьевичем. Идем.

Принять всю делегацию сразу, даже по одному вопросу, чиновник отказался. Пришлось мне изложить ему суть вопроса за всех. Когда проблема была озвучена и понята, меня попросили подождать за дверью.

Через несколько минут в кабинет заместителя входит уже знакомый нам начальник отдела.

Еще спустя какое-то время нас вызывают, разрешая зайти всем.

И все начинается сначала.

Нам пытаются доказать, что есть новая форма. Но когда мы просим ее показать и дать ссылку на нормативный акт, нам не отвечают ничего конкретного, кроме: «Но ведь нам уже приносят на новых бланках ПФР, да и у нас поменялась сама программа, которая старые данные не дает заводить», и никакие наши аргументы на них не действуют.

Начинаем приводить доводы, которые были даны ФНС еще в феврале о том, что «налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления». На что получаем ответ, будто это касалось только годовых деклараций по ЕСН и ПФР. Мы возражаем, что это было лишь информационное указание, а часть первая НК прямо не связана с годовыми декларациями по ЕСН и ПФР и носит более широкий характер. Относится ко всем налогам.

Диалог плательщиков и налоговой службы зашел в тупик. Последние надежды возлагаем на визит к начальнику инспекции. Опять очередь, опять приходится ждать.

Галина Ивановна внимательно выслушала нас и резюмировала:

– До нас информация доходит в самую последнюю очередь. Если этой формы декларации еще нет, то ее не могли и внести в программу приема отчетности.

Нас в очередной раз просят подождать.

Через некоторое время все тот же руководитель отдела, выходя из кабинета начальника налоговой, сказал, что нам дадут копии расчета, и мы сможем заполнить его на новых бланках.

Неужели, неужели, думал я, налоговики выполнят свою святую обязанность: бесплатно предоставят формы налоговой отчетности и разъяснят порядок их заполнения (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, п. 2 ст. 80 НК). Глазам и ушам своим не верил. Но так хотелось чуда!

С кипой бумаг в руках появился начальник отдела. Но никаких бланков для заполнения несчастного расчета нам так и не дали. Зато показали чей-то заполненный отчет с новой регрессивной шкалой.

В конце концов руководитель отдела понял, что мы так просто уже не уйдем, и предложил нам сдать отчеты, добавив, что их примут «под нашу ответственность».

Команда дана, причем в отношении только тех, кто пробивался к начальнику. У впереди стоящего мужчины документы по-прежнему не принимали.

Та милая девушка, получив указания свыше, улыбалась и почти без слов проштамповала нашу отчетность на «старых бланках» не глядя.

– Скажите спасибо, что вы не сдаете отчетность по почте, – сказал налоговый инспектор.

Убив более трех часов времени, потратив кучу нервов на сдачу всего лишь одного расчета, цель была достигнута. Но какова ее цена?

После посещения налоговой остался неприятный осадок. Такое ощущение, что нам сделали одолжение. Само отношение к налогоплательщикам рядовых инспекторов и начальников отделов оставляет желать лучшего. Никаких извинений со стороны налоговиков в наш адрес не последовало, скорее наоборот, негласные угрозы в виде переписывания ИНН и названия организации на какие-то странные бумажки.

Позиция инспекторов

Приказ Минфина России от 24 марта 2005 г. № 48н «Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Рекомендаций по ее заполнению», был зарегистрирован в Минюсте только 5 апреля. Сразу после этого в УФНС по субъектам Российской Федерации, Межрегиональные инспекции ФНС было направлено электронное письмо из Федеральной налоговой службы. В нем шла речь о том, что УФНС должны довести форму расчета и рекомендации по ее заполнению для применения нижестоящими налоговыми органами и налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам. Вот только до бухгалтеров форма так и не дошла.

Корреспондент «Московского бухгалтера» Ника Глебова обратилась к начальнику отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС № 20 Владимиру Рожнову с вопросом: с какими трудностями столкнулись в его инспекции в связи с регистрацией новых форм расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?

– Очень жаль, что утверждение новых форм произошло так поздно. Немногие налогоплательщики вообще знают, что бланки изменились, и в основном приносят нам старые. А после того как 5 апреля Минюст зарегистрировал приказ № 48н, мы уже не имеем права принимать старые бланки. Между прочим, несмотря на столь поздний срок утверждения документа, сроки сдачи остались прежними – до 20 апреля. Вообще этот год очень тяжелый для всех налоговых инспекций, слишком поздно регистрируются новые формы. А это приводит к тому, что налогоплательщики просто не успевают вовремя о них узнавать. В инспекциях выстраиваются длинные очереди. Что мешало чиновникам утверждать эти формы заранее, непонятно, – ответил чиновник.

Финал

Бухгалтеры дождались опубликования формы Расчета авансовых платежей только 14 апреля – за неделю до окончания срока сдачи. В пункте 3 приказа № 48н Минфина чиновники указали, что бухгалтеры должны отчитаться по-новому уже в I квартале 2005 года. Получается, что все претензии инспекторов к старым формам стали обоснованными.

Однако 5 апреля Минюст только зарегистрировал приказ. Следовательно, до 14 апреля инспекции были обязаны принимать декларации на тех бланках, которые действовали на дату представления отчета (ст. 80 НК). То есть до официального опубликования новых форм (п. 9 Указа Президента от 23 мая 1996 г. № 763). По закону даже зарегистрированные, но неопубликованные нормативные акты не имеют юридической силы. Никто не может заставить бухгалтеров отчитываться по таким документам (Указ Президента от 23 мая 1996 г. № 763).

Таким образом, требования налоговых инспекций о сдаче новых форм до их официальной публикации были неправомерны.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.