Чего ждать от директора после бухгалтерского семинара

Чего ждать от директора после бухгалтерского семинара

27.12.2004 распечатать

Не пугайтесь чрезвычайно оживленного директора, который, появившись на пороге бухгалтерии, заявляет: «Больше не говорите мне “это сделать невозможно”, лучше сразу называйте цену». Наконец-то вам поднимут зарплату! Если, конечно, не уволят

Решительные действия

– Сделать можно все, – считает Игорь Маркичев, ведущий семинара «Бухгалтерия – для генерального директора», организованного Учебным Центром «ПРАГМАТИК». – Просто для каждого продукта есть своя стоимость. Бухгалтер должен сразу сказать, что требуется для выполнения задачи, сколько это будет стоить и в каком объеме можно получить готовый продукт. Причем в качестве продукта может выступать все что угодно – хоть управленческий учет, хоть минимизация налогов. Если это минимизация, то лучше сразу уточнить еще и срок, который можно за это получить.

Сразу оговоримся, что перечить директору, побывавшему на таком семинаре, станет опасно:

– Сразу нужно определить сколько «крови» вы готовы пролить для достижения цели, – учит «генеральных» Маркичев. – Это могут быть три человека, пять человек, вплоть до увольнения главбуха. Если бухгалтер что-то не хочет делать, то фирме он не нужен. Нужно искать человека, который будет работать на фирму, а не на принципы декларирования Министерства финансов и налоговую инспекцию.

Среди задач, которые ведущий семинара предлагает решить руководителю, есть как выгодные для бухгалтера, так и не очень. Бесспорно, положительным является требование довести доходы бухгалтеров до приличного уровня. При этом бухгалтер должен выкладываться по максимуму на благо компании. Но не более 480 минут в день – иначе выдохнется.

Отчетность – не «продукт»

Руководитель больше никогда не будет говорить бухгалтерам, что они должны «делать». В его лексиконе будет только слово «сделать». Чем больше бухгалтер сделает, тем больше денег он за это получит.

Теперь все ваши действия (в смысле «продукты») директор будет считать в штуках, строках или килобайтах. Будет проверять, сколько проводок вы сделали вручную, сколько килобайт данных ввели в программу, сколько листов документов проверили и скольким клиентам напомнили, что пора отдавать документы. На каждый «продукт» генеральный заведет норматив времени и денег. И не дай Бог, вы не успеете ввести строку данных за одну минуту или проверить за час шесть страниц документов.

– Отчетность, которая сдается в налоговую, продуктом не является, – объясняет руководителям Игорь Маркичев. – Если бухгалтер работает хорошо и все данные в программу вводит правильно, то вся отчетность выводится по одному нажатию клавиши. Ее остается только подписать.

Заметьте, что «думать», по мнению Маркичева, – это тоже не продукт:

– Думать должен «генеральный», а остальные – «работать».

Все сотрудники должны писать проводки

Еще пришедшим на семинар руководителям рассказали о разнице между учетами. Получилось, что под бухгалтерским учетом на самом деле понимаются три разных вида учета: налоговый учет нужен для государства, финансовый – для инвесторов, управленческий – для владельцев компании и руководителей разных уровней. Общее между ними – бухгалтерский метод.

Лектор убежден, что бухгалтерский метод универсален для отражения деятельности фирмы. А его слова о том, что на «бухгалтерском» языке должны говорить все сотрудники фирмы, – просто мечта счетовода.

– Мой личный рекорд по обучению бухгалтерскому методу далеких от счетоводства людей – 27 минут. Именно столько времени потребовалось, чтобы начальник транспортного цеха начал писать проводки, – заявляет Игорь Владимирович.

Бухгалтерам не стоит удивляться, если вскоре в коридорах предприятия зазвучат слова «актив», «пассив», «дебет» и «кредит». В этом будут проявляться педагогические способности вашего директора. Правда, в проводках вы не найдете никаких номеров счетов.

– Главный принцип построения проводок гласит: «Все, что хорошо – это дебет, а все, что плохо – кредит», – учит «генеральных» преподаватель. – Здесь действует закон сохранения: если в одном месте убыло, в другом должно добавиться. Если есть дебет, обязательно должен быть и кредит. В актив и пассив можно записать практически все что угодно. Вот, например, хороший клиент – это актив, потому что он фирме деньги приносит. Хороший поставщик – это тоже актив, потому что он деньги экономит.

Игорь Владимирович даже предложил директорам самим на примере потренироваться составлять проводки: «Предположим, менеджер вашей фирмы договорился с клиентом, что через два дня вы поставите им 20 термосов, а оплатят они вам эти термосы через неделю. Получается, что в дебете у нас появились право потребовать оплату термосов. В кредите – наше обязательство по поставке».

Нужно требовать «активов»

– Все указания работникам нужно давать также в терминах «актив» и «пассив», – продолжает Маркичев. – Например, давая задание автоматизаторам, нужно говорить не «напишите программу, которая должна делать вот это». Надо сразу сказать: «У меня должен появиться актив “программа такая-то”, с такими-то характеристиками... И только после этого у меня появится пассив – зарплата отдела автоматизации».

Задача для бухгалтерии: «Есть актив необработанных документов, к 10-му числу должен быть актив из обработанных документов. Обработанный от необработанного документа отличается наличием подписи бухгалтера».

Бухгалтерам Игорь Владимирович тоже дал отличный совет:

– Когда директор требует, чтобы фирма экономила на налогах, – предложите ему подписать специальную бумагу. О том, что он осведомлен, к какого рода ответственности может привести экономия данных сумм. Храня у себя эту расписку, бухгалтер может обезопасить себя в случае возбуждения уголовного дела.

Впрочем, более просто – дать на подпись директору перечень недостающих счетов-фактур. Имея такую бумагу, смело выполняйте его распоряжение завыcить в декларации сумму входного НДС. Директор будет лично заинтересован в «добыче» нужных документов.

Каким должен быть идеальный бухгалтер?

Отдельным пунктом обсуждали на семинаре основные знания бухгалтера. Итак, бухгалтер должен знать юридические основы деятельности, ПБУ, экономику своего учетного участка, включая налоговые последствия, свою бухгалтерскую компьютерную программу, а также должен уметь писать инструкции и знать, как хранятся данные в компьютере.

Самым главным для бухгалтера, по мнению Игоря Маркичева, является знание границ своей компетенции. Первое правило: не уверен – посмотри инструкцию. Опять не уверен – спроси начальника. Помимо этого бухгалтер должен очень строго отличать инициативу от самодеятельности.

Среди основных навыков, которые необходимы бухгалтеру, были отмечены умение читать Налоговый, Гражданский и Уголовный кодексы, находить, шифровать и сшивать документы. Еще он должен уметь писать инструкции и задавать вопросы.

Избавим бухгалтерию от вопрошающих

Одно из самых интересных предложений докладчика было посвящено сокращению задаваемых бухгалтеру вопросов.

– Каждый день до 50 процентов своего рабочего времени бухгалтер тратит на разъяснения сотрудникам, заявил Маркичев. – Эти вопросы нужно свести к минимуму. В организации должны быть инструкции на все случаи жизни. Каждый работник должен сперва внимательно изучать все инструкции, а потом уже задавать вопросы. Если вдруг окажется, что ответ на его вопрос все-таки был где-то прописан, то работника нужно штрафовать рублей на 600. Да и приходить с вопросами нужно вместе со своим начальником. Руководитель должен быть в курсе, чего не знает его сотрудник. Еще хорошо, если все вопросы будут в письменной форме и не будут содержать больше пяти предложений.

– Я уверяю вас, – продолжил Игорь Владимирович, – что, как только вы введете такую систему, ваша бухгалтерия станет работать значительно эффективнее.

По словам Игоря Маркичева, просто достаточно четко следовать предлагаемой на семинаре технологии, и уже через 3–6 месяцев можно увидеть результат.

Анна БИРЮКОВА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.