Комфорт и налоговый климат

Комфорт и налоговый климат

05.03.2005

Десять лет назад климатические фирмы «боролись» с налогами, показывая в официальном учете лишь незначительную часть выручки. Проверяющие быстро избавили их от этой привычки, однако бизнес не зачах и, по мнению экспертов, переживает бурное развитие.

Прибыль из воздуха

Основная особенность климатического бизнеса в том, что клиенты приобретают не товар, а комфорт. Клиент редко разбирается в технике, пожелания чаще всего выглядят так: «Нужно, чтобы было хорошо (тепло, холодно). Хочу, чтобы воздух был свежим (сухим, увлажненным, ионизированным)». Как этого достичь, покупателю объяснят менеджеры, они же рассчитают сумму скидок и оформят первичные документы.

Максимальная скидка, которую сможет получить клиент климатической фирмы, обычно составляет 10 процентов. В то же время скидка, которую получит сама фирма от поставщика оборудования – от 20 до 50 и более процентов. Таким образом, уже изначально на разнице в ценах климатические фирмы получают в среднем 10–40 процентов своей прибыли.

Именно вера в высокую прибыльность вовлекает в климатический бизнес новые фирмы. Как и везде, здесь есть свои гиганты (бывшие российские компании, влившиеся в известные иностранные холдинги), несколько крупных компаний и огромное количество мелких фирм.

Гиганты и крупные фирмы, как правило, поставляют оборудование, средние и мелкие занимаются его монтажом. Причем первые не ограничиваются лишь оборудованием для климат-контроля, продавая также охранное оборудование и разнообразную сантехнику. А монтаж климатического оборудования нередко всего лишь дополнительная услуга фирм, чья специализация – связь и строительство, компьютерная или бытовая техника.

Если у вас на фирме есть «серверная», вы наверняка уже воспользовались услугой «системная интеграция». Ее суть в том, что клиенту одновременно устанавливают корпоративную компьютерную сеть и систему кондиционирования, обеспечивающую устойчивую работу оборудования.

Розничные торговцы масляными радиаторами, тепловентиляторами, увлажнителями (очистителями) воздуха, нередко расширяют свой бизнес в сторону все более и более сложного оборудования. Строительные фирмы также расширяют свой бизнес, предлагая установку климатического оборудования при строительстве.

И все же основная масса монтажных климатических фирм – мелкие. Ведь первичные вливания в такой бизнес незначительны. Оборудование для монтажа сразу отправляют на объекты, поэтому отпадает необходимость в складских площадях. Монтажников принимают на сдельную оплату со своими инструментами, дорогостоящий инструмент для начала берут в аренду.

В результате кроме выигрыша на скидках климатические фирмы нередко получают 50 процентов прибыли с монтажных работ. Если учесть, что оборот даже небольшой климатической фирмы в среднем составляет 1,5 миллиона долларов в год, то минимальная годовая прибыль при таком раскладе – около 200 тысяч!

Изощренные проверки опустошают cейфы

Высокие прибыли климатического бизнеса очень быстро привлекли внимание не только бизнесменов, но и разномастных контролеров. По мнению Андрея Терещенкова, руководителя отдела одной из столичных климатических фирм, излюбленный метод проверок – контрольные закупки.

«Сотрудники ОБЭП стали настолько изощренными, что контрольные закупки все тяжелее отличить от реальных покупок, – рассказывает Андрей. – К примеру, появляется заказчик, долго выбирает. Нашего специалиста на ремонтируемую квартиру отвозит, потом скидку выбивает неделю. Вымотает – и вот наконец приезжает с деньгами. А деньги – “баксы”. Говорит, что других нет, обменивать не хочет из-за потери на курсе... В итоге, когда приносят ему приходник, он говорит: “Контрольная закупка!” Почву для такой операции могут готовить несколько месяцев!»

В сентябре прошлого года фирма, где работает Андрей Терещенков, была вынуждена заплатить сотруднику ОБЭП «отступное» в несколько тысяч долларов. «Весь сейф пришлось вывернуть! – сокрушается г-н Терещенков. – Но самое обидное, что нет никакой гарантии, что то же самое не произойдет через пару недель. Мы решили отказаться от “черных” схем и полностью перешли на “белую” бухгалтерию».

Сложно поверить в то, что высокая рентабельность климатического бизнеса дает возможность платить все налоги сполна без риска банкротства фирмы. Особенно, учитывая большое количество конкурентов на рынке комфорта. Нам удалось побеседовать с Владимиром Благовым, работающим в той же фирме, что и Андрей Терещенков. Вот что он рассказал:

– Я руковожу департаментом (или отделом, как кому нравится) вентиляции и кондиционирования. По документам каждый из наших отделов – самостоятельная фирма, но реально мы работаем под одним брендом и, естественно, в одном корпоративном стиле. Всего в нашем холдинге четыре отдела. В каждом из них – своя отдельная структура, своя база, специалисты, инструмент.

– А бухгалтерия тоже у каждого отдельная?

– Нет. Президент, бухгалтерия, логистика и секретарь у нас общие.

Любой бухгалтер поймет, что «общая» бухгалтерия сдает раздельную отчетность по четырем разным фирмам. Более подробно о том, для чего служит дробление фирмы на несколько более мелких, нам рассказал Олег Шаповалов, финансовый директор еще одной столичной фирмы.

«Белая» бухгалтерия с серым налетом

– Как правило, отдельно от «материнской» компании открывают

как минимум три узкоспециализированные фирмы, – объясняет Олег. – Дилерская фирма-подразделение продает оборудование и материалы, кроме нее обязательны проектная и монтажная фирмы. Формально компания выглядит единой, названия фирм отличаются лишь по одной букве или знаку, чтобы сохранился бренд.

Соответственно бухгалтерию тоже разделяют на участки. Бывают, конечно, случаи, когда бухгалтер в подобной группе компаний остается один. Это если фирма совсем уж небольшая. Но, как правило, штат финансистов расширяется.

– А что это дает в плане налогов?

– Мелкие фирмы легче перевести на упрощенку, а значит, проще платить налоги и спать спокойно.

– Разве большинство клиентов на специальных налоговых режимах? Вряд ли обычной фирме выгодно заключать договор на крупную сумму с монтажником на упрощенке...

– Конечно, поэтому без фирмы-прокладки (однодневки, фонаря, в общем, как вам угодно) в этой схеме не обойтись. Договор с клиентом оформляют на однодневку, чтобы можно было выписать счет-фактуру с НДС, а упрощенцы работают как субподрядчики.

При этом происходит экономия не только на налогах, но и на бухгалтерской зарплате, ведь учет и отчетность на упрощенке гораздо проще. Такие фирмы-подразделения вполне может обслуживать приходящий раз или два в неделю бухгалтер. Он получает не более 200 у. е., в то время как единственный бухгалтер до дробления фирмы, как правило, получает 1000 (напомним, что речь идет о Москве – прим. ред.).

– Получается, вы подставляете своих клиентов, которые ни сном, ни духом не ведают, что получили документы от фирмы, которая сдает нулевые балансы и декларации. Их же могут налогового вычета по НДС лишить!

– Не думаю. Наличие, скажем, вентиляционной системы доказать легко, в отличие от придуманных расходов. Но особо осторожные действительно рассуждают так. Несмотря на то что при обычной системе расходы на ведение бухгалтерии возрастают, они отказываются от упрощенной системы ради спокойствия клиентов.

– И как они экономят на налогах?

– По банальной схеме: сливают «лишние» деньги все той же однодневке, оставляя только на зарплату, налоги и аренду.

– То есть те климатические компании, которые заботятся о своих клиентах, не дробятся на мелкие фирмы?

– Нет, они тоже создают мини-холдинги, но по другому принципу. Выделяют фирму, которая работает на упрощенке и честно платит налоги. Уверяю, клиентов, которым не нужны счета-фактуры, очень много. Вот с ними такая фирма и работает. Если клиентов, не озабоченных вычетами по НДС, становится много, создают несколько фирм на упрощенной системе налогообложения. Кроме того, как и в первой схеме, обязательно отделяют дилерские отделения от монтажных, но уже для управленческих целей.

Раздробить до прозрачности

Олег Шаповалов рассказал нам, почему его фирма одна из первых в климатическом бизнесе раздробилась на участки. Конечно, прежде всего, это было сделано ради минимизации налогов, однако позже оказалось, что выделение менеджеров в отдельную фирму стимулирует их работу. Сразу становится видно, какую прибыль компания получила благодаря игре на ценах оборудования, какую – на разработке проектов, монтаже оборудования, строительных работах.

Дилерский департамент наконец начинает ощущать ответственность за привлечение покупателей. Есть его конечный продукт – материал или оборудование, которое нужно продать. Прибыль подсчитать легко, ведь теперь это – чистая разница между покупной и продажной ценой оборудования.

Оборудование и материалы клиент по бумагам передает на давальческой основе (чтобы не делать наценку) монтажникам. Результат работы монтажников – их и только их прибыль, ведь проектировщики и строители также выделены в отдельные фирмы-подразделения.

В рамках «единой» фирмы четко отделить доходы от различных видов работ и услуг сложно, даже если бухгалтер ведет пообъектный учет. Ведь даже в этом случае он относит стоимость оборудования, проектных, монтажных и строительных работ на один субсчет. Кроме того, нередко бухгалтеры, списывая материалы, действуют наобум, не зная, на каком из объектов их действительно использовали. Это приводит к тому, что налоговый инспектор, у которого времени для выяснения истины гораздо больше, чем у бухгалтера, снимает те или иные затраты как экономически необоснованные.

По мнению Олега, отделив дилеров от монтажников, проектировщиков и прочих, он получил возможность не просто корпеть над цифрами с утра до вечера, но и анализировать результаты сделок, определять факторы, влияющие на прибыль. Исчез страх перед налоговыми проверками. Естественно, его труд оценивается высоко, и теперь он стал не просто главбухом, а финансовым директором.

Еще одно его нововведение – изменение системы выплаты зарплаты. Раньше, во времена «единой» фирмы, зарплату одновременно платили всем сотрудникам. После дробления стало возможно изменить этот порядок. В первую очередь оплачивают труд бухгалтеров, финансовых специалистов и административного персонала – тех, кто работает на окладе. Далее выдают деньги рабочим – сантехникам, монтажникам, строителям и т. д. – тем, кто работает на сдельной оплате. И только в последнюю очередь, после тщательного анализа результатов работы, выплачивают менеджерам, чья основная составляющая доходов – проценты от заказов.

Денежный сезон

В Москве на одном кондиционере (с монтажом) можно заработать от 150 до 500 у. е. за сезон, в Ростове-на-Дону – от 50 до 150. Однако это не означает, что ростовские климатические фирмы зарабатывают меньше столичных. Просто на жарком юге делают деньги не за счет наценки, а за счет значительных объемов и, следовательно, повышения оборачиваемости средств. В среднем по стране прибыль климатических фирм составляет 20 процентов. А в зависимости от сезона может вырасти до 70–80.

Нет – открытым окнам

Чем популярней герметичные евроокна, тем больше клиентов у климатических фирм. Щели в обычных окнах – важный элемент системы вентиляции помещений. Без них вам грозит не только духота и повышенная влажность, но и грибок на стенах. Но держать герметичные окна постоянно в режиме щелевого проветривания – не лучший выход из-за пыли и шума. Поэтому в рекламе элитного жилья обязательно упоминают не только о чудо-окнах, но и о принудительной системе вентилирования. Те, кто использует западные технологии в старых зданиях, приобретают системы вентилирования для евроокон.

Афоризмы климатического бизнеса

Климатический бизнес постоянно прирастает мелкими фирмами. Один из известных афоризмов Валерия Карагодина, директора томской компании «ТермоСпектр-Монтаж», гласит: «Чем больше монтажных бригад у тебя работает, тем больше конкурентов ты растишь».

У Валерия есть и другие, не менее любопытные высказывания:

«Плохой бухгалтер дорого стоит. Хорошему сколько не плати – все равно уволится.

Рассылая по факсу платежки на крупные суммы, будь осторожен – не перепутай поставщиков, они сильно обижаются.

Чтобы твои указания сотрудники выполняли беспрекословно, точно и в срок, плати им маленькую зарплату, но большую премию».

Фаина ФИЛИНА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное