Контролеры делят полномочия

Контролеры делят полномочия

03.04.2005

Торговая инспекция и санитарно-эпидемиологическая служба делят контрольные функции. С какими проверками теперь будут приходить на фирмы из этих ведомств?

Сейчас в торговых инспекциях идет реорганизация. Причина тому – создание новой Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ее структуру вошли не только торговые инспекции (их новое название – Роспотребнадзор), но и санитарно-эпидемиологические центры. Напомним, что раньше Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) подчинялась Министерству экономического развития и торговли. А санитарно-эпидемиологические центры входили в структуру Министерства здравоохранения.

Получив единое подчинение, контролеры здоровья и торговли начали перераспределять полномочия. Что получится в итоге, пока неизвестно. Но некоторые направления уже определились.

Скорее всего проверять торговлю и общепит будут санитарные врачи, а за Роспотребнадзором останется контроль над качеством оказываемых населению услуг.

Есть и другой вариант. Санитарно-эпидемиологическим центрам будут переданы все контрольные полномочия госторгинспекций. А функции последних ограничатся рассмотрением жалоб потребителей.

Общая тенденция ясна: компетенция санэпиднадзора скорее всего будет расширена. А вот торговые инспекторы лишатся ряда своих полномочий. Правда, в управлении Госторгинспекции по г. Москве не теряют надежды, что все останется по-прежнему.

Роспотребнадзор в борьбе за качество

Предположим, что контрольные функции новой торговой инспекции, или, как правильно, Роспотребнадзора будут состоять только в проверке качества оказываемых населению услуг. Сразу возникает вопрос, о каких конкретно услугах идет речь. Их много: бытовые, медицинские, коммунальные, туристические, образовательные, информационные и т. д. Должны быть установлены какие-то ограничения. Вряд ли торговый инспектор сможет оценить качество работы салонов красоты или образовательных центров. В такой ситуации нужно приглашать на проверку независимых экспертов или проводить дополнительные экспертные исследования. А платить за них придется фирме.

По мнению самих инспекторов, проверкой качества услуг дело скорее всего не ограничится. Торговля тоже останется в их поле зрения. Велика вероятность, что Роспотребнадзор будет проверять еще и качество товаров. Сейчас контролеры часто определяют его на глазок (что, по-видимому, будут делать и в будущем). Они называют такую проверку «органолептической экспертизой». Инспекторы изучают, соответствует ли товар стандартам, техническим условиям или образцам по внешнему виду, запаху, цвету, консистенции и вкусу. Результаты такой экспертизы они отражают в акте. Имейте в виду: суды не всегда принимают на веру результаты органолептической экспертизы. На практике был случай, когда Госторгинспекция оштрафовала предпринимателя за продажу чайников, у которых кромки крышек якобы не соответствовали ГОСТу по толщине. Суд усомнился в способности торговых инспекторов определять на глазок толщину крышек и встал на сторону предпринимателя.

Отмена плановых проверок

Сейчас основное направление деятельности Роспотребнадзора – проверка жалоб потребителей. Как нам пояснили в московском управлении, плановые проверки временно не проводятся – для перехода в новую службу необходимо закончить все текущие дела.

После реорганизации плановыми мероприятиями скорее всего будет заниматься санитарная служба. А Госторгинспекция встанет на защиту обиженных покупателей.

Такое перераспределение обязанностей вызвано тем, что сейчас торговые контролеры просто не успевают отреагировать на огромное количество поступивших к ним жалоб.

О своих проблемах покупатели делятся по телефону, а также письменно. Многие считают необходимым лично рассказать инспектору о своих бедах. Однако по устным сообщениям проверки не проводятся. Также инспекторы не рассматривают анонимные послания.

Работа идет только по письменным жалобам. Сначала они регистрируются в канцелярии. Затем попадают к начальнику инспекции и только потом передаются на исполнение руководителю одного из контрольных отделов. Он назначает конкретных исполнителей, которые идут на предприятие с проверкой.

К сожалению, количество проверок по жалобам законом не ограничено. А это значит, что инспекторы могут посещать фирму сколь угодно часто. Бывает, что этим пользуются ее конкуренты. Ведь инспекторы обязаны отреагировать на любую жалобу, даже когда не могут связаться с челобитчиком. Зная это, недобросовестные «коллеги» строчат кляузы на своих «соседей по бизнесу».

Две проверки в одном флаконе

Как бы ни распределились полномочия санитарных врачей и торговых инспекторов, теперь они входят в одну структуру – Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Единое подчинение контролеров здоровья и торговли может обернуться тем, что они будут чаще проводить совместные проверки.

В этом есть как плюсы, так и минусы.

Минус в том, что быстро незваных гостей не выпроводишь – совместные проверки проходят, как правило, дольше обычных. При этом каждый из ревизоров норовит выявить как можно больше нарушений и назначить максимум штрафов. Что обычно у них и получается. Зато количество контрольных визитов должно сократиться, поскольку по закону плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в два года.

Анастасия ВОЛОДЕЕВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA