Устранить источник лишних налогов

Устранить источник лишних налогов

08.04.2005

Платить налог на имущество с устаревших или давно неиспользуемых основных средств смысла не имеет. Так же как и продолжать медленно списывать их через амортизацию. Намного выгоднее вовремя избавить и себя, и фирму от этих ненужных обязанностей.

На пенсию с почетом

Легче всего ненужное имущество просто списать. В Налоговом кодексе причины, по которым основное средство можно «вывести из эксплуатации», специально не оговорены. Поэтому сгодится любой повод, экономическую необходимость которого вы сможете обосновать.

Самый простой вариант отправки устаревшей техники в утиль это моральный износ. Словарь экономических терминов определяет это понятие как «устаревание (техники, аппаратуры) вследствие появления новых, более совершенных образцов».

Таким образом, достаточно найти на предприятии хотя бы один более современный аналог старого оборудования. Его присутствие дает вам полное право навсегда устранить лишний источник налогов с баланса фирмы.

А дальше – дело техники. Как и в любой другой операции, при списании имущества главное – правильно выписать первичные документы. Если первичка в порядке, лишних конфликтов с инспекторами не возникнет.

Итак, первым делом нужно провести инвентаризацию. Ее цель – официально выявить устаревшее оборудование. Затем приказом руководителя создайте специальную комиссию, которая документально оформит списание. В ее состав можно включить, например, главного бухгалтера, системного администратора и административного директора.

Комиссия должна оформить акт по форме № ОС-4 или № ОС-4б. Акт утверждает руководитель фирмы. Этот акт является основанием для записей в учете и отметок о списании имущества в инвентарной карточке.

И обратите внимание еще на один нюанс. В результате списания могут появиться доходы. Например, некоторые комплектующие, такие как монитор, клавиатура или мышь, можно и дальше использовать. ПБУ 6/01 предписывает принимать такого рода «запчасти» на баланс по рыночной цене. Однако у вас вряд ли возникнет желание связываться с таким оприходованием. Поэтому лучше не мелочитесь и примите решение «о нецелесообразности дальнейшего использования» таких комплектующих. И спишите вместе с оборудованием.

На цифрах

При инвентаризации основных средств в ЗАО «Электроник» выявлен ксерокс, который больше не используется. Его первоначальная стоимость составляет 20 000 руб., начисленная за время его эксплуатации амортизация – 17 000 руб. Ксерокс решили списать. В учете сделали такие проводки:

Дебет 01 субсчет «Выбытие ОС» Кредит 01

– 20 000 руб. – списана первоначальная стоимость ксерокса;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»

– 17 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»

– 3000 руб. – списана остаточная стоимость ксерокса.

Убыток в виде списанной остаточной стоимости в налоговом учете включают во внереализационные расходы (ст. 265 НК).

Как видите, списав ненужный балласт, вы сразу же убьете трех зайцев:

  • облегчите себе жизнь;
  • избавитесь от источника налога на имущество;
  • учтете остатки стоимости оборудования в расходах по налогу на прибыль.

В этой схеме есть всего один неприятный момент: инспекторы могут потребовать восстановить НДС на остаточную стоимость списанного имущества. Однако имейте в виду: Налоговый кодекс напрямую этого не предусматривает. А многочисленная арбитражная практика свидетельствует, что такие требования инспекторов незаконны.

Продадим незадорого

Прежде чем списывать технические раритеты в утиль, поинтересуйтесь, нет ли желающих их у вас купить. Продажа, пусть даже по остаточной стоимости, выгоднее списания. Ведь вы не только сэкономите на налоге на имущество, но и получите живые деньги.

Правда, придется заплатить НДС, а если продавать с прибылью, то и налог на прибыль. Но это не трагично, так как у вас останется выручка от реализации, из которой и можно заплатить налоги. К тому же вы наверняка направите выручку от продажи имущества на текущие расходы (арендная плата, коммунальные платежи, услуги связи и т. п.). А это позволит вам существенно снизить одновременно оба налога.

В некоторых случаях продажу оборудования можно провернуть еще выгоднее. Допустим, вам нужно сбыть с рук достаточно дорогостоящее оборудование. При этом вашему покупателю было не важно, входит в его цену НДС или нет. В частности, такими покупателями могут быть фирмы, работающие на упрощенной системе налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход или единого сельхозналога. То же самое относится к фирмам, которые имеют льготу по НДС или освобождение от обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса. Или, наконец, проблема вычетов по НДС совершенно не волнует покупателя-гражданина.

В этих случаях вы можете продать имущество по схеме, позволяющей вообще не платить НДС. Смысл схемы таков. Вы создаете вспомогательную фирму и вносите в ее уставный капитал технику, которую хотите продать. Затем ваш покупатель приобретает у вас не само оборудование, а все акции или доли в уставном капитале этой фирмы. В итоге вы получаете доход от продажи ценных бумаг или долей в ООО, который НДС не облагается (п. 2 ст. 149 НК).

На цифрах

ЗАО «Монтаж» продает ООО «Инструмент» оборудование за 2 400 000 руб. Сделка проводится с участием вновь созданного ЗАО «Помощник». «Монтаж» вносит оборудование в уставный капитал «Помощника». Внесенное имущество оценено в 2 400 000 руб. Через некоторое время «Монтаж» продает все акции «Помощника» «Инструменту» за те же 2 400 000 руб. + 1 руб. В учете ЗАО «Монтаж» бухгалтер сделает такие проводки:

Дебет 58-1 Кредит 01

– 2 400 000 руб. – внесено оборудование в уставный капитал ЗАО «Помощник»;

Дебет 76 Кредит 91

– 2 400 001 руб. – отражена подлежащая поступлению выручка от продажи акций ЗАО «Помощник»;

Дебет 91 Кредит 58-1

– 2 400 000 руб. – отражена продажа акций;

Дебет 51 Кредит 76

– 2 400 001 руб. – поступили денежные средства от продажи акций ЗАО «Помощник»;

Дебет 91 Кредит 99

– 1 руб. – отражен финансовый результат от продажи акций ЗАО «Помощник».

Конечно, чтобы применить такую схему, придется преодолеть массу трудностей. Сначала нужно будет зарегистрировать фирму, потом оформить ее продажу. Причем еще необходимо убедить покупателя приобрести вместо оборудования акции владельца этого оборудования. Кроме того, возможны неудобные вопросы налоговиков по поводу деловой цели всей операции. Поэтому оправдать применение этого способа может только значительная сумма сделки.

Артем КУЗЬМИНЫХ («ЛИСТИК и ПАРТНЕРЫ™»)

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное