Вся жизнь – Московский арбитражный суд

Вся жизнь – Московский арбитражный суд

31.01.2005 распечатать

Есть люди, имена которых прочно ассоциируются с их местом работы, являются своего рода визитной карточкой организации, которую они возглавляют. C Московским арбитражным судом неразрывно связано имя его председателя – Аллы Константиновны Большовой.

Московский арбитражный суд ведет свою историю с 1935 года, когда был образован арбитраж при Московском городском исполкоме – орган, который должен разрешать коммерческие споры. В ноябре 2005 года МАС отмечает 70-летие. Это самый крупный из арбитражных судов в Российской Федерации. И почти четверть века его возглавляет Алла Константиновна Большова. В том, что есть такой суд и он успешно функционирует, ее великая заслуга.

– Алла Константиновна, расскажите, пожалуйста, какое учебное заведение окончили и почему вы сделали выбор в пользу профессии судьи?

– Я закончила юридический факультет МГУ. А начинала учиться в Московском юридическом институте. Их потом объединили. Судьями становятся по-разному. Я считаю, что пришла в эту профессию по призванию. На втором курсе у нас была первая практика в прокуратуре. Для меня она прошла бесследно. А вот практика в суде определила мою жизнь.

– Как давно вы работаете в судебной системе и какие должности занимали?

– Вообще в судебной системе я работаю свыше 40 лет. Начала я свой трудовой путь в судах общей юрисдикции в 1962 году. Сначала в Пролетарском районном суде. Тогда еще не было единого районного суда, была участковая система. Я работала на четвертом участке, затем в районном суде, затем в Московском городском суде. Была секретарем, заведующей канцелярией, первым консультантом. В 1981 г. назначена на должность Главного государственного арбитра Москвы. Потом, когда арбитраж преобразовался в полноценный орган судебной власти, возглавила Московский арбитражный суд. И с тех пор руковожу этим судом. Надо признать, это очень непросто. В должности председателя Московского арбитражного суда я работаю 23 года.

– Российские вузы выпускают сегодня множество юристов. Как вы оцениваете качество их подготовки?

– Мне кажется, качественной ее назвать нельзя. Причина, думаю, в том, что институтов, выпускающих юристов, огромное количество, но мало опытных и знающих преподавателей. Я знаю, например, что в некоторых вузах работают преподаватели МГУ и Юридической академии. Но уделить достаточно времени студентам этих вузов они не могут.

– Как стать судьей? Какими качествами необходимо для этого обладать?

– Стать судьей довольно сложно, хотя попробовать свои силы может любой. Желающий вступить на это поприще должен выдержать экзамен, дать согласие на проведение в отношении его проверки. После чего кандидатуру претендента рассматривает квалификационная коллегия. Потом документы направляют в Аппарат Президента Российской Федерации, в кадровую комиссию. И только потом президент подписывает указ. Что касается профессиональных качеств, установлено, что юрист-цивилист легко может работать криминалистом, а вот криминалисты с гораздо большим трудом переквалифицируются в цивилистов. Вообще качеств, без которых судье не обойтись, очень много. В первую очередь, у него должен быть аналитический ум. Умение читать, понимать закон. Очень важна усидчивость, скрупулезность. Недопустима поверхностность суждений. Я уже не говорю о доброжелательном отношении к людям, которые приходят в суд не перекинуться словцом, а со своей болью, бедой.

– А были в вашей практике случаи, когда вы своему молодому коллеге говорили: «Профессия судьи не для тебя»?

– Бывало и такое. Немного другими словами, но говорила. Происходит такое нечасто. Если меня не спрашивают, я не считаю возможным вмешиваться. Кто-то быстрее входит в курс дела, кому-то нужно больше времени. Но я не могу сказать «уходи». Человек сам должен почувствовать и понять, что эта профессия не для него.

– Алла Константиновна, расскажите о порядке обращения в суд.

– Любой, кто считает, что его интересы и права, охраняемые законом, нарушены, может прийти в суд с исковым заявлением (в порядке гражданского судопроизводства) или с заявлением (в порядке административного судопроизводства).

Когда суд принимает исковое заявление к производству, начинается судебный процесс. Надо обратить внимание, что в ряде случаев заявление может быть оставлено судом без рассмотрения. Это происходит, если само заявление и документы, приложенные к нему, не отвечают требованиям Арбитражно-процессуального кодекса. Об этом сообщается заявителю и устанавливается срок для устранения недостатков. В случае, если заявитель в установленный срок недостатки устраняет, заявление принимается к рассмотрению, и судья начинает подготовку дела к судебному разбирательству. В нее входит собеседование с участниками спора и предварительное судебное разбирательство.

– Каков порядок ознакомления с материалами дела? Какими сроками оно ограничено?

– Пока дело находится в производстве суда и потом, когда оно рассмотрено, участники процесса могут ознакомиться с его материалами каждый день в определенные часы. И до принятия решения, и после. Никаких препятствий никто не чинит.

– Как можно обжаловать решения суда?

– Если одна из сторон недовольна решением суда, а, как правило, так и бывает, она подает жалобу апелляционную или кассационную. Обжаловать решение суда в апелляционной инстанции можно в течение месяца после его принятия, а кассационная жалоба подается в срок, не превышающий двух месяцев после вступления решения в законную силу. По ходатайству лица, обратившегося с апелляционной или кассационной жалобой, пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен судом при условии, что он не превышает шести месяцев и причина пропуска срока признана судом уважительной.

– Кто может представлять интересы налогоплательщика в суде? Обязательно юрист?

– Сейчас никаких особых требований к представителям налогоплательщика не предъявляется. В АПК было указано, что юридические лица в суде могут представлять только штатные работники, адвокаты и руководители. Но Конституционный Суд признал это решение не соответствующим основному закону, и сейчас интересы налогоплательщика в суде может представлять любой человек, которому он доверяет.

– По-вашему, знаний любого человека достаточно для представления интересов налогоплательщика в суде?

– Нет. Своими силами здесь обойтись крайне сложно. Это очень серьезное дело, и оно требует весьма большого объема специфических знаний.

– Значит, без адвоката не обойтись. А как возместить расходы на оплату его услуг?

– Во-первых, это необязательно должен быть адвокат. В этой роли может выступать любое лицо, есть же грамотные юристы. Любая работа оплачивается, но возмещаются расходы на оплату специалистов в разумных пределах. Вторая сторона не должна возмещать в полном объеме затраты, понесенные выигравшей стороной. У нас, например, было дело, где оплата юриста оценивалась в миллион с лишним долларов. Это же нереально. Суд первой инстанции удовлетворил требование полностью, а апелляционная инстанция значительно снизила сумму возмещения.

– Рассмотрение дела – длительный процесс?

– Сроки на рассмотрение дела нам законом отведены очень небольшие. Самый продолжительный срок по гражданским делам – два месяца на подготовку и месяц на рассмотрение. А по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, срок еще меньше. На подготовку срок не дается, он входит в срок на рассмотрение дела – два месяца, месяц, 15 дней, 10 дней.

– Столь внушительная нагрузка сказывается на качестве рассмотрения дел?

– Нагрузка на каждого судью действительно велика. Если попросту разделить количество дел на количество судей, то получается, что один судья рассматривает за месяц более 40 дел. На самом деле это число гораздо больше. Судьи ведь тоже люди – кто-то болеет, кто-то в отпуске, и в результате тот, кто на работе, реально рассматривает 60–70 дел в месяц. Когда-то, в 1995–1996 годах, были разработаны нормативы, но они не утверждены и по сей день. Поэтому судьи рассматривают ровно столько дел, сколько к ним поступает.

– Если нормативы будут утверждены, наверняка придется увеличивать штат арбитражного суда, ведь поток дел в ближайшее время вряд ли уменьшится?

– Конечно, чтобы создать нормальные условия для работы, после утверждения нормативов нагрузки надо будет увеличивать штат. И очень значительно. Согласно расчетам, судья должен рассматривать 8 дел в месяц, но это число решили увеличить до 10–12. И все равно оно в несколько раз меньше реальных нынешних цифр.

– У суда кроме чрезвычайной загруженности есть проблемы?

– Проблемы есть у всех и всегда. Первая проблема, стоящая перед нами, – справиться с невероятным валом дел, который нас захлестывает. Люди задерживаются на работе вечерами, проводят здесь выходные дни, используют личное время, не имеют возможности отдохнуть, восстановить силы. Отсюда вытекает и кадровая проблема – судей недостаточно для более нормальной работы суда. Даже если пока нормативы не утверждены, штатную численность необходимо увеличивать. В числе острых проблем и крайне длительное назначение судей, их кандидатуры могут утверждать буквально годами. Одним словом, трудностей очень много. Усугубляют положение законы, которые, мягко говоря, несовершенные.

– Что вы имеете в виду, говоря о несовершенстве законов?

– Они плохо проработаны, тексты содержат массу противоречий. Один закон противоречит другому, в одном законе содержатся противоречащие друг другу статьи. Арбитражно-процессуальный кодекс, мягко говоря, не очень хорош.

– В чем же, по-вашему, причина столь невысокого качества законов?

– На мой взгляд, причина заключается в низком уровне юридической подготовки наших законотворцев. Беда еще и в том, что среди тех, кто реально принимает законы, юристов не так много, как должно было бы быть. Их голоса тонут в общем хоре. Я принимала участие в обсуждении Арбитражного процессуального кодекса и скажу вам прямо: наш законотворческий процесс меня просто ошеломил. Надо было принять одно, а в результате приняли совсем другое.

– Наверное, ввиду загруженности суда работой сложно выкроить время для отдыха. Вам это удается?

– Без отдыха, разумеется, нельзя. Но отдохнуть можно только в отпуске. Летом я предпочитаю выбираться на дачу, на природу. Если говорить о релаксации, я безумно люблю театр. Он очень отвлекает от повседневных забот.

– Алла Константиновна, вы столько лет работаете в суде, находитесь в постоянном контакте с людьми. Не надоели они вам со своими проблемами и эмоциями?

– Нет, не надоели. Возможно, сказывается многолетняя «тренировка». Конечно, бывает, что людские эмоции перехлестывают через край, но... мне нравится работать с людьми, мне это совсем не трудно.

– На ваш взгляд, можно каким-то образом сократить количество дел, поступающих в суд?

– Сократить количество дел невозможно. От нас это не зависит. Раньше было такое понятие как профилактика. Когда мы еще были арбитражем, мы боролись за то, чтобы бесспорные требования не доходили до арбитража. Ответчик должен был удовлетворить их в претензионном порядке. С доведением необоснованных споров до арбитража тоже боролись. Ведь иногда истцы идут в суд заранее зная, что никакой перспективы выиграть спор у них нет. В результате на 10–12 процентов снижалось количество дел, дошедших до суда. Теперь профилактики нет, в суд идут все, кто желает. Это даже считается положительным моментом, расценивается как выражение доверия судебной системе. Арбитражный суд исполняет функции правосудия. Поэтому надо думать о том, как организовать работу судебной системы. Нужно внедрять альтернативные способы разрешения споров.

В начале этого года Алла Константиновна в соответствии с законом заканчивает свою деятельность в должности председателя арбитражного суда города Москвы. И скорее всего интервью нашему журналу будет последним, которое она дала средствам массовой информации в этом качестве.

Надеемся, что знания, огромный опыт, накопленный за годы работы в судебной системе, будут востребованы, и этот незаурядный человек еще послужит Отечеству.

Любой, кто считает, что его интересы и права, охраняемые законом, нарушены, может прийти в суд с исковым заявлением

Факт

С 1 июля 2004 года Московский арбитражный суд стал судом первой инстанции. Потому что образовались суды апелляционные. Раньше МАС рассматривал дела и по первой инстанции, и в апелляционном порядке, теперь он функционирует только как суд первой инстанции. В штате 180 судей. Сейчас, конечно, не комплект. 19 судебных составов – групп судей, которые специализируются на рассмотрении той или иной категории дел. По итогам этого года число дел, рассмотренных судом, достигнет 60 тысяч. Ежедневно в суде проходит порядка тысячи судебных заседаний. К счастью или к сожалению, но Московский арбитражный суд – одно из самых посещаемых мест. Зайдите в любой день в здание суда и увидите множество людей – истцы, ответчики, представители сторон.

Беседовала Елена АНТОНОВА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...