Интернет-средство ухода от налогов

Интернет-средство ухода от налогов

04.04.2005

Сегодня через интернет можно купить все, что угодно, почти в любой точке света. Развитые страны пытаются срочно «подтянуть» законы до виртуальной реальности, но в России пока еще можно ловить рыбку в мутной воде.

Без бухгалтерии

Практически все действующие сегодня интернет-магазины были основаны в 2000–2002 годах, когда часть россиян уже освоилась во Всемирной паутине. Поначалу дело доходило до курьезов, часть из которых собрала одна из ведущих компаний – разработчиков программного обеспечения для создания сайтов и интернет-магазинов. Недавно эта компания подвела итоги конкурса на лучшую историю об интернет-торговле. Первое место заняла вполне типичная история первых лет третьего тысячелетия о том, как обычная торговля через каталоги перекочевала во Всемирную сеть.

«Решили мы с другом заняться сантехникой и открыли интернет-магазин. Договорились с поставщиками, забрали каталоги, пригласили менеджера по работе с клиентами и контент-менеджера – вбивать информацию на сайт. На следующий день звонит клиент, заказывает “полупьедестал” – товар из каталога. Картинок на многие товары на сайте еще не было! Менеджер обрабатывает заказ, узнает о наличии на складе, ставит в очередь на доставку на следующий день. А после этого задает вопрос окружающим: “А что это такое?” Сидим, гадаем. Гипотезы самые разные: от поддона для душевой кабины до подставки под тумбу. И тут входит контент-менеджер и сообщает, что мы только что продали унитаз без бачка».

Заметьте, в этом рассказе нет ни слова о бухгалтере. Как и все тогдашние владельцы виртуальных магазинов, друзья скорее всего не утруждали себя регистрацией фирмы и уплатой налогов. Обнаружить такой бизнес непросто. Ведь для открытия интернет-магазина порой достаточно всего-навсего телефона и выделенной линии в собственной квартире.

Хорошо складывались тогда дела и у крупных магазинов, которые в дополнение к реальным открывали торговлю через сеть. По словам Ирины Розановой, главного бухгалтера известной торговой сети, открытие интернет-магазина в 2002 году повысило выручку от продаж на 20 процентов. Кроме того, наличие виртуальной торговли сыграло роль очень действенной рекламы. А вот переносные кассовые аппараты торговая сеть, где работает Ирина, приобрела совсем недавно, после того, как пиццу и салат заказали налоговые инспекторы.

Без статуса

Формально чиновники обратили на интернет внимание уже давно, о чем свидетельствует разработка федеральной целевой программы «Развитие электронной торговли в России на 2001–2006 годы». Однако налоговые инспекторы до сих пор все еще слабо интересуются виртуальной торговлей, и поэтому налоги от нее хоть и потекли в бюджет, но очень тонкой струйкой.

В этом смысле очень показательна история еще одного коммерсанта. «Однажды пришлось выяснять у налогового инспектора, подлежат ли доходы интернет-магазина налогообложению по системе вмененного дохода, – рассказывает он. – Для этого выясняю, является ли интернет-магазин стационарным торговым местом, не имеющим торговых залов и прочее. Сначала женщина-инспектор спросила, есть ли у меня договор аренды и сколько квадратных метров занимает интернет-магазин! В конце она поинтересовалась: “Интернет-магазин – это что-то связанное с компьютерами?”»

Некоторые налоговые инспекторы еще не понимают, что у интернет-магазинов нет торговых площадей, а вот торговать они могут всем чем угодно. Видимо, бюджетная зарплата не позволяет пользоваться услугами е-коммерции.

Виртуальные же покупки тем временем приобретают все большую популярность, несмотря на их явно завышенную стоимость,

которую владельцы объясняют расходами на курьерскую доставку. Цены в некоторых российских интернет-магазинах получаются выше, чем в обычной рознице, в то время как в США они на 10–20 процентов ниже, чем в реальных торговых сетях.

Честная жизнь

«Я думаю открыть компьютерный интернет-магазин по самым низким в городе ценам, – рассуждает Валерий, новоявленный индивидуальный предприниматель, на одном из форумов во Всемирной сети. – Схема такая: клиенты заказывают компы в он-лайн или по телефону. Доставка на дом, там же и расчет. Им дают письменную гарантию от моего имени. В случае поломки они приносят компы ко мне на квартиру. В налоговой отчитываюсь по вмененке 450 рублей в месяц. Есть ли какие ошибки в схеме?»

Как ни странно, ошибка этой схемы в... покупателях. Отнюдь не каждый тщательно сравнивает цены и делает покупки там, где они ниже. Многие предпочитают обращаться в интернет-магазин, открытый в дополнение к реальному с уже раскрученной торговой маркой.

Чем крупнее фирма, тем сложнее ей скрыть свой интернет-магазин от налоговой. С другой стороны, ей нет надобности тратить время на регистрацию новой фирмы ради открытия интернет-магазина. Так же, как и в укомплектовании штата бухгалтеров. Ирина Розанова говорит: «Нам всего лишь пришлось взять пару новых бухгалтеров в штат из-за постоянного роста продаж».

В целом ничего необычного в учете интернет-магазинов нет. Отличие от учета в реальных магазинах в том, что покупателю вместе с товаром необходимо доставить накладную и кассовый чек (если нет переносного контрольно-кассового аппарата). Как правило, мелкие фирмы, решившие платить налоги честно, работают на упрощенке, поэтому им выгоднее вести «белую» бухгалтерию.

Михаил Круглов, владелец небольшого магазина, торгующего только через интернет компьютерами и комплектующими, рассказал о том, как пришел к «честной жизни». Его магазин существует давно, имеет хорошую репутацию и постоянных клиентов. Однако Михаил не спешит обзавестись торговыми площадями. Его офис до сих пор представляет собой три комнаты, две из которых – просто склад. Организовал он свой магазин в 2000 году, и поначалу вопросы бухгалтерского учета и налогообложения его не волновали, кассовые чеки Михаил выводил на принтере.

Каким образом налоговики узнали о существовании его магазина, – неизвестно, но проверку они провели в соответствии с современными технологиями. Печатная копия интернет-странички с указанием даты создания магазина была заверена у нотариуса, налоги рассчитаны по аналогии с другими подобными магазинчиками, владельцы которых оказались более законопослушными, чем Михаил, и отчитывались в налоговую.

К счастью, упрощенцы бухгалтерский учет не ведут (по крайней мере налоговикам его не показывают), а показатели налоговой отчетности фирм на обычной системе налогообложения оказались сильно занижены. Поэтому, несмотря на то что доначисленные налоги, штрафы и пени вылились в немалую сумму, Михаил нашел возможным их заплатить. После этого он зарегистрировал фирму и взял «приходящего» бухгалтера по совместительству. Теперь он работает на упрощенной системе налогообложения и исправно платит налоги.

Закон и желания клиентов

Если раньше интернет-магазины нередко возникали как дополнение к реальным, то сейчас существуют и другие примеры. Нельзя сказать, что реальный магазин, созданный в дополнение к виртуальному, сразу приносит сверхприбыли.

Поначалу доходы такого магазина растут гораздо медленнее, чем расходы. Объемы продаж не увеличиваются, ведь компания имеет репутацию и имя для тех, кто предпочитает именно электронные покупки. В другой конец города таким клиентам ездить не хочется. А между тем резко увеличиваются расходы на оплату дополнительного персонала и аренду торговых площадей. И все же такие магазины нельзя назвать созданными на пустом месте, поэтому их становится все больше. Как правило, они продолжают работать на упрощенке.

Это не единственное изменение в работе интернет-магазинов. Андрей Савин, главбух сети интернет-магазинов, рассказал о том, что многие из клиентов с удовольствием пользуются системой электронной оплаты покупок.

Доходы, по словам Андрея, особенно от этого не растут, но желание клиента – закон. Кроме того, для расширения круга покупателей в последнее время фирма Андрея прибегает к такому приему. Заключают договор с людьми, сайты которых занимают не последние места в поисковиках. На своем сайте такой человек размещает прайс-лист того или иного интернет-магазина и его контактную информацию. За это владелец сайта получает около 5 процентов от суммы сделок, произведенных с его помощью.

Самое же главное нововведение Андрея не радует. С 2005 года вступили в действие изменения в закон о защите прав потребителей. В первую очередь ужесточились требования о предоставлении информации о товаре. Так, на доставляемых продуктах питания должно быть обязательно указано, нет ли в них так называемых модифицированных составляющих (вроде сои с генами рыбы). В законе появились также пункты, запрещающие указывать цены в условных единицах. На упаковке заграничных товаров теперь обязательно должна присутствовать информация о том, кто их импортирует. Изменения также коснулись процедуры доставки товара из интернет-магазина. Согласно закону потребитель вправе отказаться от покупки в течение недели после ее получения. Почти без объяснения причин.

Последнее нововведение возмущает Андрея: «Мы используем под склад офисные комнаты. Если клиенты будут возвращать заказы в течение целой недели, то комнаты будут переполнены и возникнет путаница». Потенциальным же покупателям виртуальных фирм остается только радоваться: возможно, закон заставит «электронных» продавцов более тщательно относиться к выбору поставщиков и проверке поступающего на склад товара.

Дырка в электронном кошельке

Безналичные расчеты с покупателями – мечта любого бухгалтера, особенно если для них используются малоизвестные налоговикам web-деньги. Пока такие покупки – редкость, как и расчеты с помощью пластиковых карт. Дело в том, что ни одна из российских компаний пока еще не может обеспечить защиту своей информации. На Западе существуют компании, выдающие сертификат «подлинности» сайта. У нас же больше распространены фальшивые интернет-магазины – зеркальные близнецы работающих «по совести». Мошенники, как правило, выбирают раскрученные торговые марки.

Лаз в бюджетном заборе

Главное правило налогового минимизатора – использовать уникальные схемы, руководствуясь поговоркой времен Древнего Рима: «Где знают двое, там знает и свинья». Как только на Западе и в Китае поняли, сколько денег перекачивается из виртуальности в карман отнюдь не государственный, то сразу же предприняли жесткие меры. Забугорные интернетчики платят что-то вроде нашего ЕНВД. Учитывая сегодняшнюю заботу о наполнении бюджета, которую проявляют российские чиновники, перспектива иметь спецналогообложение реальна и для наших интернет-магазинов.

Фаина ФИЛИНА, Наталья ЛЕЙМАН

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное