«Одно окно» открывается со скрипом

«Одно окно» открывается со скрипом

18.05.2005

Столичные бухгалтеры, которые уже успели столкнуться с новым порядком регистрации фирм, отмечают, что принцип «одного окна» действует не так хорошо, как хотелось бы.

О поддержке малого бизнеса в последнее время говорится много. Практически еженедельно столичные чиновники или предпринимательские организации устраивают заседания, пресс-конференции, совещания... Конечно, сказать, что дело ограничивается только разговорами, нельзя. Меры по облегчению жизни бизнеса предпринимаются. Только, к сожалению, эти проекты начинают работать в полную силу не сразу, а это не может не разочаровывать московских бухгалтеров.

В конце марта Владимир Путин на заседании правительства вступился за малый бизнес: «Я не говорю о налогах, кое-что здесь происходит. Но зарегистрировать предприятие невозможно. Это просто издевательство над людьми и здравым смыслом. Тем, кто открывает свое дело, нужно медаль давать за личное мужество». И как после этого не вспомнить о принципе «одного окна», который должен был существенно повлиять на процесс получения государственной регистрации.

Раньше для государственной регистрации бухгалтеру помимо заявления нужно было нести с собой договор аренды, информационное письмо о присвоении кодов статистики и даже приказ о назначении генерального директора и главбуха. Но с тех пор как заработал новый принцип «одного окна», специалисту больше не приходится сдавать в налоговую никаких дополнительных документов. Сегодня от бухгалтера требуется представить только заявление по форме Р1101 и платежку, подтверждающую оплату государственной пошлины. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, сегодня она составляет 2000 рублей. Еще один неоспоримый плюс «одного окна» – бухгалтеру больше не нужно посещать Пенсионный фонд и ФСС для того, чтобы встать на учет. С фондами разберется сама налоговая. Только не стоит искать в пакете с регистрационными документами, которые придут из инспекции, бумаги из этих организаций. Уведомление о постановке на учет в ПФ и ФСС сотрудники фондов вышлют самостоятельно. Но все прекрасно знают, какие фокусы можно ожидать от почты. Да и сами фонды загружены работой, так что ждать письма можно очень долго.

Незадолго до знаменательного выступления Президента России в поддержку предпринимателей в столице состоялось совещание актива работников малого предпринимательства города Москвы, на котором выступил вице-мэр Валерий Шанцев: «Политика сокращения количества согласований всевозможных документов, которые действуют на территории Москвы, – стратегия нашей дальнейшей работы. Это не значит, что нужно открыть одно окно, у которого будет стоять длинная очередь. Смысл этой системы в том, что человек, которому нужно будет решить вопрос, приходит в определенную структуру, сдает документы, заявление – и все. Он больше не должен никуда ходить».

В итоге Валерий Шанцев пообещал бухгалтерам и предпринимателям, что не оставит без внимания ни одну из проблем, отраженных в поданных ему на заседании записках. При этом он сослался на мэра, заявившего: «Тот, кто будет препятствовать работе в режиме “одного окна”, независимо от должности будет уволен».

Можно с уверенностью сказать, что столичные бухгалтеры находятся в лучшем положении, чем их коллеги в провинции. В некоторых регионах специалисты продолжают самостоятельно бегать по ПФ и ФСС. Но и москвичи не всегда довольны тем, как программа «одного окна» реализуется на практике.

Так, например, справиться с проблемой очередей многообещающее нововведение не сумело. И в этом легко убедится любой бухгалтер, оказавшийся в налоговой. Конечно, очереди есть не везде, но зато если они присутствуют, то поражают своими размерами. Во время подготовки материала автор статьи наведался в некоторые столичные инспекции. У окошек и кабинетов, в которых ведется прием документов на государственную регистрацию, почти всегда выстраивалась длинная очередь. А в одной инспекции, где прием бумаг начинался после обеда, уже с утра составлялись списки очередников. Бухгалтеры и доверенные представители компаний вяло возмущались, но все равно вписывали свои фамилии под соответствующими цифрами: 34, 35, 36.

– У меня есть шанс сдать документы сегодня? – обращается к ожидающим коллегам 36-я по списку бухгалтер новоиспеченной фирмы Ольга Варнавская.

– Может, успеете, а может, и нет. Я вчера не успела, сегодня специально пришла пораньше, – отвечает рядом стоящий в очереди учетный работник.

Именно к Ольге я и обратилась, чтобы узнать ее отношение к процессу регистрации.

– У меня такое ощущение, что сотрудники инспекций восприняли систему «одного окна» совершенно буквально. Вместо того чтобы создать нам, налогоплательщикам, нормальные условия для сдачи документов, они открывают для бухгалтеров только одно окошко и провоцируют появление длиннющих очередей. А этот список, в который нужно записывать фамилию, чтобы попасть к окну, разве это по-человечески? Мне это напоминает не самые приятные моменты прошлого.

Есть еще один существенный минус. К сожалению, далеко не все бухгалтеры освобождены от обязанности самостоятельно ходить по внебюджетным фондам и вставать на учет. На основании закона от 23 февраля 2003 года №185-ФЗ, если у фирмы есть обособленное подразделение, то заниматься всеми этими вопросами ей придется без помощи налоговой. А предварительно нужно будет собрать целый арсенал документов: свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о постановке на учет в налоговую, заявление о регистрации страхователя и т. д.

Ника ГЛЕБОВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное