Интервью наоборот

Интервью наоборот

20.03.2005

Часто на собеседовании важно не только показать себя, но и посмотреть, в каком месте вам предстоит работать. Существует несколько правил, которые помогут объективно оценить ту организацию, которая приглашает вас занять вакантное место.

Результаты исследования группы ученых социологического факультета МГУ показали, что каждый третий человек, который живет и работает в Москве, меняет работу примерно раз в два-три года: получив некоторый опыт, сотрудник начинает искать более престижное и прибыльное место.

Именно поэтому умение проходить собеседование становится одним из важнейших профессиональных качеств человека. Но, думая, как произвести наилучшее впечатление на работодателя, соискатели новой должности порой забывают оценить, подходит ли им новое начальство.

В результате человек вынужден работать в фирме, которая не отвечает его требованиям, и частенько жалеет о своем переходе на новую работу. Как утверждают корпоративные психологи, в подобную ситуацию люди попадают по своей же вине: по статистике, только два процента всех соискателей новой работы интересуются «внутренним укладом компании». Большинство получают новую должность как кота в мешке. Однако, проходя собеседование, они могли легко выяснить основную информацию об организации, в которой предстоит работать, если бы немного изменили тактику своего поведения.

Главное – внимание и инициатива

«Один раз я устраивалась на работу бухгалтером. Собеседование было назначено на 10 утра. Я пришла вовремя. Однако мне пришлось ждать еще полтора часа, пока не придет менеджер по приему персонала. Как выяснилось, дама просто про меня забыла.

Мы зашли в очень красивый просторный кабинет и немного поговорили. Меня попросили показать документы об образовании, рассказать о своем опыте работы бухгалтером. После этого мне сообщили, что позвонят в течение недели и сообщат о результатах. Позвонили только через три недели, сообщили, что я принята на работу. Каково же было мое удивление, когда меня усадили работать вместе с еще одной новой сотрудницей в какую-то каморку, в которой помещались стол и два стула. Более того, мне сказали, что я должна работать не до 18.00, как было оговорено на собеседовании, а до 19.00, да еще и обязана помимо своей бухгалтерии отвечать на звонки, которые лились потоком. Я была просто разбита! Через неделю этой пытки я уволилась. При этом мне даже не заплатили за работу», – рассказала Наталия Друбинова, бухгалтер одной из столичных торговых организаций.

Однако Наталия могла не терять столько времени зря. Как считает корпоративный психолог Татьяна Шепелец, можно было сразу обратить внимание на такие «мелочи», как нечеткая работа персонала, а также видимое неуважение к личному времени будущего сотрудника. При этом, по мнению психолога, «в данном случае у женщины было достаточно времени, чтобы посмотреть, как ведут себя сотрудники, что они обсуждают, как разговаривают друг с другом и вышестоящими лицами».

Таинственный работодатель

При поиске работы особое внимание стоит обратить на те компании, которые проводят предварительное собеседование вне своего офиса. Может оказаться, что впечатление, которое на вас произведет менеджер по подбору персонала, совсем не будет соответствовать действительности.

В таком случае нужно внимательнее следить за своим собеседником. «Дело в том, что тот, кто проводит собеседование, – абсолютно такой же человек, как и вы, – рассказывает психолог. – Он тоже работает в компании, у него есть свое отношение к работе, которое, как известно, очень зависит от внутреннего устройства фирмы, уровня социальной защиты и отношения к подчиненным. И если он вполне доволен своей работой, он будет вести себя соответственно своей должности – не будет злым, раздраженным и грубым, и так далее».

Более того, кандидату не стоит стесняться просить показать будущее место работы, а если потребуется, то столовую, комнату отдыха или курилку. Это ваше будущее рабочее пространство, и вы имеете полное право знать, как оно выглядит.

Увы, в России еще не развита практика взаимодействия между работодателем и будущим подчиненным, и, вместо того, чтобы дать всю интересующую вас информацию, компания может поступить гораздо проще для себя. Елена Александрова, сотрудница бухгалтерии одной из московских фирм, рассказала о подобном собеседовании: «Я устраивалась на работу по своей, бухгалтерской, специальности. Естественно, отправляясь на собеседование, я думала, что меня будут спрашивать об опыте работы и навыках общения с компьютером. Перед собеседованием мне выдали анкету – примерно два листа. Сразу после пунктов, где следовало указать свои фамилию, имя и отчество, паспортные данные и сведения об образовании, следовали вопросы о моем росте, весе, цвете волос и глаз, а также о типе темперамента. Прежде чем заполнять столь странную анкету, я попросила встречи с директором по персоналу, который мог бы объяснить мне их значение. Тогда мне сказали, что собеседования не будет и я могу быть свободна».

Тем не менее риск неудачного результата собеседования в случае инициативы соискателя все же не очень высок. А если ко времени, которое человек тратит на поиски работы, прибавить то, которое он не потратил зря на подобные «тайные организации», то промежуток поиска работы значительно сокращается.

Задавайте вопросы

Если вас вполне устраивает обстановка, в которой проходит собеседование, можно перейти к следующей стадии общения с будущим руководством – задать свои вопросы работодателю.

Во-первых, нужно поинтересоваться, чем занимается организация и что она производит. Всем известно, что фирмы, которые ничего не делают, соответственно ничего не могут продать. От этого может зависеть ваша зарплата.

Во-вторых, стоит спросить, как именно возникла вакансия в организации: «Согласитесь, что очень многое зависит от того, повысили ли вашего предшественника в должности, уволили за какую-то провинность или же он сам ушел, не выдержав огромной нагрузки», – рассказывает психолог.

Тем не менее задавать вопросы нужно ненавязчиво, чтобы у вашего работодателя не создалось впечатление, что он общается не с кандидатом на новую должность, а сидит на каком-то допросе. К примеру, обходя острые углы в общении, вы можете задать вопрос о корпоративной культуре организации. Работодатель обязан рассказать вам о социальном пакете и предоставлении каких-либо льгот своим сотрудникам.

Не торопитесь с выводами

Если вам не понравился менеджер по приему персонала или несколько удивили его вопросы, а также данные, которые просят указать в анкете, не спешите с выводами относительно фирмы-работодателя. Даже в самой хорошей организации может быть плохо налажен механизм приема на работу. К примеру, человек, который проводит собеседование, может быть раздражительным и невнимательным потому, что поругался со своими подчиненными. «Если кандидат не уверен, что собеседование прошло по всем правилам, чуть позже он может позвонить в организацию и ненавязчиво попросить объяснить те вещи, которые остались непонятными. Вполне возможно, что грубые ответы на ваши вопросы и нежелание рассказать о простых интересующих вас вещах – это намеренный стиль компании. С другой стороны, это может быть просто манера общения одного сотрудника и его некомпетентность в тех вопросах, которые вы ему задали. Толковать все эти сигналы можно только после того, как вы пройдете все этапы собеседования», – советует психолог.

Светлана АНТЮШЕНИНА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное