Мой адрес не дом и не улица...

Мой адрес не дом и не улица...

14.03.2005

Праздники первой четверти года остались позади. Скоро тяжелым грузом не будет довлеть над бухгалтером и годовая отчетность. Руководство с новыми силами берется реформировать фирму. На этот раз было принято решение переехать. А все хлопоты по переезду начальство, как правило, взваливает на плечи бухгалтера.

Меняешь адрес? Регистрируй!

У нас в редакции раздался звонок. О помощи попросила бухгалтер подмосковной строительной компании Рената Манушевская: «В февральском номере “Московского бухгалтера” вы рассказали о том, что будет делать инспектор, если фирма меняет место пребывания. А что делать компании в такой ситуации? Руководитель после 8 марта собирается менять юридический адрес. Какие документы подавать и в какой срок?».

Итак, вы решили переехать. Напомним, что все изменения в учредительных документах, к которым относится и смена юридического адреса компании, бухгалтеру необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции. Для этого счетный работник собирает необходимые бумаги.

В этот перечень входит, во-первых, протокол или решение о внесении изменений в устав. Если владелец в компании один, то смену адреса он оформляет приказом (решением). Если учредителей несколько, то необходимо оформить протокол общего собрания участников. Во-вторых, бухгалтер распечатывает устав компании с принятыми изменениями. Но этого можно и не делать. Достаточно напечатать лист «Изменения в устав», в котором указать все новые данные, а также какие пункты основного документа изложены в новой редакции. Естественно, и на уставе, и на изменениях должна стоять подпись генерального директора.

И, наконец, в-третьих, бухгалтер заполняет заявление (форма № Р13001). В ноябре 2004 года налоговая служба утвердила новые правила по заполнению этого документа (приказ ФНС от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16(a)). Само заявление состоит из нескольких страниц. В основной части бухгалтеру следует указать все данные о компании, ее учредителях и руководителе, а также какие новшества фирма вносит в устав.

Далее в заявлении следуют листы приложений. В них надо фиксировать изменения. Если организация меняет адрес, то бухгалтер прикладывает к заявлению лист «Б». В нем счетный работник указывает новые данные об адресе компании, а руководитель подписывает приложение.

После того как заявление заполнено, гендиректору необходимо пойти к нотариусу. В его присутствии на основной части руководитель заверяет свою подпись. Как правило, к нотариусу попасть с первого раза проблематично. Поэтому лучше записаться к нему заранее на обговоренное время. С собой руководитель должен взять паспорт, приказ о его назначении, устав фирмы в действующей и новой редакциях, решение о внесении изменений, а также печать фирмы.

После того как нотариус заверит заявление, его необходимо сшить и пронумеровать все страницы. Обычно столичные нотариусы делают это сами. Но если нет – ничего страшного! Налоговая обязана принять документы и в том случае, если на месте прошива стоит подпись гендиректора.

Поскольку компания вносит изменения в учредительные документы, ей надо оплатить госпошлину в размере 400 рублей. С этого года ее размер установлен новой главой 25.3 Налогового кодекса (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК). Квитанцию или платежное поручение об уплате пошлины бухгалтер прикладывает к заявлению.

Почта для терпеливых

Как правило, сам заявитель (руководитель) не поедет в налоговую регистрировать изменения. Эту функцию он возлагает на бухгалтера или любого другого человека, причем необязательно на сотрудника фирмы. Но тогда на представителя от имени генерального директора должна быть выдана доверенность. В ней начальник должен подробно написать, что может делать доверенное лицо. На доверенности он ставит свою подпись и печать организации. Более подробно о правилах составления документа читайте в № 12 «Московского бухгалтера» за 2004 год.

Кстати, сотруднику компании совсем необязательно самостоятельно ездить в инспекцию и стоять там в очереди. Он может отправить все необходимые документы по почте. Однако если компания спешит оформить изменения как можно быстрее, этот способ не подойдет. Ведь процесс может растянуться во времени. Налоговые инспекторы очень не любят ходить в отделение почты самостоятельно. «Мы отправили документы на регистрацию изменений по почте. Думали, что так будет проще, – рассказывает Елена Скрябина, помощник бухгалтера. – В итоге мы четыре недели ждали, пока придет наша почта. А письма все не было и не было. Оказалось, что инспекторы просто не ходят на почту. Там письма у них лежат месяцами! Когда я это выяснила, предложила сходить за письмом сама. В итоге инспекторы затянули регистрацию на два месяца».

Не забудьте, что об изменениях фирма обязана сообщить налоговой в течение трех дней после смены адреса. Если срок будет пропущен, то руководителю придется заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей.

Если срочно, то будет дороже

Практически любая юридическая компания предлагает помочь фирмам в таких ситуациях. Марина Ельцова, консультант по регистрации и ликвидации компаний, говорит о том, что «у клиентов обычно не возникает проблем с регистрацией местонахождения фирмы. Необходимо подать документы, и налоговая зарегистрирует изменение. Юридические компании в среднем за 400–500 долларов (в зависимости от инспекции) берут все хлопоты на себя. Если необходимо зарегистрировать изменения быстро, то услуга обойдется дороже в два-три раза.

Проблема может возникнуть, если меняется адрес налоговой инспекции. Поскольку в этом случае старая налоговая назначает выездную проверку предприятия. Конечно, практически любая юридическая контора имеет свои связи в инспекциях. Помочь в такой ситуации компании, если за ней числится долг или что-то нечисто в учете, она не в состоянии. Не верьте рекламе, которая будет это обещать!».

Справочно

Документы для смены адреса компании:

  1. Заявление по форме № Р13001 (приложение № 3 к постановлению правительства от 19 июня 2002 г. № 439).
  2. Устав в новой редакции либо изменения в устав.
  3. Протокол (либо решение) о внесении изменений в учредительные документы.
  4. Доверенность от руководителя или учредителя для подачи заявления в инспекцию. Причем этот документ нужно оформлять даже в том случае, если новые сведения в налоговую будет подавать штатный бухгалтер (и любой другой сотрудник фирмы).
  5. Подлинник квитанции (платежного поручения) об уплате госпошлины в размере 400 рублей.

Документы для смены адреса индивидуального предпринимателя:

  1. Заявление по форме № Р24001 (приложение № 19 к постановлению правительства от 19 июня 2002 г. № 439).
  2. Копию паспорта с отметкой о новом месте жительства.

Что делать, если переезжать не разрешают?

Виктория Руковичникова, бухгалтер страховой компании, рассказала, что в налоговой ей отказали зарегистрировать изменение адреса фирмы, потому что за компанией числится долг перед бюджетом.

Мы ее успокоили. Отказ инспекции незаконный. Поэтому если возникнет аналогичная ситуация, можно смело идти жаловаться либо к начальнику отдела, либо к руководителю инспекции (письмо УФНС от 14 января 2005 г. № 16-06/01015).

Виктор ВАСИЛЬЕВ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA