Зарплата под маской

Зарплата под маской

20.10.2004 распечатать

Шеф решил, что выдача зарплаты в конверте - это прошлый век. Разумеется, полностью платить с нее ЕСН он по-прежнему не собирается. И потому намерен прибегнуть к распространенной схеме - начислять зарплату под видом освобожденных от соцналога выплат. Простоты ради обычно выбирают арендные платежи или компенсации. Но прежде неплохо бы выяснить, чем вы рискуете, пускаясь на такие хитрости.

Под видом аренды

Не платить ЕСН с части зарплаты можно, если заключить с работником фиктивный договор аренды его имущества (например, компьютера или автомобиля). Дело в том, что соцналог не нужно начислять на выплаты по гражданско-правовым договорам, которые связаны с передачей имущества в пользование (п. 1 ст. 236 НК). Аренда – как раз один из видов таких сделок.

Одну долю вознаграждения фирма будет платить работнику в виде зарплаты, другую – в виде ежемесячных арендных платежей (рис. 1). При этом лучше, чтобы сумма аренды не была намного больше зарплаты – дабы не вызывать у налоговиков ненужных подозрений. На «налоговых» расходах компания ничего не теряет: затраты на аренду, так же как и на оплату труда, можно учесть при расчете налога на прибыль (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК).

Этот способ привлекателен тем, что теоретически у фирмы есть возможность арендовать имущество у любого своего работника.

С другой стороны, слишком большое количество договоров аренды личного имущества наверняка привлечет внимание контролеров. Увидев много договоров аренды у работников, налоговики, вполне возможно, захотят увидеть еще и само арендованное имущество. Или попытаются признать аренду услугой, которую работник оказывает фирме, и доначислят ей ЕСН.

Решив поспорить с налоговиками в суде, вы скорее всего выиграете. Правда, однажды суд оказался на их стороне. Но это был Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, где «принципиально» занимают сторону налоговиков чуть ли не во всех спорах (постановление от 24 апреля 2003 г. № Ф08-1147/2003-482А). Так что такое решение – скорее исключение из правил. В другом округе судьи вероятней всего не согласятся с включением аренды в базу по ЕСН (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 5 мая 2004 г. № А62-2312/03). Именно на мнение последних и стоит ссылаться, если дело дойдет до суда.

Такая система выплаты «зарплаты» может не понравиться не только налоговикам, но и работникам. Ведь с доходов от аренды они должны будут заплатить налог на доходы физлиц. А значит, на руки станут получать меньше, чем получали в конверте. Конечно, зарплаты можно увеличить так, чтобы сотрудники не почувствовали разницы, но это уменьшит эффект от экономии на ЕСН.

Перемаскировка

Уйти не только от ЕСН, но и от налога на доходы физлиц можно, если перемаскировать зарплату. Тогда ее нужно выдавать под видом не арендной платы, а компенсации за использование в работе личного имущества (к примеру, того же компьютера или какого-то инструмента). Если сотрудник пользуется им с письменного согласия работодателя, то последний в силу в статьи 188 Трудового кодекса обязан платить за это компенсацию. Ее размер кодекс оставляет на усмотрение сторон. Поэтому ежемесячную сумму компенсации можно определить самостоятельно. Главное – закрепить ее размер в письменном соглашении с работником.

Такое имущество нужно учесть за балансом как принятое на ответственное хранение (если в соглашении сказано, что фирма отвечает за его сохранность). Поскольку чем больше бумажек, тем меньше подозрений, можно еще и составить с работником акт приема-передачи имущества.

Лазейка, которая дает возможность экономить в этом случае ЕСН, – подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. В нем сказано, что ЕСН не облагаются любые установленные законами компенсации. А не платить с них НДФЛ позволяет статья 217 Налогового кодекса.

«Первое, что приходит в голову, когда речь идет об имуществе работников, – компенсация за использование в работе личного автотранспорта. Но как раз ее в этой схеме использовать не стоит, – предупреждает Владимир Мещеряков, автор знаменитой книги “Годовой отчет”. – Дело в том, что в расчет налога на прибыль ее можно списать только в пределах установленных правительством норм. Более того, налоговики склонны считать, что с суммы компенсации, превышающей эти нормы, фирмы должны удерживать налог на доходы физлиц (подробно об этом “Расчет” рассказывал в августом номере на стр. 98). Так что это не выгодно ни самой фирме, ни работникам».

Платим за опоздание

На той же лазейке основана еще одна схема с компенсацией. Фирма задерживает выплату зарплаты работникам либо вовремя платит только ее часть. Оставшиеся деньги сотрудники получают с опозданием. Одновременно с этим фирма платит им проценты за нарушение сроков выдачи зарплаты, которые не облагаются ЕСН и НДФЛ. Выдавать такую компенсацию фирму обязывает статья 236 Трудового кодекса.

Чтобы при выплате компенсации зарплата работников осталась прежней, следует уменьшить их оклады. Конечно же, нужно предупредить, что сумма, которую они будут получать, останется прежней. Это изменение отразите в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Трудовой кодекс максимального размера процентов за опоздание не устанавливает. Фирма должна указать его в коллективном и трудовых договорах с работниками. В кодексе сказано лишь о минимальной границе компенсации: она не должна быть ниже 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от суммы просроченной зарплаты.

Понятно, что сумма экономии будет зависеть от размера компенсации. Соотношение между зарплатой и компенсацией нужно рассчитать заранее. Естественно, в разумных пределах: компенсация, во много раз превышающая зарплату, сразу бросится в глаза налоговикам.

Чтобы добровольная выплата немаленькой компенсации не вызвала у налоговиков подозрений, стоит попытаться как-то ее обосновать. Таким обоснованием может быть, например, письменное требование профсоюза, в котором состоят ваши работники.

К определению срока, на который вы будете «задерживать» зарплату, тоже стоит подойти основательно. Понятно, что если за опоздание с выдачей зарплаты на пару дней вы будете платить равную ей по сумме компенсацию, налоговикам это покажется более чем подозрительным. Поэтому срок задержки должен быть ощутимым. Но в погоне за правдоподобностью важно не увлечься. Стоит помнить, что статья 145.1 Уголовного кодекса считает невыплату зарплаты больше двух месяцев преступлением. Понятно, что и работникам такое опоздание не понравится.

«Впрочем, многим фирмам не надо специально “задерживать” зарплату, – обращает внимание Владимир Мещеряков. – Они и так платят ее не вовремя – далеко не все соблюдают правило статьи 136 Трудового кодекса. Оно обязывает фирмы платить зарплату не реже, чем раз в полмесяца. Зачастую же ее выдают по старинке – раз в месяц. Вот как раз за задержку зарплаты на эти полмесяца и можно выплачивать компенсацию.

Если именно так у вас все и обстоит, то для пущей правдоподобности можно даже заказать проведение экспертизы на вашей фирмы у компаний, специализирующихся на консалтинге по трудовым вопросам. Пусть они в своих рекомендациях напишут, что фирма нарушает требование статьи 136 кодекса, да еще и не компенсирует это работникам. Впрочем, проинформировать директора о нарушении Трудового кодекса может и кадровик в служебной записке.

Это и будет формальным поводом начать платить компенсацию. Прежде, конечно, нужно заключить к трудовым договорам допсоглашение, указав в нем срок выплаты “аванса” и его размер. Лучше, чтобы он составлял основную часть зарплаты, тогда при относительно небольшой ставке процентов сумма компенсации получится больше».

Не та епархия

Даже если подозрения у налоговиков появятся, то доказать судьям, что за компенсацией фирма скрывает оплату труда, им будет очень и очень непросто. Дело в том, что эта схема не страдает недостатком, присущим большинству других. Речь идет о риске того, что налоговики переквалифицируют сделку. Право пересчитать налоги исходя из реальной сделки, а не из той, которая ее «прикрывает», инспекторам дает статья 45 Налогового кодекса. Но все дело в том, что договор, заключенный между работником и фирмой, сделкой не является – ведь их отношения регулирует в данном случае не Гражданский, а Трудовой кодекс.

По той же причине налоговики не могут заявить, что вы завысили размер компенсации по сравнению с «обычным». Статья 40 Налогового кодекса позволяет им контролировать лишь применяемые сторонами сделки цену на товары, работы или услуги, но не размер выплат работникам. Инспекторы, бывает, пытаются это сделать, но безуспешно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 января 2002 г. № А56-10576/01). Более того, судьи вообще не считают фирму и ее работников взаимозависимыми лицами, отношения между которыми подлежат такому контролю (постановление ФАС Московского округа от 17 октября 2001 г. № КА-А40/5888-01).

Выходит, все, чем могут насолить налоговики фирме и ее руководителю, так это сообщить о хронических задержках зарплаты в трудовую инспекцию. Там скорее всего не преминут прийти с проверкой и оштрафовать директора за нарушение законодательства о труде – на сумму от 500 рублей до 5 тысяч (п. 1 ст. 5.27 КоАП). Поскольку административное наказание возможно только за те нарушения, которые совершены не больше чем за два месяца до момента их обнаружения, то директору придется заплатить всего два таких штрафа.

Правда, после этого придется либо отказаться от схемы, либо сменить (хотя бы формально) директора. Ведь если трудовые инспекторы в течение года с момента уплаты штрафа еще раз явятся с проверкой и обнаружат, что работники по-прежнему получают зарплату с опозданием, то директору грозит уже дисквалификация на год (п. 2 ст. 5.27 КоАП).

Как требует закон

Проблемы могут возникнуть и со списанием обеих компенсаций в расходы при расчете налога на прибыль. Прямо ни та, ни другая в составе расходов в 25-й главе не названы. Перечень расходов, конечно, открыт. Но налоговики могут счесть выплату компенсаций затратами экономически неоправданными и со ссылкой на статью 252 Налогового кодекса исключить их из «налоговых» расходов фирмы.

В том, что касается обоснованности самих затрат на компенсации, возразить налоговикам просто: и ту, и другую фирма просто обязана платить по закону. Сложнее с обоснованием размера компенсаций. В случае с процентами за задержку зарплаты им, как мы уже говорили, может быть, к примеру, требование профсоюза или самих работников.

«С обоснованием компенсации за использование личного имущества все иначе. Если ее размер будет в несколько раз больше суммы ежемесячной амортизации, которую фирма начисляла бы в налоговом учете на такое же свое имущество, то доказать экономическую оправданность будет непросто, – предупреждает Владимир Мещеряков. – Налоговики могут заявить, что фирме дешевле было бы купить необходимое имущество самой, а не переплачивать работникам. На это можно возразить, что такая покупка потребовала бы больших единовременных трат. А выплачивая компенсацию, фирма тратит хоть и в общей сумме больше, зато не сразу».

Рис. 1. Как сэкономить ЕСН с помощью договора аренды имущества работника
Дано:
Зарплата 10 000 руб.
x 35,6%
--->
ЕСН 3560 руб.
Решение:
<---
Зарплата 10 000 руб.
--->
Зарплата 6000 руб.

Арендная плата 4000 руб. x 35,6%
|
x 35,6%
|

|
|
|
ЕСН 2136 руб.

ЕСН не облагается
Экономия: 1424 руб. ЕСН в месяц (3560 руб. — 2136 руб.)

Рис. 2. Как сэкономить ЕСН с помощью компенсации за просроченную зарплату
Дано:
Зарплата 6 000 руб.

x 35,6%
--->

ЕСН 2136 руб.
Решение:
<---

Зарплата 10 000 руб.

--->





Вовремя выплатили 2 000 руб.
---
Выплатили с опозданием 2 000 руб.

Проценты за просрочку 2 000 руб.

|
x 35,6%
|


|
|
|

ЕСН 1424 руб.


ЕСН не облагается
Экономия: 712 руб. ЕСН в месяц 2136 руб. — 1424 руб.)

Иван ВАСИЛЬЕВ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.