Гороскоп столичного учета-2005

Гороскоп столичного учета-2005

17.01.2005

Что больше всего интересует людей под Новый год? Правильно, гороскопы, а точнее будущее. Московские бухгалтеры тут совсем не исключение. Их тоже волнует, какими станут бухучет и налогообложение в ближайший год. Поэтому позвольте представить прогноз-2005 для бухгалтеров.

Пришедший год несет сюрпризы

В конце года обычно проходит множество мероприятий, на которых самые разные налоговые «астрологи» рассказывают о будущем бухгалтерского учета и налоговой системы России. Вот и прошедший 2004-й не стал исключением. Как всегда под Новый год появилась целая гирлянда предложений от различных министерств и ведомств, а иногда и просто от отдельных чиновников или политиков о том, как улучшить жизнь рядового столичного бухгалтера. И, заметьте, никто не сказал упростить. Зачастую под предлогом упрощения все только усложняется. Вот и наступивший год вроде бы должен быть положительным, но как все новшества отразятся в реальной жизни – покажет время. А пока посплетничаем. Может, все-таки с нашей налоговой системой произойдет что-то хорошее, ведь переделывают ее постоянно.

Для начала немного о главном. Несколько шокирующих заявлений подготовил для бухгалтеров Комитет по бюджету и налогам Государственной думы. Озвучил их депутат Сергей Штогрин.

Его прогнозы начались со ставших уже привычными заявлений. А именно: единый социальный налог будет снижаться и с налогом на добавленную стоимость плательщикам помогут, прямо указав в Налоговом кодексе, что налог, оплаченный из заемных средств, тоже вычитается, то есть фактически сведут на «нет» все то отрицательное, что принесло постановление Конституционного Суда № 169-О. Правда, депутаты приготовили и несколько сюрпризов. В частности, НДС фирмы возмещают незаконно, бедные недовольны, что они платят НДФЛ по той же ставке, что и более состоятельные граждане. С соцналогом тоже все негладко: получается, что он не единый, а платежки приходится по каждому фонду печатать. Словом, ужас, но народные избранники знают пути к спасению.

Чтобы не мучиться с вычетами по НДС, их предлагается элементарно отменить, превратив этот налог в подобие налога с продаж. То есть взиматься он будет один раз – при реализации товаров конечному потребителю. С НДФЛ тоже нет ничего сложного и хорошего. Депутаты хотят ввести еще одну ставку – 20 процентов для высоких доходов и начислять НДФЛ только с сумм, превышающих прожиточный минимум. Правда, такие нововведения похоронят так хорошо разрекламированную самую низкую ставку налога в Европе.

Единый социальный налог тоже хотят упростить. А сделать это можно, исключив из него пенсионные взносы. С 2002 года ради того же упрощения социальные платежи объединили, но теперь, похоже, другие веяния.

Однако эта позиция депутатов крайне спорная. Ряд чиновников, в частности в Минфине, считают, что не надо отменять вычеты по НДС. Нужно просто ввести спецсчета. Правда, бухгалтеры давно поняли, что хрен редьки не слаще. Впрочем, НДС-счета – более реальное нововведение. Об их применении говорят уже больше года, предлагают самые разные концепции, но пока с мертвой точки дело не сдвинулось.

Что касается России, то нашему процветанию помимо отсутствия НДС-счетов мешает статья 40 Налогового кодекса, из-за которой нельзя доначислить налоги тем, кто на 20 процентов снижает цены. Благодаря этому алкогольные компании уходят от акцизов, а другие фирмы могут платить большую часть средств тем регионам, что потом предоставляют им субсидии. Поэтому сейчас в Минфине думают о том, как статью 40 Налогового кодекса изменить (уменьшив 20-процентный предел), выдачу субсидий ужесточить, а все внутренние офшоры отменить. В общем, сделать все, чтобы бизнесмены убежали в зарубежные офшоры, а регионы остались без денег, но с защищенными правами.

О вреде подобной защиты высказывался Анатолий Кононов, единственный из судей Конституционного Суда, выступивший против определения от 8 апреля 2004 г. № 169-О (по заемному НДС), из-за которого некоторые западные инвесторы чуть не покинули Россию. Судья уточнил, что в последнее время КС РФ стал все больше увлекаться бюджетными интересами в ущерб частным. А это означает, что налогоплательщикам теперь намного сложнее победить инспекторов, чем год-два назад.

Революция?

Помимо прочего чиновники сильно обеспокоены распределением доходов между бюджетами, поэтому хотят все взять и поделить. Взять предлагается НДФЛ, который пока зачисляется по месту работы, и поделить его по регионам жительства сотрудников. Эту идею высказывал президент, а теперь ее подхватывают многие. У чиновников все выглядит очень просто: с персонала собираются заявления о том, кто и где живет (именно живет, а не прописан, поскольку на последних местный бюджет денег не тратит), а бухгалтеру остается только распределить налог и правильно его перечислить. То, что ему еще нужно узнать реквизиты счетов, следить, как бы работники не переехали, сводить суммы из десятка платежек, объяснять все расхождения налоговикам и т. д., законодатели позабыли. Иногородним, из-за которых затеян весь сыр-бор, тоже не позавидуешь. К примеру, сообщит кто-нибудь из них в свою фирму, что живет в Москве, хотя прописан в Башкирии, а потом на предприятие зайдет милиция с проверкой паспортного режима... Кстати, и налоговый форум без милиции не обошелся.

О налоге на прибыль и сближении учетов

Карен Оганян по-прежнему обещает бухгалтерам светлое будущее, то есть сблизить два учета. Правда, сам он и является автором налогового и о сближении учетов заговорил чуть ли не после появления своего детища. И сейчас г-н Оганян говорит о том же. Помимо этого он обещает бухгалтерам принять так необходимые поправки в главу 25, о которых говорится уже больше года. Плюс ко всему г-н Оганян прогнозирует фирмам в наступившем году введение МСФО. Его г-н Оганян в общем и целом одобряет для консолидированной отчетности, но не для индивидуальной отчетности компаний.

Однако в целом к введению МСФО главный человек в стране по прибыли относится отрицательно, потому как «это будет дополнительная нагрузка на предприятия». А посему, успокоил Оганян, «в ближайшее время этого не будет, и предприятия будут сдавать индивидуальную отчетность по российским стандартам».

Однако вернемся к нашему вопросу. Различия между бухгалтерским и налоговым учетом возникают уже на уровне первичной учетной документации. Проблемы вызывает порядок формирования стоимости учетных объектов и момент признания расходов. При этом чиновники заговорили просто о парадоксальном выходе из сложившейся ситуации – вернуться к расчету налогов на основании исключительно бухгалтерского учета, как было раньше, никак невозможно. Ведь в этом случае нагрузка на бухгалтерский аппарат вырастет в разы по сравнению с тем, что есть сейчас. Поэтому специалисты утверждают, что такой вариант перехода к одному учету не подходит. И остается сближать налоговый учет с бухгалтерским.

Поправки в главу 25 Налогового кодекса, которые предлагают чиновники, затрагивают учет неотделимых улучшений арендованного имущества, отдельные моменты реорганизации предприятий, порядок уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями и еще много всего. Изменения по аренде предусматривают, что амортизировать неотделимые улучшения арендованного имущества должен арендодатель, а у арендатора они относятся единовременно к вычету при соблюдении ряда ограничений и условий. С реорганизацией все еще хуже, ведь это головная боль налоговиков – отсутствие в действующем законодательстве порядка определения стоимости имущества, вносимого в уставный капитал принимающей стороны. То есть некий порядок, конечно, есть, прописанный в методичке: имущество должно учитываться по стоимости, отраженной в налоговом учете передающей стороны. Но свое мнение налоговики хотят закрепить законодательно. Если же имущество передает иностранная организация, у которой налогового учета нет и быть не может, она должна будет подтвердить стоимость передаваемого имущества.

В стране происходит множество слияний, поглощений, выделений, то есть хозяйственная жизнь кипит. Но, увы, норм, регулирующих налоговый учет всего этого, в главе 25 нет, кроме того что при реорганизации не возникает ни доходов, ни расходов. А этого явно недостаточно. Как, например, учитывать стоимость распределяемых акций при выделении? А может быть, нужно амортизировать имущество, полученное в порядке правопреемства, и будет ли оно облагаться налогом? На все эти вопросы налоговики постараются дать ответ в текущем году.

Так, полученное при реорганизации имущество предлагается в состав доходов не включать и налогом не облагать. Амортизировать его, согласно предлагаемым поправкам, нужно будет в порядке, установленном предыдущим собственником. При конвертации акций у выделяющегося общества стоимость полученных ценных бумаг будет рассчитываться исходя из стоимости конвертируемых акций. Изменения по обособленным подразделениям затрагивают две статьи Налогового кодекса: 288 и 275.1. Первые позволят в случае расположения нескольких подразделений в одном муниципалитете или регионе исчислять и уплачивать налог одному подразделению за всех. Вторые решат проблему с налогоплательщиками, обособленные подразделения которых занимаются обслуживающим производством. А еще из формулировки «налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения...» вообще предлагается исключить слово «обособленные», и тогда ни у кого не будет возникать никаких вопросов.

Немного о простом

Ни в Минфине, ни в ФНС, ни в правительстве, ни в Минэкономразвития не прекращается работа по подготовке изменений в главу 26.2 Налогового кодекса, то есть в главу про упрощенку.

Во-первых, чиновники уже несколько раз вносили изменения в эту главу. Если не учитывать техническую правку, то к наиболее важным изменениям можно отнести то, что фирмы, которые в качестве налоговой базы выбрали доходы, уменьшенные на расходы, теперь могут списывать стоимость закупленных товаров. Второе изменение – плательщики ЕНВД могут применять упрощенку. Правда, только по тем видам деятельности, которые на ЕНВД не переведены. Помимо этого планируется изменить книгу учета доходов и расходов, а также декларацию.

Кроме того, чиновники хотят подправить еще несколько положений кодекса. В частности, фирмы, которые утратили право на упрощенку, смогут вернуться к этой системе. Ведь сейчас, если компания нарушила требования кодекса, она утрачивает право на применение упрощенной системы. Подать новое заявление она может не раньше чем через один календарный год.

Также планируется подробно прописать в кодексе процедуру возврата к традиционной системе налогообложения в случае, если в уставном капитале компании доля участия других фирм превышает 25 процентов. На сегодняшний день существует только положение, но нет механизма его применения.

Перечисленные изменения будут претворены в жизнь в ближайшее время, скорее всего в первой половине 2005 года. И, в общем-то, они не очень серьезные. Однако в головах чиновников зреют и более грандиозные планы.

Краеугольных вопросов два: могут ли упрощенцы платить НДС и поднимать ли планку дохода, ограничивающую право перехода на упрощенную систему налогообложения? Что касается первого вопроса, то тут существует два пути. По одному из них пошли европейские страны. Эта концепция состоит в том, что в сумму единого налога закладывается определенный процент НДС. Потом покупатели смогут зачесть налог. Он, конечно, будет меньше, чем общая ставка налога, но тем не менее это лучше, чем ничего.

Второй путь – российский – придумали в Минфине и ФНС. Он заключается в том, что фирма при переходе на упрощенку будет сама решать, платить или не платить НДС. Причем если компания или предприниматель захочет уплачивать налог, то делать это придется по общим правилам.

В вопросе изменения критериев перехода на упрощенную систему вариантов гораздо больше. Чиновники никак не могут определиться, по какому сценарию готовить изменения. Аналитики из финансовых ведомств заявляют, что изменения должны быть минимальными. Максимум, что допускают налоговики, – поднять планку дохода предприятий, имеющих право на УСН, с 15 до 18 миллионов рублей. Пользы от этого увеличения в ФНС, признаться, не видят: по их данным, средняя выручка малой фирмы или предпринимателя составляет пять-шесть миллионов рублей в год.

Представители Минэкономразвития придерживаются прямо противоположной позиции. Они считают, что и 15, и 25 миллионов рублей – это мизерные суммы и малый бизнес давно уже перерос эти пределы. К тому же чиновники из этого министерства хотят, чтобы упрощенкой могли воспользоваться и средние предприятия. Поэтому если повышать планку, то сразу до 100 миллионов рублей. Однако на сегодняшний день ведомства к единой позиции не пришли. Так что ждать подобных изменений в ближайшее время не стоит.

Отметим, что есть и не очень положительные предложения по реформированию упрощенной системы налогообложения. Министерство финансов хочет ввести для упрощенцев новые ограничения. Согласно предложенным поправкам, если организация или предприниматель заключает агентские договоры, договоры поручения или комиссии, она не сможет работать по упрощенке. Но это правило совершенно не соответствует целям главы 26.2 кодекса, которая призвана упростить налогообложение для фирм с небольшими оборотами и индивидуальным предпринимателям. Ведь подавляющее большинство торговых предприятий, применяющих упрощенку, используют посреднические договоры. Пока трудно предположить, как минфиновцы смогут доказать целесообразность таких поправок. Чиновники заявили, что многие малые предприятия и предприниматели представляют интересы крупных корпораций. Поскольку комиссионное вознаграждение сравнительно невелико, фирмы подпадают под упрощенку. В то время как обороты компании, на которую они работают, довольно большие. Сотрудники Минфина почему-то узрели в таких операциях «серую» схему. Но это не так. Даже если упрощенец реализует товар по поручению крупной компании, то от НДС освобождено только его вознаграждение, а не стоимость продукции.

И, наконец, НДС

НДС – один из самых сложных налогов. И сейчас бухгалтеров тревожит несколько вопросов. Прежде всего, переход на торговлю со странами СНГ по принципу страны назначения. При экспорте продукции в такие страны с 2005 года начала применяться нулевая ставка НДС. Проблему составляет Белоруссия. В отношении товаров, поставляемых туда, нулевая ставка заработает, когда будет ратифицировано межправительственное соглашение. А когда это произойдет – пока неизвестно.

Сложность еще и в том, что подтверждать право на такую ставку нужно по межправительственному соглашению. В нем же будет прописан порядок представления декларации налогоплательщиком для уплаты налога при ввозе в страну назначения и для подтверждения нулевой ставки при вывозе. Для этого от плательщика потребуется специальное заявление. Налоговая инспекция принимающей стороны должна будет проставить на нем пометку об уплате налога, этим документом экспортер и будет подтверждать свое право на применение нулевой ставки.

Сейчас налоговики готовят соответствующие изменения в декларацию по НДС и разрабатывают отдельную декларацию на ввоз товаров. А чтобы налогоплательщики не запутались в новом порядке, для них подготовят специальную методичку.

Еще один сложный вопрос представляет собой переход на ставку НДС 18 процентов для организаций, оказывающих услуги по доставке периодики, занимающихся редакционными и издательскими работами, образовательной и научной литературой, размещением рекламы в СМИ, оформлением и исполнением договоров подписки. Все они с 2005 года утратили право на льготную 10-процентную ставку налога. А поскольку в отношении переходных периодов налоговики предпочитают метод «по отгрузке», в 2005 году всем им придется из своего кармана заплатить дополнительно 8 процентов НДС. «Снять» их с клиентов не удастся, ведь услуги оплачивались в 2004 году по действующей ставке 10 процентов. Поэтому налоговики обещают подготовить совместное с Минфином письмо с разъяснениями на эту животрепещущую тему.

В общем, год обещает быть событийным. Поэтому читайте журнал «Московский бухгалтер», чтобы быть в курсе всех изменений.

Кстати

Единственная страна в мире, где применяются НДС-счета, – Болгария. Наши чиновники очень пристально изучили опыт болгарских коллег. И, видимо, остались довольны. Местный бюджет получает солидный доход от использования счетов. Поэтому скорее всего счетам быть.

В Подмосковье появится свой Налоговый кодекс

Депутаты Московской областной думы готовят к принятию документ, который станет прямым руководством к действию для всех подмосковных бухгалтеров. Правда, сразу принять закон народные избранники отказались. Пока подмосковная дума лишь одобрила законопроект «Правовое регулирование налогообложения в Московской области» и отправила его на доработку.

Областная дума планирует принять закон в течение 2005 года. В проекте – шесть разделов. Первый содержит общие положения. В них, к примеру, сказано, что теперь в одном законе собраны все региональные и местные налоги Московской области.

Далее следуют три раздела, которые регламентируют полномочия областной думы по определению отдельных элементов всех региональных налогов. В отношении налога на имущество компаний, а также транспортного налога установлены порядок и сроки их уплаты, льготы и ставки. Последние четко определены и по налогу на игорный бизнес.

А вот земельный налог пока только заявлен как отдельная глава, и его сейчас дорабатывают законодатели. Депутаты планируют определить для него отдельные коэффициенты и льготы. В законе установлены также виды предпринимательской деятельности, которые предусматривают использование вмененки.

Пятый раздел подмосковного налогового кодекса регламентирует все льготы. Бросается в глаза резкое сокращение их количества. В настоящее время о них говорится в Законе «О льготном налогообложении в Московской области».

В целом новый проект объединяет чуть менее 50 областных налоговых законов. С введением в действие нового кодифицированного закона будет отменен целый ряд других.

По мнению разработчиков законопроекта, у подмосковного налогового кодекса есть несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, депутатам будет гораздо проще отслеживать и вносить все изменения в действующее законодательство. Во-вторых, используя единую терминологию, можно избежать судебных споров налогового ведомства с фирмами и компаниями.

Милиция тоже на страже...

Илья Кучеров, заместитель начальника Главного правового управления МВД России, заявил, что в ближайшее время МВД и ФНС России издадут совместную инструкцию о поиске лиц, уклоняющихся от налогового учета.

Может получиться так, что любой метод снижения налогов, прямо не предусмотренный в законе, могут посчитать неправомерным. А с такой логикой составом преступления может стать все что угодно. Сейчас подозреваемыми, у которых в ближайшее время вероятны проверки, оказались те, кто выпускает детские товары. Они начисляют НДС по ставке 10 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ), а входной НДС платят по 18-процентной ставке. Появляется разница, которую государство должно отдать, но не хочет, предполагая, что предприятия завышают свою выручку и возмещаемый НДС. Так что производителям не стоит забывать, что выпущенная продукция – это удар по российской казне и повод для ревизии. Вот такой грустный вывод можно сделать из слов милицейского начальника.

Правда, юристы по-прежнему утверждают, что плательщики все чаще побеждают в суде. Как бы эта статистика не поменялась, поскольку и милиционеры, и судьи тоже все чаще становятся на сторону налоговиков. И законодатели играют им на руку. Например, планируется, что инспекция, оштрафовавшая фирму, сможет сама снять деньги с ее счета, не обращаясь в суд. Юристы, ранее критиковавшие это предложение, сейчас уже соглашаются с ним и просят только об одном – запретить списание средств, если организация заявила в инспекцию о незаконности санкций. Но ведь это означает прямой конфликт с чиновниками, которых по-прежнему многие боятся. И если пока защитником поневоле выступает суд, то в будущем он не поможет.

Сблизим учеты?

Методы все те же. Во-первых, предлагается открытие закрытого перечня прямых расходов и возможность самостоятельно определять порядок их отнесения на готовую и незавершенную продукцию. Например, согласно схеме, принятой в бухгалтерском учете. Правда, в случае чрезмерного полета творческой мысли налоговики обязательно проверят схему распределения расходов на предмет экономической целесообразности. Во-вторых, бухгалтерам торговых предприятий дадут большую свободу в порядке формирования первоначальной стоимости покупных товаров. Уплаченные таможенные пошлины можно будет отнести либо на расходы, как это принято в налоговом учете, либо на увеличение первоначальной стоимости, как это делается в бухгалтерском. Вот, собственно, и все сближение.

Кстати

Заявление о переходе на УСН или об утрате права на применение спецрежима нужно подавать по новым формам, утвержденным налоговиками, а вот форму уведомления о смене налогового объекта (в тот краткий период, пока его еще можно было сменить, то есть до 20 декабря прошлого года) пока забыли утвердить. Поэтому пишите как получится.

Штрафы растут

Министерство финансов разрабатывает поправки в Налоговый кодекс, уточняющие размеры штрафов за налоговые правонарушения.

Представитель министерства напомнил, что эти штрафы закреплены в главах 16 и 18 Налогового кодекса РФ. «Планируется уточнить их и, возможно, скорректировать с учетом прошедшего времени применения кодекса. В 2005 году будут обсуждаться все эти вещи – уточнение составов и размеров штрафов за налоговые правонарушения», – сказал Сергей Разгулин, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Минфина.

Ранее Разгулин дал понять, что размеры штрафов на налоговые правонарушения планируется пересмотреть в сторону увеличения. «Предлагается пересмотреть размеры наказаний, чтобы они стали невыгодными; по сути, увеличить размеры наказаний, я имею в виду абсолютные значения размеров штрафов», – сказал представитель министерства.

Налоговая амнистия все-таки будет

О том, что налоговая амнистия может быть объявлена уже в этом году, заявил министр экономразвития и торговли Герман Греф. При этом министр сказал, что не стоит ждать от ее появления большой отдачи. Для того чтобы амнистия принесла реальные результаты, необходимо, чтобы были какие-то схемы инвестирования этих денег.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное