Банковская мелочь

Банковская мелочь

25.02.2005 распечатать

В одном из бухгалтерских клубов Всемирной сети неожиданно разгорелась жаркая дискуссия. Участники обсуждали «простенький» вопрос учета банковской комиссии и неожиданно пришли к весьма примечательным выводам. С подробностями - наш корреспондент Тамара ГРОНЬ.

Кому завидует главбух холдинга

Казалось бы, нет ничего проще, чем списать комиссию банка. Борис Тимохин, несколько лет назад закончивший экономический колледж, никогда особо не задумывался над стандартной проводкой: Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 51 «Расчетный счет»

Сменив место работы, он вдруг обнаружил, что до него бухгалтер вместо счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражала расчеты с банком на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». А поговорив с бывшими однокурсниками, выяснил, что некоторые бухгалтеры используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Опасаясь пятитысячного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, Борис задал вопрос уже не бывшим студентам, а опытным коллегам в интернет-форуме бухгалтерского клуба. Поначалу обсуждение было вялотекущим, все в основном говорили, что отражают комиссию «по инерции» на одном из трех счетов, упомянутых Борисом, продолжая делать так, как делали до них.

Настроение участников обсуждения резко переменилось, когда некто Михаил Кожевников, отрекомендовавший себя главбухом крупного холдинга, язвительно заметил: «Эх, завидую я тем, кто имеет время рассуждать о методологии учета. Мне приходится думать о проводках, только если они влияют на налоги. Нет корреспонденции счетов 91 и 51 в Плане счетов, ну и что? По моим подсчетам, Минфин не предусмотрел как минимум четверть всех проводок, которые используют бухгалтеры. Забей их в свою учетную политику и спи спокойно...»

Вчерашний студент Тимохин спокойно заметил на этот выпад: «Да, у меня небольшое предприятие, и я стараюсь разобраться даже в “мелких” методологических вопросах, чтобы потом не ошибиться по-крупному». С ним согласились все без исключения участники обсуждения и скоро, общими усилиями, выяснили, что главбух крупного холдинга сильно заблуждается по поводу несерьезности заданного вопроса.

5 тысяч штрафа

Бухгалтеры, отсчет стажа которых начался в 1999 году и раньше, вспомнили, что проводка Дебет 76 субсчет «Расчеты по услугам банка» Кредит 51 «Расчетный счет» имела право на существование лишь до вступления в силу ПБУ 10/99 «Расходы организации», то есть до 1 января 2000 года. Пункт 11 этого положения относит расходы по оплате банковских услуг к «прочим расходам».

Особенно рискуют быть обвиненными в грубом нарушении правил бухгалтерского учета те, кто по инерции списывает комиссию банка с кредита счета 76 в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы». Ведь в результате происходит искажение формы 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Проводки Дебет 60 субсчет «Расчеты по услугам банка» Кредит 51 «Расчетный счет» и Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 60 субсчет «Расчеты по услугам банка» бухгалтерский учет и отчетность не искажают, однако здесь таится другая опасность. Осторожные участники обсуждения решили, что подобные проводки могут повернуть мысли инспектора в нежелательную сторону: чем собственно банк отличается от поставщиков и подрядчиков и почему оформлен только мемориальный ордер, без акта. Если сумма комиссии значительна, стрессовая ситуация обеспечена.

Положение усугубляется еще и тем, что на некоторые услуги одни банки оформляют акты и накладные (например, на консультационные услуги и чековые книжки), а на другие – нет. Все зависит от правил внутреннего документооборота вашего банка.

Чтобы не пришлось объяснять инспектору особенности банковского бухучета, лучше не провоцировать его на отвлеченные размышления и сразу относить комиссию к прочим расходам, как того требует, кстати, и подпункт 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Если нужна аналитика по банкам, можно открыть субсчета второго порядка.

А что касается оформления, то никаких актов с банка требовать не нужно. Основанием для комиссионных сборов может служить любая первичка, которая подтверждает их расчеты (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК). Мемориальный ордер полностью соответствует этим требованиям.

20 процентов плюс 15 тысяч

Тарифный план каждого банка насчитывает десятки различных услуг, которые в бухгалтерском учете несомненно будут отражены как прочие расходы. А вот в налоговом учете можно учесть далеко не все.

Каждую услугу необходимо рассматривать не только на предмет ее производственной необходимости, но и отсутствия малейшего упоминания в статье 270 Налогового кодекса. Например, сумма комиссии банка за выпуск и обслуживание банковских карт, открытых для перечисления зарплаты на имя сотрудников, не учитывается при определении налогооблагаемой прибыли. Такой вывод сделал Минфин в своем письме от 28 сентября 2004 г. № 03-05-01-04/26 со ссылкой на пункт 29 статьи 270 Налогового кодекса.

Некоторые услуги банка Минфин вообще к таковым не относит. Так, если банк берет с вас дополнительные деньги за открытие кредитной линии, то Минфин именует эту сумму «специальная плата». Отказ назвать ее услугой и, следовательно, уменьшить прибыль (и бухгалтерскую, и налоговую) основан даже не на статье, а на главе 45 Гражданского кодекса, в которой предусмотрено, что взаимоотношения клиента с банком должны регулироваться исключительно условиями договора банковского счета.

Сославшись также на пункт 2 Положения Центробанка от 31 августа 1998 N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», Минфин сделал вывод, что «спецплата» взимается почти незаконно (письмо Минфина от 14 ноября 2000 г. № 04-02-11). То есть, фактически, фирма должна выплачивать ее из собственных средств.

Та же ситуация с услугами банка по продаже ваших товаров или услуг в кредит. Часть денег покупатель вносит наличными, часть за счет кредита банка, сумма которого поступает на ваш расчетный счет. Доказать налоговикам экономическую обоснованность комиссии за услуги по проведению безналичных расчетов с покупателями бывает не так просто (подробности в августовском номере «Расчета» за 2004 год).

В конечном итоге участники обсуждения сошлись на том, что без опаски можно отражать в налоговом учете лишь комиссию за расчетно-кассовое обслуживание. Под сомнение попала даже комиссия за выдачу чековой книжки.

Бесценный бланк

Алина Тарасова безмерно удивила собравшихся рассказом о том, что ее банк не только снял комиссию за чековую книжку, но и выдал... счет-фактуру с выделенным НДС. Бухгалтер просила совета, как это провести в учете и куда отнести чековую книжку.

Выяснилось, что условия договоров расчетно-кассового обслуживания, в которых упомянута чековая книжка, на редкость разнообразны. Дело в том, что правила бухучета, утвержденные Центробанком, разрешают банкам самостоятельно определять документооборот по чековым книжкам. Поэтому одни банки считают «выдачу за плату» обычной тарифицированной услугой и НДС не начисляют, а другие решили, что это реализация бланков строгой отчетности, которую нужно обложить НДС.

Вопрос о том, что же такое чековая книжка и по какому праву банк снимает деньги с расчетного счета фирмы, участники обсуждения решили так: «Мы платим за услуги банка по выдаче чековой книжки. Она не становится нашей собственностью: при закрытии счета мы обязаны сдать остатки книжки в банк. Поэтому саму чековую книжку нужно учесть за балансом как бланк строгой отчетности, а комиссию банка (или что он укажет в мемориальном ордере) списать в прочие расходы».

Если банк не выдал счет-фактуру, то требовать ее бесполезно: вежливо откажут, сославшись на правила внутреннего документооборота по чековым книжкам. А вот с клерками, прописавшими в счете-фактуре или мемориальном ордере «Чек. книжка шт. 1», поспорить стоит. Чтобы избежать недопонимания с налоговым инспектором, нужно добавить хотя бы одно слово. Например, так: «Выдача чек. книжки шт.1».

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...