Контрольный заказ

Контрольный заказ

02.04.2005 распечатать

Клиентов надо уважать, ценить и не обманывать, только тогда ваш бизнес будет успешен. Эту простую истину желательно понять сразу, как только вы завели свое дело. Иначе, есть организация, которая может научить вас этому насильственным образом. Она называется Госторгинспекция. Эксперт бератора «К вам пришла проверка» Алексей СУТЯГИН побывал на одной из их проверок

Чтобы узнать о нюансах работы торговой инспекции, я напросился на реальную проверку. Мне повезло. Буквально на следующий день удалось принять участие в одной из них.

Инспекторы сообщили, что причиной для ревизии послужила жалоба. Кстати, это наиболее частый повод для посещения фирм. В нашем случае предлогом стала жалоба на фирму, которая занимается продажей и установкой металлических входных дверей. Как оказалось, ее представители не только сорвали сроки выполнения работ (2,5 месяца вместо обещанных двух), но и установленная дверь в итоге оказалась меньше дверного проема. Мне довелось лицезреть красочные фотографии результатов работы (они были приложены к жалобе). Увиденное впечатлило: между дверью и стеной зияли щели до девяти сантиметров.

Заказчица сначала направила претензию фирме. Но, не дождавшись ответа, в поисках справедливости обратилась в торговую инспекцию.

Правила конспирации

Интересующая нас фирма находится в одном из торгово-выставочных центров Москвы. Поэтому среди массы павильонов и павильончиков нужный нам пришлось поискать.

Наша группа состояла из трех человек (мужчина и женщина среднего возраста плюс молодой человек). Со стороны они больше напоминали дружное семейство, чем инспекторскую проверку. Любопытно, что инспекторы ведут себя как обычные покупатели: осматривают витрины, образцы продукции, прицениваются. Главное – не выдать себя раньше времени. Оказывается, правила маскировки относятся не только к поведению, но и к внешнему виду. В зависимости от места проверки выбирается стиль одежды.

«Если дело происходит на продуктовом рынке, надеваем валенки и ватники, – делится инспектор. – Но сегодня нам предстоит делать заказ достаточно дорогого товара, поэтому мы выбрали имидж покупателей среднего достатка».

Пока идем к месту будущих событий, мне рассказывают, что проверки обычно начинаются с контрольных закупок. В нашем случае предполагается сделать контрольный заказ.

Итак, мы на месте. Один из инспекторов поздоровался с продавцами и заявил, что ему рекомендовали их фирму как надежную и добросовестную, торгующую качественной продукцией. Менеджеры тут же откликнулись: «Мы являемся официальными представителями иностранной фирмы-изготовителя». Однако ни вывесок в павильоне, ни документов, подтверждающих их слова, мы нигде не увидели.

Проверяющие начали выбирать двери. Задавали вопросы, касающиеся эксплуатационных свойств, цены и сроков поставки. Инспекторы оказались людьми дотошными, долго выясняли варианты комплектации и установки двери. Особое внимание было уделено тем пунктам будущего договора, на неисполнение которых поступила жалоба. Продавцы на все поставленные вопросы отвечали, но сами редко упоминали о каких-либо нюансах. А их оказалось немало. Например, срок установки стандартной двери сильно отличался от того же срока для двери нестандартного размера.

Проверяющие решили устроить небольшую провокацию. Сначала инспектор выяснил, что деньги нужно платить после того, как будет проведен обмер двери на месте установки и оформлен договор. А через некоторое время заявил менеджерам, что готов заплатить всю сумму здесь же, после оформления предварительного заказа. Однако номер не прошел.

Очень настойчиво инспекторы интересовались тем, куда клиент может обратиться с претензией по поводу качества установки. Но вразумительного ответа так и не услышали.

К вам приехал ревизор

Когда оформляли контрольный заказ, инспектор никак не могла выяснить, представителями какой фирмы являются менеджеры, кто производит замеры для изготовления двери, а также наименование фирмы – экспортера оборудования. Похоже, менеджеры не понимали, о чем речь.

Наконец с грехом пополам заказ оформили. После этого инспектор неторопливо достала из своей сумки несколько пухлых папок, неспешно раскрыла их и предъявила свое служебное удостоверение. Представился и второй инспектор, также показав документы.

Продавцы, казалось, не были удивлены. Во всяком случае никаких вопросов они не задали. Правда, несколько позже стало ясно, что они просто не знали, как реагировать на происходящее.

Для начала их ознакомили с распоряжением на проведение проверки, показали жалобу. Один из менеджеров (с явными признаками бурного «отдыха» накануне) попросил ознакомиться с ней.

«Разумеется, вы ее прочитаете, но сначала подтвердите законность вашей деятельности, – потребовала инспектор. – Дайте мне документы, в которых написано, какая фирма здесь торгует и что вы должны продавать двери, а не кофе с булочками. Чем подтвердите, что вы – официальные представители? Какой именно фирмы? Какую должность вы занимаете?»

После недолгих поисков документов продавцы признались, что в павильоне ничего нет. Вся документация – у директора фирмы. Инспекторы посоветовали созвониться с ним. Однако после долгих переговоров стало ясно, что приехать и привезти необходимые документы директор не сможет. Тогда проверяющие предложили ему самому прийти на следующий день со всеми документами в торговую инспекцию.

А у нас все запротоколировано

После того как все вопросы с директором были решены, инспекторы начали составлять акт по результатам проверки, а менеджерам предложили написать объяснение по факту выявленных нарушений.

Проверяющие буквально пальцем показывали менеджерам, какие пункты правил и законов ими нарушены. В оправдание своих действий продавцы упирали на то, что у них выставка, а не магазин. «Читайте Закон “О защите прав потребителей”», – спокойно ответил инспектор. И пояснил: «Такой вид торговли называется продажей товара по образцам».

Один из продавцов все же не унимался, пытаясь доказать инспекторам, что в рекламных проспектах, размещенных на стенде, есть информация о поставщике товара. На самом деле там была указана лишь фирма-производитель и ее сайт в интернете. «Придется выставить счет вашему руководителю за учебу, проведенную с персоналом», – оставалось пошутить проверяющим.

В итоге только в работе выставочного павильона было выявлено солидное количество нарушений. Нигде не фигурировало название фирмы, которая занимается продажей и установкой дверей, не указаны сведения об импортере товара, адреса для предъявления претензий, отсутствовали книга жалоб и предложений, Правила продажи по образцам. Кроме того, неправильно был оформлен прейскурант (в обиходе называемый прайс-листом). На нем отсутствовали подпись руководителя и печать организации, а цены, в нарушение Закона «О защите прав потребителей», были указаны в евро.

По просьбе менеджеров акт зачитали вслух. Один из продавцов хотел отказаться его подписывать, но инспекторы объяснили, что в этом нет никакого смысла. Придется приглашать понятых, делать запись об отказе поставить подпись... В общем, больше хлопот.

Кроме акта было составлено определение о возбуждении административного расследования. Оно понадобилось потому, что инспекторы не смогли выяснить на месте, кто же был виноват в неправильном выполнении заказа. На этом проверочная эпопея завершилась. На прощание проверяющие сказали: «Да, ребята, если бы не опытные “покупатели”, до вечера не смогли бы у вас ничего выяснить».

Теперь директора фирмы ждут в торговой инспекции со всеми документами, касающимися работ по установке двери. И фирме в любом случае не избежать наказания.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.