«Загрязняющий» вычет

«Загрязняющий» вычет

10.09.2004

Многие московские фирмы в процессе своей деятельности периодически загрязняют окружающую среду. Такие проблемы могут возникнуть и у компаний, которые применяют спецрежим налогообложения. Этому посвящено письмо Минфина от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/1/70.

Если фирма перешла на упрощенную систему налогообложения и выбрала метод «доходы минус расходы», она име- ет право уменьшить выруч- ку на величину за- плаченных налогов и сборов (подп. 22 п.1 ст. 346.16 НК).

Следует заметить, что ряд платежей нельзя включить в затраты. В частности, суммы сбора за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК).

Нужно сказать, что прямого запрета о том, что нельзя включать в расходы сумму этого платежа, нет. Но в то же время перечень затрат при упрощенке – исчерпывающий.

По поводу же платы за негативное воздействие на окружающую среду нужно заметить, что она не входит в систему налогов и сборов, так как не предусмотрена Налоговым кодексом.

Однако Конституционный Суд в своем определении от 10 декабря 2002 г. № 284-О сообщил, что взимание платежей неналогового характера вполне законно.

Но все же отметим, что фирма-упрощенец может уменьшить доходы на материальные затраты (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК). В свою очередь к таким расходам можно отнести плату за выбросы (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК).

Расчет сумм за загрязнение нужно проводить на основе постановления правительства от 28 августа 1992 г. № 632. При расчете платы за выбросы нужно принимать во внимание, что существует два базовых показателя: в пределах допустимых нормативов и установленных лимитов.

Эти нормативы устанавливают по каждому ингредиенту загрязняющего вещества с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья человека. Для отдельных регионов существуют и коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Дифференцированные ставки оплаты определяют умножением базовых нормативов на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Для того чтобы включить в расходы такие выбросы, они должны быть в пределах установленных лимитов. А если же у компании нет разрешения на выброс, тогда производимое загрязнение можно считать сверхлимитным (п. 6 порядка).

Плату в размерах, которые не превышают предельные нормативы, находят, умножая ставки на величину видов загрязнений и суммируя полученные результаты.

Плату за сверхлимитное загрязнение определяют путем умножения ставок за загрязнение в пределах лимитов на величину превышения фактической массы выбросов. Далее суммируют получен- ные произведения по видам и умножают эти суммы на пятикратный повышающий коэффициент.

Перечислять плату за выбросы фирма должна в сроки, которые установит для нее территориальное отделение Министерства природных ресурсов. А если компания пропустит этот срок, то суммы по этим платежам с нее взыщут в безакцептном порядке.

Помимо этого компания должна выполнять мероприятия по охране окружающей среды. Поэтому у нее должны быть все необходимые документы. В этом случае плату за загрязнение можно списать в расходы. Если у фирмы нет разрешающих документов на выброс, то доходы на эти издержки уменьшить нельзя.

В этом письме чиновники финансового ведомства ответили также и еще на один вопрос.

Он коснулся возможности включения в расходы по упрощенке сумм единого налога. Чиновники ответили, что в главе 26.2 нет прямого запрета на включение этих сумм.

Дмитрий СКОРОБОГАТОВ

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное