Налог на прибыль сэкономит заморский посредник

Налог на прибыль сэкономит заморский посредник

17.09.2004

Получив доход от реализации товара за границу, фирма должна заплатить налог на прибыль. Значительно уменьшить эту сумму можно с помощью оффшорной компании. А чтобы налоговики не признали сделку притворной, нужно правильно оформить документы по сделке

Проще простого

Сэкономить налог на прибыль можно не только с помощью фиктивных расходов, которые фирма затем получает в виде черного нала. Снизить налоговую нагрузку получится, если «очернить» часть ее доходов. Чтобы это сделать, нужно «перенести» основную сумму выручки на торгового посредника – специально зарегистрированную фирму.

Для экспортеров в качестве такого посредника идеально подходит оффшорная компания. В подавляющем большинстве оффшорных зон фирмы не платят налог на прибыль с доходов, полученных за территорией страны.

Оффшорку делают промежуточным звеном в цепочке «поставщик-покупатель». Допустим, вы нашли заграничного покупателя и уже договорились с ним о поставке товара на крупную сумму. Вместо одного договора вы заключаете два. В первом продавцом будет ваша фирма, а покупателем – оффшорная компания. По второму договору оффшорка реализует этот товар конечному покупателю – иностранной фирме.

«Продавая» товар оффшорной компании, российский поставщик делает минимальную наценку. Тем самым он сводит свою прибыль к небольшой сумме, с которой и заплатит «отечественный» налог на прибыль. Основная наценка попадает в договор с иностранным партнером, который перечисляет деньги на счет оффшорки. Тем самым на нее «падает» 90 процентов всей прибыли. Налог на прибыль с этой суммы платить не нужно (см. схему).

Таким нехитрым способом оффшорная компания не только экономит налоги российскому экспортеру, но и становится для него своеобразным хранилищем вырученных денег. Для покупателя применение этой схемы абсолютно необременительно: кроме названия фирмы-поставщика, в договоре ничего не меняется. Ведь цена и условия поставки для него остаются прежними.

Маскируем транзит

Если де-юре в схеме с торговым посредником участвуют три фирмы, то де-факто товар идет транзитом из первого сразу в третий пункт. То есть напрямую к иностранному покупателю, минуя оффшорные острова. Этот факт «вылезает» в первичных документах: в договоре между российской фирмой и оффшоркой в качестве грузополучателя указана не оффшорная компания, а иностранный покупатель.

Жаль только, что, сэкономив на перегрузке, продавец неизбежно столкнется с налоговиками. Для них таким образом оформленные документы – лишняя зацепка, чтобы поковыряться в документах фирмы и как минимум оставить ее без экспортного НДС.

Теоретически, указывая в счете-фактуре в качестве покупателя и получателя груза две разные фирмы, поставщик ничего не нарушает. Однако доказывать это через суд – не самый простой способ выйти из положения.

В первом договоре поставки оффшорную компанию нужно указать и в качестве покупателя, и в качестве получателя груза. При этом местом доставки груза должна стать не страна регистрации оффшорки, а какая-нибудь близлежащая заграничная остановка по пути следования вашего груза.

Лучше всего для такого пункта выбрать таможенный лицензионный склад, который всегда можно найти на территории соседних европейских государств. Например, если товар отправляют в Италию, местом доставки груза от российской фирмы может стать Словения; если в Финляндию – Прибалтика.

Таможенный лицензионный склад – это таможенный режим, при котором ввезенные из-за границы товары хранятся под таможенным контролем. Он не является таможенной территорией. Поэтому попадающие туда товары не подлежат обязательному таможенному оформлению, и с экпортера не взимают пошлину.

Преимущества таможенного лицензионного склада трудно переоценить. Это прекрасное место для того, чтобы произвести замену «внешнеэкономической» накладной – инвойса. Вам не придется даже разгружать контейнер с товаром.

В договоре поставки укажите, что обязанности поставщика считаются выполненными с момента поставки груза на таможенно-лицензионный склад. После того как товар туда привезут, заключите соглашение с одним из таможенных брокеров. Он переоформит груз и даст водителю новый экземпляр инвойса, в котором местом доставки будет уже страна конечного покупателя товара. Вам останется лишь своевременно высылать брокеру грузовые документы по каждой партии товара.

Некоторые особо экономные предприниматели просят своих водителей, чтобы те меняли инвойсы в пути, не заезжая ни на какой склад. У водителя просто лежат две накладных: она на видном месте, другая – «в закромах». Когда он пересекает границу, то просто меняет их местами.

Если вам не нужны проблемы с таможенниками, от такого устаревшего способа лучше отказаться. С большинством европейских государств Россия заключила таможенные соглашения. Поэтому сейчас у иностранных таможенников есть возможность получить информацию о любом грузе и месте его доставки, просто сделав запрос по телефону.

Защищаем фирму от директора

Оффшорную компанию в большинстве случаев регистрируют на номинального директора. Это позволяет «не светиться» бенефициарному владельцу компании.

Бенефициарный собственник – это человек, в интересах которого регистрируют оффшорную компанию. Ее не юридический, а фактический владелец.

Если договор между российской и оффшорной компаниями подпишет с двух сторон один и тот же человек, обвинений из уст налоговиков в том, что он уклоняется от уплаты налогов, не избежать. Поэтому и прибегают к услугам номинального директора – этакого «министра без портфеля». Его работа – подписать учредительные документы, выпустить доверенность на бенефициара или его адвоката, получить за это вознаграждение, а потом жить припеваючи.

Тем не менее с юридической точки зрения номинальность директора – не более чем условность. При желании этот человек может воспользоваться своими полномочиями и втайне от настоящего владельца распорядиться его имуществом.

Такого развития событий опасаются многие покупатели оффшорок. Поэтому фирмы, поставляющие их на российский рынок, предлагают на выбор несколько вариантов, как обезопасить фирму от ее директора.

Проще всего ограничить полномочия директора с помощью устава. Например, указать в нем, что директор не имеет права без согласия акционеров продавать имущество стоимостью более 20 тысяч долларов (условно). Однако тем самым вы ограничите и собственные действия, ведь директор не может выдать бенефициару доверенность с большим объемом прав, чем его собственный. При каждой крупной сделке придется оформлять дополнительно протокол согласия акционеров на ее совершение и т. д.

Другой инструмент, связывающий руки номинальному директору, – отказное письмо. По своей сути это заявление об увольнении по собственному желанию с открытой датой. Его недостаток в том, что пустить такой документ в ход вы сможете лишь после того, как директор сделает свое «грязное дело» и улизнет с деньгами. Конечно, у вас будет письменное основание для того, чтобы признать сделку, совершенную от его лица, недействительной. Но не факт, что по решению суда удастся вернуть похищенное им добро.

Самый эффективный способ держать директора в рамках – нанять на его должность агента, через которого вы регистрировали оффшорную компанию в Реестре. Если, конечно, это позволяет законодательство той страны, в которой «прописана» ваша оффшорка.

Реестр – государственное учреждение на территории оффшора, которое ведет регистрацию всех фирм. С частными лицами Реестр дела не имеет. Он работает с ними только через агентов. Это нотариусы или юристы, специально зарегистрированные и имеющие лицензию на ведение юридической практики.

В этом случае директором вашей фирмы станет профессиональный юрист, который зарабатывает деньги на регистрации компаний и которому глубоко безразлично, что вы будете делать со своим детищем. Хотя бы потому, что таких контор у него огромное количество, он не знает номера вашего счета в банке и в случае чего как директор несет уголовную ответственность за нарушение законов своей страны.

Чтобы стать агентом в оффшоре, нужно получить юридическое образование (а сделать это в большинстве случаев можно только за границей) и депонировать на счет Реестра в качестве резерва от нескольких сот тысяч до миллиона долларов. Ясно, что сделать это может лишь состоятельный человек, который вряд ли будет рисковать своим бизнесом ради случайной наживы.

Благодарим за помощь в подготовке материала консалтинговую группу «Таx Cosulting U.K. Limited».

Светлана МАТВЕЕВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное