Столичная налоговая научит платить ЕСН

Столичная налоговая научит платить ЕСН

17.03.2005

До сдачи годовой декларации по единому социальному налогу остались считанные недели. 30 марта 2005 года – последний срок. Накануне сдачи отчетности московское налоговое ведомство решило облегчить жизнь бухгалтерам. Оно опубликовало ответы, связанные с расчетом налога.

В письме налоговое управление рассмотрело наиболее спорные и часто встречающиеся на практике вопросы расчета и уплаты единого социального налога (письмо* УМНС по г. Москве от 28 декабря 2004 г. № 28-08/84326). К примеру, налоговая служба пояснила, в каких случаях необходимо начислять ЕСН на сумму премиальных выплат, а в каких нет (об этом, в частности, подробно было рассказано в «Вестнике московского бухгалтера» № 3). Затронули они и другие спорные моменты.

Бизнесмен платит дважды

Как показывают налоговые проверки, довольно много индивидуальных предпринимателей не только не знают, как представлять отчетность по социальному налогу, но и даже какие трудовые документы оформлять новому сотруднику при приеме на работу. Налоговая служба подробно остановилась на этом вопросе.

Она напомнила, что работодателем выступает не только организация, но и индивидуальный предприниматель. И в том, и в другом случае с новым сотрудником необходимо заключить трудовой договор. Причем частник обязан зарегистрировать этот документ в учреждении местной администрации. Столичное управление обратило особое внимание, что налоговая инспекция не относится к таким учреждениям. Следовательно, она не регистрирует трудовые договоры. Кстати, по словам Марины Алексеевой, инспектора налоговой службы, несмотря на то, что разъяснения от управления по этому поводу уже были, предприниматели до сих пор приходят в инспекции с просьбами зарегистрировать трудовой договор (письмо УМНС по г. Москве от 16 июня 2004 г. № 11-17/40053).

Само требование о регистрации возникло потому, что предприниматель не имеет права делать записи в трудовых книжках сотрудников, а также оформлять книжки тем, кого принимает на работу впервые (ст. 309 ТК). Поэтому подтверждением работы у него будет не запись в трудовой книжке, а договор, зарегистрированный в районной управе.

Возникает вопрос: а должен ли платить соцналог предприниматель, который перешел на вмененку? Ведь он освобожден от уплаты ЕСН. Однако взносы на пенсионное страхование за своих работников бизнесмен перечислять обязан. Поэтому, как и фирмы, он ежемесячно представляет в налоговую расчет по авансовым платежам, а после отчетного периода подает в территориальный Пенсионный фонд документы с отметкой инспекции. И, наконец, ежегодно не позднее 30 марта предприниматель представляет декларацию за отчетный год в свою налоговую.

Кроме того, индивидуальный предприниматель платит пенсионный взнос за себя. Эта сумма фиксирована. Она составляет 150 рублей в месяц, из которых – 100 рублей идет на финансирование страховой, а 50 – накопительной части трудовой пенсии. В этом случае ни расчеты, ни декларацию ему представлять не надо.

Компенсация за проездной билет: включать или нет?

Налоговое ведомство затронуло еще одну злободневную для бухгалтеров тему. Большинство фирм возмещает сотрудникам стоимость проездных билетов для служебных поездок. Но пенсионные взносы на такие компенсации следует начислять далеко не всегда.

Все выплаты гражданам (в том числе и компенсационные) по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, заключенным на выполнение работ и оказание услуг, входят в базу по соцналогу. Но только в том случае, если их сумма уменьшает налог на прибыль компании в отчетном или налоговом периоде (п. 3 ст. 236 НК).

Следовательно, если фирма применяет упрощенку или вмененку, то за суммы компенсаций бухгалтеру придется начислить взносы на пенсионное страхование. И это очевидно. Ведь такие компании не платят налог на прибыль.

Налоговое управление обращает внимание, что если у фирмы есть письменные доказательства того, что сотрудник ездил по делам компании, то никаких проблем не будет. Платить взнос с сумм компенсаций не надо. Они не будут подпадать под объект налогообложения соцналога.

Но надо иметь в виду, что только приказ руководителя или маршрутный лист налоговая признает письменным доказательством. К распоряжению начальства необходимо приложить разовый проездной билет. Если же билета нет, но известна стоимость поездки, компания составляет и утверждает маршрутный лист. А фирма, в которую едет сотрудник, заверяет его подписью и печатью.

Кстати, стоимость компенсации за проездные билеты бухгалтер также может не включать в базу по ЕСН. Но в этом случае необходимо подтвердить, что сотрудник использовал проездной исключительно в служебных целях.

Регрессивные ставки по правилам

Для начала напомним, что с января этого года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, внесенные законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ. С 2005 года бухгалтер рассчитывает соцналог по пониженной ставке на сотрудников, у которых доход с начала года достиг 280 000 рублей. К тому же право на использование таких ставок уже не зависит от среднего размера выплат работникам в месяц.

Однако не стоит путать! Новшества не распространяются на отчетный, 2004 год. Поэтому при расчете годового ЕСН следует применять старые нормы кодекса. По ним фирма применяет регрессивную ставку только при соблюдении двух условий. Во-первых, минимальное значение, с которого ее можно применять, составляет 100 000 рублей (п. 1 ст. 241 Налогового кодекса в прежней редакции). Во-вторых, величина налоговой базы в среднем на одного сотрудника, поделенная на количество месяцев в текущем налоговом периоде, должна быть не мене 2500 рублей (п. 2 ст. 241 Налогового кодекса в прежней редакции). Фирма определяет налоговую базу по каждому сотруднику отдельно. Причем с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК). В связи с этим специалисты налоговой службы пояснили, в каких случаях компания или предприниматель применяют регрессивные ставки для одного, нескольких или всех работников.

Если база по соцналогу одного сотрудника с начала календарного года превысила 100 000 рублей, то фирма вправе применить к нему пониженную ставку налога и тарифа страхового взноса. Что касается остальных работников, то если их накопленная налоговая база ниже этой суммы, ничего не поделать, ЕСН и страховые взносы придется считать по максимальным ставкам.

В письме налоговое управление объяснило, как применять ставки, если упрощенцы вернулись на общий режим. Это необходимо сделать в обязательном порядке в двух случаях. Когда по итогам налогового (отчетного) периода доход фирмы превысит 15 миллионов рублей или когда остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов достигла 100 миллионов рублей (п. 4 ст. 346.13 НК).

Более того, компания обязана начать работать по общему налоговому режиму уже с того квартала, в котором допустила превышение (п. 4 ст. 346.13 НК). Предположим, предприятие весь 2004 год успешно работало на упрощенке, но в середине декабря сумма выручки превысила 15 миллионов рублей. Следовательно, начиная с октября оно теряет право на единый налог. Теперь оно обязано заплатить НДС, налог на прибыль, на имущество и ЕСН.

По мнению налогового управления, компания в этом случае не может применять пониженные ставки, поскольку при переходе на общий режим она обязана рассчитывать и платить все налоги, как вновь созданная (п. 4 ст. 346.13 НК).

А ставку соцналога бухгалтер определяет с первого месяца квартала, в котором фирма перешла на общий режим. В нашем примере налоговую базу для расчета по ЕСН за 2004 год необходимо считать нарастающим итогом, начиная с октября по декабрь. Скажем, ежемесячный доход работника в 2004 году составлял 42 000 рублей. Следовательно, налоговая база равна 126 000 руб. (42 000 руб. x 3 мес.). В этом случае бухгалтер рассчитывает сумму соцналога по пониженной ставке. А если бы его ежемесячный заработок был ниже на 10 000 рублей, то о регрессивной ставке ЕСН можно не думать (32 000 руб. x 3 мес. = 96 000 руб.).


* Текст письма опубликован в «Вестнике московского бухгалтера» № 2, 3, 2005 г.

Мнение

Зинаида Вершакова, главный бухгалтер небольшой производственной фирмы: «У нас на предприятии примерно половина сотрудников – инвалиды. При приеме на работу я проверила справки об инвалидности, а к делу пришила их копии.

И вот только сейчас узнала, что после окончания срока действия справки такой гражданин должен пройти переосвидетельствование. Если он его не пройдет или инвалидность не будет подтверждена, то право на льготу по этому работнику мы теряем!»

А налоговый инспектор Мария Алексеева обращает внимание, что «следить за сроком действия справок необходимо очень внимательно. Инвалиды I группы обязаны проходить переосвидетельствование один раз в два года, а II и III групп – раз в год».

Наталья СВИСТУНОВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное