Обойти налоговую амортизацию

Обойти налоговую амортизацию

22.02.2005

Потратить деньги на покупку основных средств можно быстро. А вот списывать их в налоговом учете приходится долгие годы. Однако есть способ этот процесс несколько ускорить. Стоит только повнимательнее прочесть Налоговый кодекс.

Все расходы, которые так или иначе связаны с покупкой основного средства, многие бухгалтеры не задумываясь «запихивают» в его первоначальную стоимость. Причем не только в бухгалтерском учете (по ПБУ 6/01), но и в налоговом. Здесь руководством к действию является пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса, в котором сказано, что «первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования».

С одной стороны, это удобно – налицо удачное сближение учетов. Но с другой – приходится смириться с тем, что все эти расходы будут списаны лишь в течение нескольких лет, через амортизацию.

Не все задумываются, что в налоговом учете этого можно избежать. Дело в том, что в Налоговом кодексе не сказано, какие именно расходы должны входить в первоначальную стоимость. Никто не запрещает нам сыграть на этом. Как будто специально по такому случаю в Налоговом кодексе есть замечательная формулировка: «Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы» (п. 4 ст. 252 НК). Лучше если выбранный вариант будет оговорен в учетной политике фирмы.

Кредитуемся без потерь

Первый вариант для «маневра» – это проценты за кредит под покупку основного средства. Казалось бы, эти расходы непосредственно связаны с приобретением, значит, они должны увеличивать первоначальную стоимость имущества. Но есть возможность поступить иначе. Для этого открываем статью 265 Налогового кодекса. В пункте 1 этой статьи сказано, что «проценты по долговым обязательствам любого вида» относятся к внереализационным расходам. Выходит, уменьшить налоговую прибыль на проценты благодаря этой статье расходов фирма может единовременно и отдельно от основного средства.

Командировки вне игры

Следующий момент истины связан с командировочными расходами. Нередко фирмы закупают имущество в других регионах. Для покупки этих основных средств они направляют своих сотрудников в командировку. Возникает резонный вопрос. Нужно ли включать в стоимость имущества расходы по поездке, проживанию и суточные сотрудника? Ведь эти затраты тоже можно посчитать расходами, связанными с приобретением основного средства. В недавних ответах на частный вопрос налоговые службы высказались положительно. Такое мнение опубликовано на http://www.r25.nalog.ru/.

Однако против них у вас есть мощный аргумент. Это статья 264 «Прочие расходы, связанные с производством и реализацией» Налогового кодекса. В ней есть пункт затрат, называемый «командировочные расходы». А раз так, то затраты на командировку можно списать сразу. Разумеется, при условии, что командировка была обоснованная и есть подтверждающие документы. Выходит, включать в стоимость имущества такие расходы вовсе не обязательно. Чтобы избежать придирок инспекторов, вообще лучше не указывать в документах такую цель командировки, как «покупка основного средства». А написать, например, «проведение переговоров».

«Независимая» регистрация

Теперь о расходах на регистрацию основных средств. Как известно, регистрировать в обязательном порядке нужно право собственности на здания и сооружения (статья 551 ГК). Без этого к покупателю не перейдут права на такое имущество. А согласно Налоговому кодексу нельзя амортизировать то имущество, на которое у фирмы нет права собственности (п. 1 ст. 256 НК).

При этом регистрационные расходы порой составляют приличные суммы. Ситуация та же, вроде бы такие затраты должны включаться в первоначальную стоимость основного средства. Ведь они уж точно связаны с его приобретением. Но не торопитесь с выводами. Воспользуемся прописными истинами Налогового кодекса. А именно, пунктом 40 статьи 264 этого документа. В нем четко указано: «К прочим расходам относятся... платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество». А это значит, что ничего не мешает вам учесть эти расходы отдельно и списать единовременно. Кстати, эту же позицию поддерживает и Минфин (письмо от 11 марта 2004 г. № 04-02-05/3/16).

Лазейки на каждом шагу

Вариантов двоякого толкования расходов в Налоговом кодексе еще много. Например, фирма может нотариально заверить договор, по которому к ней переходит право собственности на основное средство. Увеличивают ли такие расходы первоначальную стоимость имущества в налоговом учете?

Аналогичный вопрос с затратами на информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с покупкой основного средства. С одной стороны, их можно считать затратами на покупку основного средства. Но с другой, кодекс позволяет их включить в состав прочих расходов (подп. 14, 15, 16 п. 1 ст. 264 НК). Помните об этом, покупая имущество, – и сможете сэкономить на налоге на прибыль.

Единственная неприятность на этом пути – неизбежные различия между налоговым и бухгалтерским учетом. Но по сравнению с налоговой выгодой небольшая дополнительная работа уже не так страшна. Подробно о том, как отразить возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом разницы, можно прочитать в бераторе «Бухгалтерская отчетность» (том VI).

Наталья ЛЕВЕНЕЦ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA