МВД борется с конвертами

МВД борется с конвертами

30.04.2005 распечатать

Свобода – самое дорогое, что есть у человека. Но она плохо сочетается с самым распространенным явлением в нашей стране: зарплатами в конвертах.

Отдавать треть от заработка подчиненных всевозможным фондам решится не каждый учредитель. Для малых и средних предприятий это слишком накладно. Большинство предпочитает выплачивать неофициальную зарплату. В незаконности таких действий сомнений ни у кого нет. Закон нарушают сознательно. В лучшем случае этого не обнаружат. В худшем – фирму привлекут к налоговой ответственности. В самом худшем – директора и главбуха познакомят с Уголовным кодексом. А именно, со статьей 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». О страшном и поговорим.

Риск – дело рискованное

Одна из тенденций ушедшего года – появление писем, в которых люди жалуются на работодателей, выплачивающих зарплату по «черной» схеме. Эти жалобы адресуют в трудовые и налоговые инспекции, в милицию... Если от «черных» зарплат бюджет недополучил налогов на сумму от 500 000 рублей, руководитель или главбух, в частности, рискуют:

  • заплатить штраф от 100 000 до 300 000 рублей;
  • быть арестованным на срок от четырех до шести месяцев;
  • попасть в тюрьму на срок до двух лет.

Наказание строже, когда уклонение от уплаты налогов совершено в особо крупном размере – на сумму более 2 500 000 рублей. Либо по сговору директора и бухгалтера. В этом случае их могут:

  • оштрафовать в размере от 200 000 до 500 000 рублей;
  • лишить свободы на срок до шести лет.

Применить такие радикальные санкции может только суд. Ходатайствовать о них – только работники департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел. Проще говоря, милиционеры. На их долю приходится сбор улик, доказывающих вину директора и главбуха. Как это происходит?

Зарабатываем не только пистолетом

Расскажу в общих чертах. Первым делом милиционеры собирают информацию «для размышлений». Она может поступить откуда угодно: из налоговой службы, трудовой инспекции, ПФР или просто по «оперативным данным». Шутка ли, часто уголовные дела возбуждают по заявлениям обиженных работников.

Распространенный пример. На предприятии, где зарплату выдают в конвертах, работник не получил, скажем, причитающиеся отпускные. Свои деньги он решил отвоевать или в отместку «насолить» руководству. По наводке «умных» людей работник пошел к милиционерам в дежурную часть. Оставил там заявление, которое зарегистрировали в книге учета сообщений. После этого заявление поступает в одно из оперативных подразделений департамента экономической безопасности. Здешние сотрудники связываются с жалобщиком и выясняют обстоятельства дела. Естественно, чем больше такого рода жалоб на один адрес попадет контролерам, тем больше их интерес к этой конторе.

Собрав необходимые сведения, сотрудники милиции нагрянут на фирму с выездной проверкой. О такой ревизии наверняка вы наслышаны. В офисе внезапно появляются неизвестные люди, просят отойти от рабочих мест и положить на стол свои паспорта. Дальше из шкафов, ящиков и сейфов выгребают на стол все документы, некоторые из них вносят в свою опись и уносят с собой. Без внимания не остаются и компьютеры. Просматривают все электронные документы, данные в бухгалтерской программе... Могут забрать даже системный блок.

Прорвемся, опера

Дам пару советов. Прежде всего помните, что помимо служебного удостоверения пришедшие на проверку работники МВД должны иметь постановление на проверку. Внимательно прочитайте, какие мероприятия (их может быть много) в нем поименованы. Если такое мероприятие, как «исследование документов», не значится, вы имеете полное право не показывать гостям бухгалтерские бумаги. На объекте они могут делать только то, что указано в постановлении. Не больше.

Самое страшное, если в ходе выездной проверки милиционеры обнаружат ведомость на выплату «черной» зарплаты (или расходные кассовые ордера). Причем с подписью главбуха. Это основная улика, которая играет в суде против него. Восклицания вроде: «Эту бумагу я впервые вижу, и подпись не моя», – вряд ли помогут. Позже будет проведена почерковедческая экспертиза, а при необходимости могут сверить отпечатки пальцев бухгалтера с отпечатками на документе. Бояться здесь особо не стоит должностным лицам фирм с небольшим зарплатным фондом. Даже если одну неофициальную ведомость на месячную зарплату обнаружат, вряд ли сумма неуплаченных налогов по ней перевалит за 500 000 рублей (то есть уголовного преследования не будет).

Есть еще и другие доказательства. Это свидетельские показания работников предприятия, которые милиционеры также попробуют достать. Чем таких показаний будет больше, тем хуже положение руководства и бухгалтерии. Разговаривая с персоналом фирмы, милиционеры обычно напоминают об уголовной ответственности за отказ в даче показаний (ст. 308 УК РФ). Говоря проще, «берут на Арапа». Дело в том, что на этом этапе работники фирмы свидетелями не являются (они ими станут в случае возбуждения уголовного дела). Соответственно показаний не дают. По желанию они могут дать лишь объяснения.

Недавно был интересный случай. Работник одной организации обратился в милицию, где рассказал о «черных» окладах. Было решено дождаться очередного зарплатного дня. Когда он наступил, в момент получения конверта зашли оперативники МВД. А ушли с существенной уликой против главбуха и руководителя.

После ревизии изъятые документы попадают в отдел документальных проверок. Здешние специалисты анализируют поступившие бумаги и считают сумму ущерба для государства. Если, по их мнению, данных для возбуждения уголовного дела хватает, все материалы направляют следователю. Тот и принимает решение о возбуждении дела. Когда доказательств достаточно, следователь пишет прокурору ходатайство о возбуждении уголовного дела. Если тот дает «добро», начинается следствие... И к работе подключается следственная часть.

Обычно в этих случаях она дополнительно производит на фирме обыск и допрашивает работников фирмы уже как свидетелей. Когда сбор улик закончен, дело направляется на предварительное судебное слушание. Эпической точкой является судебный процесс.

Нокаут

Немного теории. Одним из условий привлечения к уголовной ответственности является так называемая субъективная сторона правонарушения: наличие прямого умысла. То есть в суде обвинители должны доказать, что главбух выплачивал неофициальный заработок специально, чтобы снизить налоговые платежи. Причем знал, что это делается нелегально. Доказать такое сложно, но реально. Например, бухгалтер с приличным стажем не сможет сказать: «Я не знал, что это незаконно». Обратная ситуация с бухгалтером-новичком. Типичная формулировка арбитров, которой они закрывают уголовные дела, – «нет состава преступления».

Коснусь свидетелей. Доказать в суде выплаты «в черную» фактически возможно только в случае массовых свидетельских показаний. От трех и выше. В уголовном праве на усмотрение судьи отдается очень много.

внимание

Некоторые лица обладают «свидетельским иммунитетом». Их нельзя допрашивать как свидетелей, если они сами не изъявят такого желания. В их числе те, кто владеет информацией о вашей фирме «по должности»: адвокат, аудитор, финансовый директор и пр. И, само собой, никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

С. Агапов, адвокат по уголовным делам

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.